Не рано ли сидим на чемоданах? :)


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Александр Иванов 20:51:35 12/12/1999
в ответ на: Re (5): Встреча православных и восточно-православных... , отправлено Евгений 17:33:24 12/12/1999

Все что здесь говорилось — совершенно правильно, тенденции очень печальны и тревожны, но я хочу напомнить, что об оскудении, об утрате христианства писал еще прп. Ефрем Сирин, не говоря уже о свт. Тихоне Задонском, свт. Игнатии Брянчанинове  и многих других святых отцах более позднего времени. Поэтому рано отчаиваться и паковать чемоданы. Да, всему этому надлежит быть, конец нам известен. Остановить всеобщее отступление не в наших силах. А вот спасаться христианин обязан всегда, в любых условиях. Известное 15-е правило Двукратного Собора, которое говорит о необходимости разрыва отношений с публично еретичествующим епископом, не подразумевает слежки и сбора слухов о нем. В настоящий момент, думается, именно настрой церковного народа убережет некоторых вольнодумцев в рясах от рокового шага (по крайней мере, публичного). Верю, что так будет. В любом случае, за открытое сослужение с католиками у нас еще запрещают (архим. Зенон — тому пример, и не единственный).  
 
Прилагаю выписки из трудов свт. Игнатия, может они слегка остудят некоторые горячие головы, которые, возможно, несколько идеализируют положение христианства в прошлом веке, в результате чего нынешнее отступление кажется чем-то стремительно надвигающимся.  
 
Св. Игнатий о временах последних и времени своем 
 
"Закатывающееся солнце живо представляет собою состояние христианства наших времен. Светит то же солнце правды Христос, Он испущает те же лучи; но они уже не проливают ни того сияния, ни той теплоты, как во времена нам предшествовавшие". (1, 406) 
 
"Ныне, когда умножились богатые науками, искусствами, всем вещественным, ныне оскуде преподобный (Пс. 11, 1)". (1, 407) 
 
"К концу жизни мира… Соделается жительство по Боге очень затруднительно по обширности, всеобщности отступления". (5; 140-141) 
 
"Ныне мудреное время: где ни насмотрелся — везде зло берет верх, а благонамеренные люди находятся в угнетении". 63 (132, 11). 
 
"Сбывается слово Христово: в последние времена обрящет ли Сын Божий веру на земли! Науки есть. Академии есть, есть кандидаты, магистры, доктора богословия (право — смех, да и только); эти степени даются людям. К получению такой степени много может содействовать чья-нибудь б..... . Случись с этим "богословом" какая напасть — и оказывается, что у него даже веры нет, не только богословия. Я встречал таких: — доктор богословия, а сомневается был ли на земле Христос, не выдумка-ли это, не быль ли, подобная мифологической! Какого света ожидать от этой тьмы!". 63 (132, 11) 
 
"Есть и ныне подвижники, но нет на них венцов преподобных, венцов Христовых. Венец Христов — Дух Святый. Духом Святым венчает Христос Своих воинов победителей. Ныне не нисходит Дух: потому что подвижники подвизаются незаконно". 158 (250, 89) 
 
"Есть в частности христиане, но утрачено общее одинаковое знание Истины, которым бы все соединялось в одно духовное тело, с одним образом мыслей, в одном духе, под одною общею главою — Христом". 233 (327, 58) 
 
"Но некоторые избранники доселе слышат голос истиннаго Пастыря, Господа нашего Иисуса Христа. На этот голос идут они, пробиваясь с величайшим усилием и трудом, сквозь густую толпу, несвязно шумящую, их окружающую". 233 (327, 58) 
 
"Скудость в духовных сведениях, которую я увидел в обители Вашей, поразила меня! Но где, в каком монастыре и не поражала она?". 159 (251, 90) 
 
"Живем в трудное время! "Оскуде преподобный от земли, умалишася правды от сынов человеческих"! Настал глад слова Божия! Ключи разумения у книжников фарисеев! — Сами не входят и возбраняют вход другим! Христианство и монашество при последнем их издыхании! Образ благочестия кое-как наиболее лицемерно, поддерживается; от силы благочестия отреклись, отверглись люди! Надо плакать и молчать". 159 (251, 90) 
 
"Живем в ужасное время: в преддвериях развязки всему". 162 (254, 92) 
 
"Предсказанное Словом Божиим должно совершиться. Наш священный долг — благоговеть пред судьбами непостижимыми Бога Господа и, понимая глубокое значение совершающагося, обратить все внимание, внимание усиленнейшее на усвоение себя Христу, как святые Отцы сказали: "Спасаяй, да спасет душу свою". Спаситель заповедал: "Бдите, и молитеся, да не внидете в напасть". Пред наступлением великих скорбей должно молиться с особенною тщательностию и умолять Бога о помиловании". 289 (389, 37) 1864 г. 
 
"Отступление начало совершаться с некотораго времени очень быстро, свободно и открыто. Последствия должны быть самыя скорбныя. Воля Божия да будет! Милость Божия да покроет нас!". 289 (389, 37) 1864 г. 
 
"Милосердое долготерпение Божие длит время и отсрочивает решительную развязку для небольшаго остатка спасающихся, между тем гниющее и почти согнившее достигает полноты тления. Спасающиеся должны понимать это и пользоваться временем, данным для спасения, "яко время сокращено есть", и для всякаго из нас переход в вечность не далек". 294 (394, 42) 1864 г. 
 
