Откуда ноги растут...


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Иг. Товия 20:29:32 09/12/1999
в ответ на: Православие и ВСЦ. Первое заседание Специальной Комиссии по православному участию в ВСЦ, отправлено Александр Иванов 13:55:57 09/12/1999:

Кстати, следующего документа я как-то не встречал в сети. 
(прошу прощения за нек. пространность — это цитата) 
Иг. Товия. 
 
МЕЖПРАВОСЛАВНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ по теме: 
"ОЦЕНКА НОВЫХ ФАКТОВ В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ПРАВОСЛАВИЕМ И ЭКУМЕНИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЕМ" Салоники (Греция) 29 апреля — 2 мая 1998 года 
 
От редакции 
 
С 29 апреля по 2 мая 1998 г. в Салониках (Греция) состоялось всеправославное совещание, посвященное теме, которая волнует сегодня очень многих не только в Русской, но и в других  Поместных Православных Церквах: взаимоотношению между Православием и экуменическим движением. 
Православная Церковь участвует в экуменическом движении с начала XX столетия, в том числе почти пятьдесят лет — во Всемирном Совете Церквей, Членом этой организации в 1948 г. стали Константинопольская и Элладская Православные Церкви: в начале 60-х годов к ним присоединились Русская и другие Поместные Православные Церкви. 
В последние годы внутри нескольких Поместных Православных Церквей усиливается недовольство теми тенденциями, которые имеют место в протестантском мире и отражаются на повестке дня Всемирного Совета Церквей. Все чаще православные члены ВСЦ оказываются вовлеченными в дискуссии по вопросам, изначально чуждым их собственной традиции — таким, как интеркоммунион (т. е. совместное причащение представителей разных конфессий), инклюзивный язык (т. е. употребление женского рода по отношению к Богу), женское священство, права и свободы сексуальных меньшинств. Все эти тенденции подвергаются справедливой и конструктивной критике со стороны православных участников ВСЦ и экуменического движения. 
С другой стороны, внутри Православных Церквей усиливается и несправедливая, незаслуженная критика в адрес иерархов и клириков, на которых церковное священноначалие возлагает ответственную миссию участия в межхристианских контактах, свидетельства Православия перед лицом инославного мира. Этих иерархов и клириков обвиняют в ереси и вероотступничестве; о них говорят и пишут в хамском, глумливом и непристойном тоне. Подобного рода обвинения в основном исходят от схизматических групп (таких, как греческие старостильники) или от тех членов Православной Церкви, которые заражены их идеологией. Эти обвинения подрывают авторитет церковных властей и тем самым наносят урон мировому Православию. 
Процесс переоценки прошлого и настоящего участия Православных Церквей в экуменическом движении ясно присутствует сегодня в Поместных Церквах. Две Церкви, а именно Грузинская и Болгарская, уже сделали радикальный шаг: Грузинская Церковь приняла решение о выходе из Всемирного Совета Церквей, а Болгарская Церковь готова заявить о своем выходе на Ассамблее ВСЦ в Хараре. Иерусалимская Церковь в течение нескольких лет не посылает своих делегатов на экуменические мероприятия, хотя и не выходит формально из ВСЦ. В Сербской Церкви усиливаются критические голоса в адрес экуменизма, хотя и эта Церковь остается членом ВСЦ — вопреки неверной информации, распространяемой у нас некоторыми печатными изданиями. Наконец, в Русской Церкви ведется весьма острая полемика по вопросу экуменизма, хотя и наша Церковь пока не приняла решение о выходе из ВСЦ. 
С другой стороны, в Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Румынской, Кипрской, Элладской, Польской, Албанской, Чехословацкой и Американской Православных Церквах преобладает позитивное отношение к экуменизму. В этой связи особенно важным было Вссправославное совещание, которое не только определило общее отношение Православия к экуменическому движению на современном этапе, но и одобрило приемлемые для всех православных формы участия в межхристианской деятельности и, в частности, в работе Всемирного Совета Церквей. Главной задачей совещания было предотвращение раскола внутри Православной Церкви по вопросу об отношении к экуменизму: нельзя было допустить, чтобы мировое Православие раскололось на два "лагеря" по своему отношению к экуменическому движению. 
