Re (3): Не принимается.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Иг. Товия 12:47:47 13/12/1999
в ответ на: Re (2): Не принимается., отправлено Алексей Чумаков 04:14:58 13/12/1999

> Силу необходимости тому отделению придавали различия условий существования Русской Церкви в рассеянии, от условий ее существования в Советской России. Если в России наличествовала сила, в лице гражданской власти, которая заставляла с собой считаться — то в рассеянии такой силы не было, и принудить верующих, священников и иерархов к подчинению было некому. И св. патриарх Тихон, и митрополит Сергий кажется сознавали всю неудобность подчинения им в церковном плане русского рассеяния. Первый утвердил самоуправление, а потом ничего не сделал против тех кто не реагировал на последующие, вынужденные указы. И митр. Сергий писал митр. Антонию что подчинение ему заграничных архиереев неудобно и советовал им искать другого решения (это еще до его Декларации и до попыток наложить прещения против заграничного духовенства — последние были уже в начале 30-х годов).  
>  
> "канонично" ли отделение такого рода? Бог весть: ситуация с соблюдением канонов в то время была довольно сложная у всех взаимодействующих сторон.  
 
Чтож, это сегодня нам легко говорить об ошибках той или другой стороны. Это сегодня нам видны последствия того или другого шага того или другого участника конфликта. Но давайте посмотрим на это глазами современника тех событий. 
В СССР начинается гонение на христиан. Ситуация такая, что и "к столбу цепляются". Священноначалие мучително ищет пути выхода из "области прицела". Даются заявления о лояльности, неучастии в политической деятельности, на "голодающих" отдаются святыни. А тут на собрании, проводенном "по благословению", принимаются резолюции то об обращении за международной помощью в борьбе с властями, то о восстановлении императорской власти, то еще о чем. И от кого! Не от какого-то патриарха, хоть и "возлюбленного во Христе брата и святейшего отца", но знакомого только по газетам, а от своих же друзей — учителей, учеников, сослужителей. Еще вчера они вместе находились в опасности "правосудия", а сегодня уже одни от других выслушивают суд о своем отходе от чистоты Православия. И ладно бы друзья и сослужители отделились и делали свои заявления от своего собственного имени! Нет, свидетельствуется единство Русской Церкви, подчеркивается подчиненность ее главе. И что же? То один, то другой предстоятель отправляется в тюрьму, чтобы дать ответ за деяния этих своих друзей и сослужителей. Что дает повод этим последним заявлять о несвободности предстоятелей в принятии решений и возможности их игнорировать. 
 
Почему ни патр. Тихон, ни митр. Петр, ни митр. Сергий не накладывали прещений на зарубежных иерархов в этот период? Бог весть. Может, надеялись, что те сами поймут, какой плод приносит их деятельность. Митр. Петр не брался судить их до созыва Собора или хотя бы Синода (я как-то помещал стенограммы допроса, где об этом говорилось, на одном из форумов). Это сегодня мы знаем, что надежды митр. Петра были тщетны. Тогда они еще были надеждами. 
 
Совершенно согласен с Вами о сложности соблюдения канонов в то время. Что же, не всегда получается очистить грязь с тела с помощью мочалки. Раненные участи требуют более бережного отношения к себе и более щадящих средств. 
 
> Имя митр. Петра возносилось за богослужением в РПЦЗ, а что касается подчинения его указам, то, как и в случае с св. патриархом Тихоном, и потом с митр. сергием, не было ни возможности ни необходимости подчиняться таким указам. Не всякому указу церковных властей стоит подчиняться — хотя это конечно требует большой ответственности. 
 
Мне это трудно понять. Но, кажется, часть новомучеников сделана таким путем. Они бы, может, и не смогли избежать этой участи — такова уж была разнарядка. Но не будь этого неподчинения, кровьих не лежала бы на РПЦЗ. 
 
> А что касается разных "уний", кажется нет шансов что они будут приняты церковным народом? Насколько я знаю, настроение как раз против. Те же профессиональные экуменисты что так любят со всеми брататься, ну да, могут создать раскол, запросто — тут то им и крышка, кто в том расколе кроме них окажется? 
 
Если это не преодолеет священноначалие, то окажутся очень многие. Чего не допусти, Господи... 
 
Иг. Товия.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]