"Не от кого ожидать возстановления христианства! Сосуды Святаго Духа изсякли окончательно повсюду, даже в монастырях, этих сокровищах благочестия и благодати, а дело Духа Божия может быть поддерживаемо и возстановляемо только Его орудиями". 294 (394, 42) 1864 г. 
 
"Христианство, как Дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образом для внимающих себе, удаляется из среды человечества, предоставляя его падению его. Сущие во Иудеи да бежат в горы" 302 (402, 50) 1867 г. 
 
"Время страшное! Решительно оскудели живые органы Божественной благодати: в облачении их явились волки: обманывают и губят овец. Это понять необходимо, но понимают немногие". 321 (427, 76) 1866 г. 
 
"В религиозном отношении наше время — очень трудно: разнообразное отступничество от православной веры приняло обширный размер и начало действовать с необыкновенною энергиею и свободою. Это предсказано Словом Божиим и, даже у нас, совершается давно". 355 (463, 259) 
 
"Нам должно обращать взоры ума на себя и умолять Господа, чтоб Он сохранил нас в верности Православной Церкви, открыл нам всесвятую волю Свою и непреткновенный путь к Себе, источнику истинной жизни и спасения". 355 (463, 259) 
 
"В наше время распространению учения св. Отцов особливо противодействуют отверженныя духи, влагая разныя помышления плотскаго мудрования и восставляя людей, руководимых плотским мудрованием". 356 (464, 261) 1864 г. 
 
"Апостол говорит, что в его время было много лжеучителей; что ж сказать о нашем времени? Разве то, что в наше время число лжеучителей безконечно расплодилось, расплодились зараженные лжеучением и сообщающие лжеучение; страшно расплодились книги, содержащия и сообщающия лжеучение. Превосходно положиться относительно судьбы своей на Бога и пребывать в добрых делах, соответствующих настоящему положению каждаго". 409 (538) 1848 г. 
 
"Мы живем в страшный век. Неверие охватило и еще более охватывает землю: соблазны умножились до безчисленности, и еще более умножаются. Как не поколебаться молодым людям! Призри на них с милосердием, и прилежно молись о них Богу, поручая их Богу и отдавая в Его Святую волю". 426 (571) 1859 г. 
 
"Доходящие до нас сведения о состоянии православной веры в России очень грустны. С одной стороны губит ее раскол, с другой — вольнодумство. Борьба за нее очень затруднительна по причине внутренней страшной болезненности, которая, как червь, источила всю силу ее. Да совершается воля Божия". 439 (586) 1864 г. 
 
"… никакого нет средства устранить скопляющиеся черные густые тучи, охватывающие отовсюду горизонт. Господь заповедал бдеть и молиться с особенным тщанием в эти лютыя времена. Самое дело показывает, что нет другого прибежища. Будь семи пядей во лбу — ничего не сделаешь". 442 (592) 1867 г. 
 
"Новоявленный угодник Божий Тихон говорил о своем времени, что оно очень трудно для спасающихся по умножившемуся числу людей противнаго направления; что же сказать теперь?". 483 (634, 167)1862 г. 
 
"Какия времена! Не к кому обратиться с доверенностью". 504 (656, 189) 1863 г. 
 
"Не желают слушать? так лучше молчать. Возгласят события. Заразительная смертоносная болезнь, когда ее не лечат правильно, а только прикрывают, — усиливается и усиливается. Должна ж она и разразиться". 507 (659, 192) 1863 г. 
 
"Очевидно, что христианство — этот таинственный духовный дар человекам удаляется неприметным образом для невнимающих своему спасению из общества человеческаго, пренебрегшаго этим даром. Надо увидеть это, чтобы не быть обманутым актерами и актерством благочестия; увидев, надо отвратить взоры от грустнаго зрелища, чтобы не подвергнуться пороку осуждения ближних, надо обратить взоры на самих себя, позаботиться о собственном спасении, т.к. милость Божия еще дарует возможность спастись тем, которые произволяют спастись". 536 (688,221) 1864 г. 
 
"Время наше — время тяжкое для истинных христиан по всеобщему охлаждению народа к вере и благочестию". 539 (691, 224)1864 г. 
 
"Совершается предречение Писания об отступлении от христианства народов, перешедших к христианству от язычества". 539 (691, 224)1864 г. 
 
"Общая безнравственность приготовляет отступничество в огромных размерах. Спасаяй, да спасает свою душу! Нынешним подвижникам предоставлен путь скорбей, внешних и внутренних, как самый благонадежный". 540 (693, 226) 1864 г. 
 
"Старец Исаия говорил мне: "Пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено в частности спасаться людям, желающим спастись". 548 (702, 235)1865. 
 
"Дело православной веры можно признавать приближающимся к решительной развязке. Падение монастырей, значительно совершившееся, неминуемо. Одна особенная милость Божия может остановить нравственную, всегубящую эпидемию, остановить на некоторое время, потому что надо же исполняться предреченному Писанием". 553 (707, 240) 1865 г. 
 
"Дух времени таков и отступление от православно-христианской веры начало распространяться в таком сильном размере, безнравственность так всеобща и так укоренилась, что возвращение к христианству представляется невозможным…". (О необходимости Собора) 
 
"…христианство соделывается невидимым для нас, удаляется от нас, когда мы покушаемся убить его распутною жизнью, принятием разных лжеучений, когда мы покушаемся смесить христианство со служением миру". (О необходимости Собора) 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]