Всеправославное совещание в Салониках было созвано по инициативе Русской и Сербской Православных Церквей. От каждой Поместной Православной Церкви а нем принимали участие один представитель и один консультант: от Русской Православной Церкви таковыми были соответственно митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и иеромонах Иларион (Алфесв). 
Обсуждение экуменической темы было весьма напряженным. В частности, в неприятном положении оказались делегаты Грузинской и Болгарской Православных Церквей, которым со стороны представителя Константинопольской Церкви был высказан упрек в том, что они приняли решение о выходе из ВСЦ без совещания с другими Поместными Православными Церквами. Представитель Грузинской Церкви принес свои извинения, но сообщил о том, что другого решения его Церковь принять не могла, так как всякое промедление грозило внутренним расколом. 
Особой остроты дискуссия достигла после того, как митрополит Кирилл от имени руководства Русской Православной Церкви сделал радикальное предложение: послать на VIII Ассамблею ВСЦ, которая состоится в декабре 1998 г. в Хараре (Зимбабве), не официальные делегации, но лишь наблюдателей, которые не будут участвовать ни в голосовании, ни в дискуссии, ни в богослужениях и молитвах. Такой шаг был бы сигналом для руководства Всемирного Совета Церквей о том, что необходима коренная перестройка всей структуры меж христианок их отношений, которая учитывала бы в полной мере особенность отношения Православия к инославию. 
Это заявление практически парализовало работу Совещания. Начался процесс взаимных консультаций и переговоров. Было, в частности, проведено совещание глав делегаций. Казалось, что совещание закончится неудачей, настолько сильно разошлись позиции Константинополя и Москвы. Именно тогда митрополитом Кириллом было предложено компромиссное решение: послать делегации на Ассамблею в Хараре, но описать их мандат таким образом, чтобы он сводился к функциям наблюдателей (без употребления самого термина "наблюдатель"). Каждая Поместная Православная Церковь, в том числе и те, что уже вышли из ВСЦ, направляют делегатов на Ассамблею в Хараре, но не для участия в основной работе Ассамблеи, а только для того, чтобы там, перед лицом инославных, заявить свой решительный протест происходящему в ВСЦ, и потребовать его перестройки. При этом православные делегаты не будут принимать участия в молитвах и других религиозных церемониях, а также в голосованиях и дискуссиях. 
Данное предложение представителя Русской Церкви было принято, хотя и с некоторыми оговорками, всеми участниками заседания в Салониках, в том числе и представителями Константинополя. Удалось достигнуть сбалансированного решения, которое позволяет всем Церквам заявить о своей озабоченности и сообща настаивать на необходимости коренной структурной перестройки ВСЦ. В документе Салоникской встречи было подчеркнуто, что в случае, если такая перестройка не будет проведена, другие Поместные Православные Церкви последуют примеру Грузинской Церкви и прекратят членство в Совете. 
Работа над составлением итогового документа была весьма напряженной. Особенно важным для всех участников представлялось включение в документ пунктов о категорическом осуждении тех схизматиков и "православных экстремистов", которые используют тему экуменизма для борьбы с церковным священноначалием. Было подчеркнуто, что участие православных в межхристианской деятельности всегда основывалось и основывается на церковных канонах, решениях Поместных Соборов и Синодов, Всепра-вославного Совещания 1986 г. и Совещания Глав Поместных Православных Церквей 1987 г. Было отмечено, что Православие никогда не предавалось и не предается ни одним официальным представителем Поместных Церквей, но что, напротив, участие этих представителей обусловлено их верностью и послушанием Церкви. 
Не менее важным было заявление о том. что участники встречи единодушны в своем понимании необходимости продолжения участия в различных формах межхристианской деятельности, а также о том, что такая деятельность является миссией свидетельства об Истине, возложенной на нас Самим Господом Иисусом Христом. 
Участники Салоникской встречи отметили важность того, чтобы все решения, касающиеся участия Православных Церквей в экуменическом движении, принимались согласованно: одностороннее решение, принятое отдельной Поместной Церковью, лишь ослабит единство Православия. 
