Эстония. Заявление архиепископа Таллиннского и всея Эстонии Корнилия


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Александр Иванов 20:05:55 15/12/1999:

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ 
СЛУЖБА КОММУНИКАЦИИ 
ОТДЕЛА ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СНОШЕНИЙ 
МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА 
Россия, Москва, Даниловский вал 22, Свято-Данилов монастырь, ОВЦС МП 
Internet: http://www.russian-orthodox-church.org.ru. 
E-mail: commserv@mospat.dol.ru 
======================================== 
Сообщение для органов информации от 15.12.1999 
 
 
ЗАЯВЛЕНИЕ 
АРХИЕПИСКОПА ТАЛЛИННСКОГО И ВСЕЯ ЭСТОНИИ КОРНИЛИЯ 
 
Вот уже седьмой год продолжается досадное противостояние между 
государственным аппаратом Эстонской Республики и Эстонской Православной 
Церковью — автономной канонической юрисдикцией Московского Патриархата в 
Эстонии. 
 
В 1993 году в Эстонии была проведена регистрация церковной структуры в 
юрисдикции Константинопольского Патриархата, именующей себя "Эстонской 
Апостольско-Православной Церковью" (ЭАПЦ), осуществленная без участия 
подавляющего большинства православных верующих страны. Тогда же, судебным 
решением этой зарегистрированной структуре передано все церковное имущество. 
Несмотря на все наши протесты и неоднократные обращения в Министерство 
внутренних дел Эстонии, нашей Церкви отказали в регистрации в качестве такой 
же правопреемной структуры, навязывая статус новообразованной Церкви. Таким 
образом, наши приходы не имеют никаких юридических прав на свою историческую 
собственность — святые храмы, церковные дома, другое имущество, бережно 
приобретаемое и сберегаемое на протяжении столетий. 
 
Особенно огорчительно, что представители  правления ЭАПЦ Константинопольской 
юрисдикции в Эстонии, заняли неконструктивную позицию в вопросе 
предоставления нашей Церкви равных с ними прав на владение историческим 
имуществом, получив в этом вопросе фактическую поддержку государственных 
структур. Известный факт обращения главы Эстонской Республики к 
Константинопольскому Патриарху с просьбой о принятии в юрисдикцию 
Константинополя эстонское православие — стал явным вмешательством 
государства в церковные дела. 
 
Такая позиция основана на ложном представлении, что наша Церковь 
образовалась во время и благодаря советской оккупации, а довоенная 
Православная Церковь Эстонии, якобы, перестала действовать на  ее территории 
и в 1944  году переместилась "в изгнание", в Швецию, где продолжала 
существовать. Весьма спорны также и попытки доказать, что на протяжении этих 
лет Стокгольмский Синод функционировал полноценно и полномочно, в 
соответствии с Уставом ЭАПЦ. 
Незаконность упомянутой регистрации очевидна непредвзятому наблюдателю, ибо 
согласно Закону о Церквах и приходах, "правление Церкви, союза приходов или 
прихода находится в Эстонии", тогда как идеологи "ЭАПЦ в изгнании" объявляли 
нахождение своего правления в Стокгольме. 
 
Если уж обращаться к истории Православия в Эстонии в ХХ веке, то наша 
Церковь потому и называется Эстонской, что всегда находилась рядом со своей 
паствой на территории Эстонии, даже в самую лихую годину атеистических 
гонений и попыток физического уничтожения ее верных чад.  В этой связи, нет 
никаких оснований говорить о перемещении Православной Церкви "в изгнание" и 
о прекращении ее деятельности на территории Эстонии. Аналогии с 
правительством "в изгнании" неуместны и  противоречат самому духу и 
призванию Православной Церкви. 
 
У нас есть достаточно оснований доказать, что регистрация ЭАПЦ в 1993 году 
была осуществлена вопреки Закону о государственных регистрах, согласно 
которому, любой государственный регистр может быть учрежден только на 
основании постановления Правительства Эстонской Республики. Мы не считаем 
произведенную регистрацию законной также и потому, что была зарегистрирована 
структура, которая не возглавлялась епископом, тогда как Церковь в понимании 
Закона о Церквах и приходах является епископальной структурой. 
 
На Церковном Соборе 1993 года, в котором приняли участие все православные 
Эстонии,  как пожелавшие оставаться в канонической юрисдикции Московского 
Патриархата, так и выразившие намерение перейти в  Константинопольскую 
юрисдикцию,  было принято взаимно согласованное решение регистрироваться в 
составе единой Церкви, а затем уже провести размежевание в соответствии с 
каноническими нормами, что, к сожалению, не было осуществлено. 
 
Сегодня мы не можем присоединиться к зарегистрированной ЭАПЦ, так как это бы 
означало юридическое подчинение ее правлению, находящемуся в 
Константинопольской юрисдикции.  Но и признать свою Церковь новообразованной 
структурой мы считаем недопустимым, поскольку это поставило бы наши приходы 
в несправедливое положение арендаторов собственных святынь и храмов у 
зарегистрированной государством Церкви в юрисдикции Константинополя. 
 
Наша Церковь представляет в Эстонии самое многочисленное после лютеранского 
религиозное общество, обладающее полнотой духовных и моральных сил. Во время 
двух многотысячных Крестных ходов в 1995 и 1996 годах Таллиннские 
православные горожане сумели ярко выразить свои чаяния. Возлагая упование на 
милосердие Божие и на пробуждение понимания у тех, от кого зависит 
восстановление справедливости, чада наши,  свидетельствовали всем, что 
Православная Церковь в Эстонии крепка своей духовной и молитвенной жизнью, 
несмотря на стремление определенных государственных сил, отправить ее в 
юридическое небытие, попирая собственные законы. 
 
В сложившейся ситуации я вижу единственный выход — осуществить регистрацию 
православных приходов и обеспечить их юридические права на свою историческую 
собственность на равноправных началах, независимо какой юрисдикции они 
принадлежат. Как бы это ни казалось трудно формально осуществить, 
правительство, призванное охранять и отстаивать права своих граждан,  должно 
приложить все усилия, вплоть до изменения законодательства, чтобы 
содействовать прекращению длящейся в течение семи лет несправедливости, дабы 
восстановить  религиозные права всех жителей Эстонии. 
 
Уповаю на милость Божию и надеюсь на непредвзятый и объективный подход 
общественности к нашей мучительной проблеме, которую мы терпеливо, но пока 
безрезультатно пытаемся решить в течение всех этих лет. 
 
+ КОРНИЛИЙ 
АРХИЕПИСКОП ТАЛЛИННСКИЙ И ВСЕЯ ЭСТОНИИ 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]