Совещание в Салониках, как нам представляется, имело важное значение не только для выработки рекомендаций по экуменической теме, но и для укрепления все православного единства. Оно еще раз подтвердило сплоченность и солидарность представителей всех Поместных Православных Церквей перед лицом как инославного мира, так и "внутренних врагов" — схизматиков, раздирающих Хитон Христов и подрывающих Церковь своей раскольничьей деятельностью. В этом смысле о совещании можно говорить как о "торжестве Православия", благодаря которому весь мир еще раз воочию убедился в истинности слов Спасителя о том, что врата адовы не одолеют Церковь Христову. 
Салоникское совещание еще раз подтвердило, что Православные Церкви не хотят и не могут уйти в самоизоляцию, отказываться от возможности свидетельства об истине Православия перед лицом инославных христиан. Но не менее очевидным стало и другое: нынешнее состояние Всемирного Совета Церквей более не удовлетворяет Православную Церковь, которая будет искать новые пути, новые возможности и новые формы для того, чтобы ее голос был слышен инославному миру. 
Иеромомах Иларион (Алфеев) 
 
 
 
Митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ 
КРЕДИТ НАШЕГО ДОВЕРИЯ К ВСЕМИРНОМУ СОВЕТУ ЦЕРКВЕЙ ИСЧЕРПАН 
(печатается в сокращении) 
 
Пока Русская Православная Церковь пребывала в социальном "гетто", покуда голос ее не был слышен за церковной оградой, не было и тех проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Ныне голос Церкви хорошо различим, она оказывает реальное влияние на духовную жизнь общества, на законодательный процесс в парламенте, на многие другие аспекты жизни. Под этим углом зрения и нужно рассматривать, по крайней мере частично, отношение в нашем обществе к участию Русской Православной Церкви в экуменическом движении. Давление, которое оказывают на нее различные антицерковные силы как вне, так и внутри Церкви, возрастает пропорционально умножению влияния нашей Церкви на общественную и государственную жизнь. 
У нас существуют две группы людей, критически относящихся к экуменическому движению. Первая количественно незначительна, хорошо организована и хорошо финансируется, издает газету и иную литературу. Эти издания нередко бесплатно предлагаются по епархиям, монастырям, духовным школам. Их распространяют люди, одновременно разъясняющие позицию авторов всем, кто задает вопросы. 
Главные аргументы этой группы таковы: экуменизм — это совокупность ересей, главная ересь XX века; Русская Православная Церковь вступила в ВСЦ под влиянием атеистического правительства, которое стремилось ослабить авторитет Русской Церкви в народе и потому толкало руководство Церкви к этому шагу. 
Эта группа также утверждает, что сейчас участие Русской Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей обусловливается лишь тем единственным обстоятельством, что власть в Церкви находится в руках иерархов-еретиков, вероотступников, предателей Православия, которые злодейски продолжают линию, навязанную атеистической властью. 
Исходя из этого, предлагается прежде всего немедленно добиться выхода из ВСЦ и осудить действия руководства Церкви, которое в свое время приняло решение о вступлении, и одновременно предать церковному суду тех, кто сегодня представляет Русскую Церковь в экуменическом движении. 
Следующий шаг — прекратить общение с Православными Церквами, имеющими отношения с экуменическим движением, и. в частности, с теми, кто придерживается григорианского календаря и особенно новой пасхалии. Одновременно установить евхаристическое общение с Русской Зарубежной Церковью и с греческими "старостильниками". 
Группа, о которой было сказано выше, относительно малочисленна и сама по себе не способна повлиять на умонастроения широких масс верующих. Но есть немало порядочных, честных, преданных Церкви людей, которые воспринимают подобные антиэкуменические настроения не а силу своих симпатий к этой группе, но потому, что, знакомясь с положением дел во Всемирном Совете Церквей и в экуменическом движении, они получают самое отрицательное впечатление. Это происходит потому, что они реально не видят положительных последствий участия православных в этой организации. 
Совершенно очевидно, что за последние 50 лет в протестантских церквах развились богосливие и практика, которые создают новые преграды и новые разделения в христианском мире. 
Конечно, можно было бы сказать, что все эти новые разделения есть реальность, относящаяся непосредственно к самим протестантским церквам, что ВСЦ в целом здесь ни при чем. Но проблема заключается в том, что все эти нововведения протестантизма становятся видимыми для православных именно во Всемирном Совете Церквей. Приведу некоторую схему Генеральных Ассамблей ВСЦ: 
— Упсала, 1968 год. В кафедральном соборе города Упсалы, где совместно причащались все англиканские и протестантские участники. После этого православные подвергаются критике за их отказ участвовать в совместном Причащении. 
— Найроби, 1975 год. Принимается резолюция о женском священстве. Православные выступают резко против. Резолюция, призывающая Церкви не взирать на экуменические обязательства и рукополагать женщин, проходит арифметическим большинством голосов. 
— Ванкувер, 1983 год. Мы встретились с новым для нас понятием "инклюзивного языка" Библии и впервые услышали, как Бог упоминается в женском роде и как это упоминание включается в текст экуменических молитв. К сожалению, протест православных был не слишком резким. 
- Канберра, 1991 год. Православные столкнулись с вызовом, ярко выразившим идею синкретизма, идею присвоения богословской ценности так называемым "духам местной культуры". Православные очень активно и резко протестовали. Там же была проведена встреча православных участников, на которой мы выработали богословское обоснование нашей позиции и наметили пути разрешения проблем, существующих в ВСЦ. 
Должен с горечью констатировать, с тех пор прошло семь лет, однако ничего из того. что предлагали православные в Канберре, не сделано. 
Возникает принципиальный вопрос: что все это означает? Почему самые высокие и значительные заявления православных остаются без внимания, а их просьбы не удовлетворяются? Почему православные вынуждены обсуждать проблемы, которые они не желают обсуждать, но которые им буквально навязываются? А в то же время вопросы, реально заботящие Православные Церкви, остаются вне поля зрения ВСЦ. 
Поскольку подобное явление носит системный характер и имеет место практически на протяжении всей истории членства правосланных в ВСЦ, то не означает ли это, что в самой природе организации существует некий изъян, некая недостаточность, препятствующие актуализации насущных проблем меньшинства, к которому в рамках ВСЦ принадлежит Православие? Хорошо известно, что решения ВСЦ не обязательны для церквей-членов, что участие в ВСЦ не предполагает согласия с богословием и экклезиологней других церквей-членов, что само наименование церковь-член есть наименование условное, никоим образом не свидетельствующее о признании данного члена ВСЦ в качестве Церкви со стороны других церквей-членов. 
И тем не менее совершенно очевидно, что без радикального изменения не одного только Всемирного Совета Церквей, но и всей системы межхристианских отношений мы будем оставаться в том же порочном круге, в котором пребываем доныне. Ибо теперешняя ситуация  вовлекает нас в обсуждение проблем, которые бросают тень на православных представителей и не принимаются православным сознанием. В итоге мы рискуем стать свидетелями такого развития в протестантских церквах и во Всемирном Совете Церквей, с которым мы уже не сможем согласиться ни по экклезиологическим, ни по догматическим, ни по нравственным соображениям. Итак, отпущенное нам время истекло. Сегодня уже поздно говорить: давайте направим еще одно обращение в ВСЦ, давайте еще раз попросим обратить внимание на наши проблемы. Опыт показал, что в результате такого рода действий реально не происходит ничего. 
Но что же тогда надлежит делать? 
Во-первых, должным образом ответить схизматикам и хулителям Православия. которые используют экуменическую тему для провокации раскола и ослабления реального влияния Православной Церкви на жизнь общества. Необходимо ясно сказать, что существуют ясные канонические основания для участия Православных Церквей в деятельности ВСЦ. Это — законные решения Архиерейских соборов и Синодов Поместных Православных Церквей, а также законные решения на всеправославном уровне. Участие Православных Церквей в экуменическом движении было определено не деятельностью тех или иных архиереев и богословов, но официальным решением всех Поместных Православных Церквей, которые таким образом вступили на трудную стезю совместного и согласованного свидетельства о Православии ц неправославном мире. 
Настало также время всеправославно засвидетельствовать, что за всю историю участия православных в экуменическом движении не было ни одного случая вероотступничества тех православных иерархов или богословов, киторые официально представляли свои Церкви в этом движении и которые в смиренной покорности своим Церквам исполняли возложенное на них послушание. 
Во-вторых, мы обязаны ответить и тем благочестивым, благонамеренным людям, верным чадам нашей Церкви, которые, со своей стороны, также критикуют ВСЦ. Ответить не только на словах, но и делом, способствуя радикальным изменениям в системе межхристианских отношений. 
Очевидно, что в сегодняшнем мире, основанном на принципе взаимозависимости и взаимопроникновения культур, православные не имеют возможности самоустраниться от диалога, заявив: "Мы не желаем ни с кем иметь дела. Будем жить сами по себе". Ныне этого нельзя совершить без ущерба для нашего свидетельства о Православии. Поэтому, не отвергая идею сотрудничества и взаимодействия с христианскими церквами, мы должны задуматься о выработке новых принципов и новой методологии, переосмыслить практику нашего участия в ВСЦ и в экуменических программах. Ибо время, в течение которого Всемирный Совет Церквей был актуален и эффективен, ныне подошло к концу. Сегодня христианское сообщество нуждается в иных механизмах и иных структурах, которые способствовали бы поддержанию и развитию диалога между христианами. 
Таким механизмом и такой структурой мог бы стать Всемирный христианский форум, не предполагающий формального членства церквей. Ибо нынешняя идея членства в ВСЦ представляется с богословской точки зрения в известной степени уязвимой. Ведь если Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь, которая и есть Церковь Православная, согласится мыслить себя частью некоей иной, межцерковной структуры, то эта последняя автоматически будет как бы наделена "более вселенским" статусом по сравнению с тем, который имеет сама наша Церковь, чего, конечно, быть не может по определению. Пятьдесят лет назад православные не задумывались об этом, но нынешняя ситуация во Всемирном Совете Церквей выдвигает вопрос о модальности понятия членства в число первоочередных. Другая проблема заключается в том, что, соглашаясь в рамках ВСЦ именовать "церквами" различные протестантские группы и секты, мы тем самым невольно привносим элемент соблазна в православное сознание. Конечно, специалистам известно, каким образом это противоречие разрешается в Торонтской декларации 1950 года, однако много ли у нас людей, которые знают о ней? 
В деятельности такой организации, как Всемирный христианский форум, посланники Православия могли бы участвовать без ущерба для их убеждений и без утеснения интересов. Будь этот форум именно таким, он мог бы действительно стать взаимоприемлемым местом встречи для христиан всего мира, отличаясь от нынешнего Всемирного Совета Церквей куда большей представительностью и эффективностью. Нас, православных, ничто не понуждает быть заложниками отживших свой век моделей. Почему, спрашивается. мы должны, рискуя единством наших Церквей, защищать такую структуру и такую организацию, которые, очевидно, плохо устроены и плохо работают? В конце концов, если Римско-Католическая Церковь считает наиболее отвечающим своим интересам статус наблюдателя в ВСЦ, то почему Вселенское Православие не должно обеспокоиться своим статусом в зтой организации? Нынешний этап межцерковного взаимодействии требует от нас свежих идей и нестандартных подходов. Это проблема не только наша, но в равной степени и всего христианского мира, стоящего перед необходимостью совместного формулирования своих ответов на вызовы современной цивилизации. 
Хотел бы завершить свое выступление конкретным предложением в связи с предстоящей Ассамблеей ВСЦ в Хараре (Зимбабве). Лично я не могу представить себе участия официальных представителей Православной Церкви в ожидаемой дискуссии о допустимости однополых браков. Поэтому в знак нашей общей решимости быть услышанными Христианским сообществом предлагаю направить в Хараре не официальные делегации, а наблюдателей, которые могли бы засвидетельствовать всемирному христианскому сообществу глубочайшую озабоченность православных положением дел во Всемирном Совете Церквей и потребовать его немедленного радикального реформирования. Статус наблюдателей освобождает православных от необходимости участвовать в дискуссии, голосоаацни и экуменических молитвах на Ассамблее. Мы достигли той точки, когда необходимость радикальных решений уже не вызывает сомнения. Кредит нашего доверия к ВСЦ исчерпан, кризис организации драматически усугубился. Поэтому именно Ассамблея В Хараре должна стать историческим поворотным пунктом в полувековой истории ВСЦ. Если наша позиция будет принята во внимание, то разрешение нынешнего кризиса можно было бы возложить на специальную Смешанную комиссию, в которой будут равноправно представлены посланцы Православных Поместных Церквей и ВСЦ. 
Единые в нашем понимании как возложенный на нас Спасителем миссии свидетельства об Истине перед лицом инославного мира, мы видим свой долг в том, чтобы соделать голос Православной Церкви слышимым и авторитетным "даже до конец земли". Осознание важности этого делания движет нами в поисках новых путей и новых форм нашего свидетельства. 
 
 
 
ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ 
 
1. Мы, делегаты от всех канонических Православных Церквей, силою Воскресшего Христа встретились в историческом городе Салоники (Греция) в период с 29 апреля по 2 мая 1998 года по приглашению Его Святейшества Вселенского Патриарха Варфоломея, откликнувшись на инициативу Русской и Сербской Церквей и в связи с выходом Грузинской Церкви из Всемирного Совета Церквей. Щедрое гостеприимство участникам встречи, которую помогала проводить Организация "Салоники — культурная столица Европы-97", было оказано Его Высокопреосвященством митрополитом Фессалоникийским Пантелеймоном. 
2. Председательствовал на встрече митрополит Эфесский Хризостом (Вселенский Патриархат). Заседания проходили в духе христианской любви, братского содружества и взаимопонимания- Делегаты испросили молитв и благословения Его Святейшества Патриарха Варфоломея и других высокочтимых Предстоятелей Православных Церквей. Участники получили поздравительные телеграммы от всех Предстоятелей. Они выразили свои наилучшие пожелания Его Блаженству Христодулу, новому Архиепископу Афинскому и всей Эллады, в связи с его избранием. 
3. Митрополит Эфесский Хризостом представил вступительный доклад по теме заседания, а затем выступили все делегаты, рассказавшие об их отношении к экуменическому движению и, в частности, к ВСЦ, а также давшие оценку критическим проблемам, с которыми они сталкиваются. Во Время дискуссий было проанализировано участие Православных Церквей в органах ВСЦ, принимающих решения. 
4. Делегаты единогласно осудили те группы раскольников, а также определенные экстремистские группы внутри Поместных Православных Церквей, которые используют тему экуменизма для критики церковного руководства и подрыва его авторитета, тем самым пытаясь вызвать разногласия и расколы в Церкви. В поддержку своей несправедливой критики они используют ложные материалы и дезинформацию. 
5. Делегаты также подчеркнули, что православное участие в экуменическом движении всегда основывалось и основывается на Православном Предании, на решениях Священных Синодов Поместных Православных Церквей и всеправославных встреч, таких, как Третье Предсоборнос совещание 1986 года и встреча Предстоятелей Поместных Православных Церквей 1992 года. 
6. Участники единодушны в своем понимании необходимости продолжения участия в разных формах межхристианской деятельности. 
7. Мы не имеем права отказываться от миссии, возложенной на нас Господом Иисусом Христом, — миссии свидетельства Истины перед неправославным миром. Мы не должны прерывать отношений с христианами других конфессий, готовыми сотрудничать с нами. 
8. Действительно, ВСЦ являлся и является форумом, на котором вера Православной Церкви, ее миссия и ее суждения по ряду вопросов, таких, как мир, справедливость, развитие и экология, стали широко известны неправославному миру. Плодотворное сотрудничество было установлено с другими членами Совета в ответ на вызовы современной цивилизации. Был осужден прозелитизм, и Православным Церквам оказывалась помощь в трудных ситуациях, что дало им возможность и далее выполнять свою миссию. Православные интересы часто отстаивались, особенно там, где православные подвергались дискриминации как меньшинство. Были выражены мнения православных о процессе политической, экономической и культурной интеграции, и был внесен православный вклад в отношения с другими вероучениями. Раскольнические группы и протестантские так называемые группы обновления не были приняты в члены Совета по просьбе православных. 
9. Однако в то же время имеют место определенные тенденции в некоторых протестантских членах Совета, которые находят свое отражение в дебатах ВСЦ, но неприемлемы для православных. На многих заседаниях ВСЦ православные вынуждены участвовать в дискуссиях по вопросам, совершенно чуждым их традиции. На Седьмой Ассамблее в Канберре в 1991 году и на заседаниях Центрального комитета после 1992 года православные делегаты занимали решительную позицию против интеркоммуниона с неправославными, против инклюзивного языка, рукоположения женщин, прав сексуальных меньшинств и определенных тенденций к церковному синкретизму. Их заявления по этим вопросам считались заявлениями меньшинства и как таковые не могли повлиять на процедуру и нравственный характер ВСЦ. 
10. После ста лет православного участия в экуменическом движении и пятидесяти лет в ВСЦ мы не видим достаточного прогресса в многосторонних богословских дискуссиях между христианами. Напротив, разрыв между православными и протестантами становится все шире по мере того, как в определенных протестантских дсноминациях вышеупомянутые тенденции усиливаются. 
11. За многие десятилетия православного участия в экуменическом движении ни один из представителей той или иной Поместной Православной Церкви никогда не предавал Православия. Напротив, эти представители всегда хранили полную верность и послушание своим церковных властям, действовали в полном согласии с каноническими правилами, учениями Вселенских Соборов и Отцов Церкви и со Священным Преданием Православной Церкви. 
12. Мы решили внести предложение о радикальной перестройке ВСЦ для того, чтобы создать возможность более адекватного участия православных. Многие Православные Церкви поднимают вопрос об окончательных критериях вхождения Церкви в более широкую организацию, такую, как ВСЦ. Те же самые вопросы возникают в отношении вхождения Православной Церкви в Совет. Тем не менее тема критериев для вхождения остается и останется одной из основных проблем П равославия. 
13. Просьба ко всем Православным Церквам направить официальных делегатов на Восьмую Ассамблею ВСЦ с целью выразить свою обеспокоенность следующим образом: 
а) Православные делегаты, участвующие в Ассамблее в Хараре, совместно представят заявление межправославной встречи в Салониках. 
б) Православные делегаты не будут участвовать в экуменических богослужениях, общих молитвах, богослужениях и других религиозных церемониях на Ассамблее. 
в) Православные делегаты не будут принимать участие в процедуре голосования, за исключением определенных случаев, касающихся православных, и по взаимному согласию. Если необходимо, в дискуссиях на пленарных заседаниях и в группах они будут представлять православные суждения и позиции. 
г) Эти полномочия сохраняются до тех пор, пока не будет закончена радикальная перестройка ВСЦ, которая сделает возможным надлежащее православное участие. 
14. Итак. мы заявляем, что нынешние формы православного членства в ВСЦ нас больше не удовлетворяют. Если структуры ВСЦ не изменятся радикально, другие Православные Церкви тоже выйдут из ВСЦ, как это сделала Грузинская Православная Церковь. Кроме того, православные делегаты на Восьмой Генеральной Ассамблее в Хараре, которая состоится в декабре 1998 года, будут вынуждены протестовать, если представители сексуальных меньшинств будут допущены к структурному участию в Ассамблее. 
15. Наконец, делегаты подчеркнули, что важные решения в отношении участия Православных Церквей в экуменическом движении должны выноситься в соответствии со всеправославными решениями и должны приниматься каждой Поместной Православной Церковью в консультации со всеми другими Поместными Православными Церквами. 
16. Делегаты со всей решимостью предложили создать Смешанную богословскую комиссию, в состав которой войдут православные члены, назначенные своими Церквами, и лица, назначенные ВСЦ. Смешанная комиссия начнет работу после Ассамблеи в Хараре и будет обсуждать приемлемые формы участия православных в экуменическом движении и радикальную перестройку ВСЦ. 
17. Да водительствует Воскресший Господь нашими шагами к совершению Его воли и во славу Его Божественного имени. 
Салоники, 1 мая 1998 года 
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]