Отправлено Александр Иванов 20:05:55 15/12/1999:РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ СЛУЖБА КОММУНИКАЦИИ ОТДЕЛА ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СНОШЕНИЙ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА Россия, Москва, Даниловский вал 22, Свято-Данилов монастырь, ОВЦС МП Internet: http://www.russian-orthodox-church.org.ru. E-mail: commserv@mospat.dol.ru ======================================== Сообщение для органов информации от 15.12.1999 ЗАЯВЛЕНИЕ АРХИЕПИСКОПА ТАЛЛИННСКОГО И ВСЕЯ ЭСТОНИИ КОРНИЛИЯ Вот уже седьмой год продолжается досадное противостояние между государственным аппаратом Эстонской Республики и Эстонской Православной Церковью автономной канонической юрисдикцией Московского Патриархата в Эстонии. В 1993 году в Эстонии была проведена регистрация церковной структуры в юрисдикции Константинопольского Патриархата, именующей себя "Эстонской Апостольско-Православной Церковью" (ЭАПЦ), осуществленная без участия подавляющего большинства православных верующих страны. Тогда же, судебным решением этой зарегистрированной структуре передано все церковное имущество. Несмотря на все наши протесты и неоднократные обращения в Министерство внутренних дел Эстонии, нашей Церкви отказали в регистрации в качестве такой же правопреемной структуры, навязывая статус новообразованной Церкви. Таким образом, наши приходы не имеют никаких юридических прав на свою историческую собственность святые храмы, церковные дома, другое имущество, бережно приобретаемое и сберегаемое на протяжении столетий. Особенно огорчительно, что представители правления ЭАПЦ Константинопольской юрисдикции в Эстонии, заняли неконструктивную позицию в вопросе предоставления нашей Церкви равных с ними прав на владение историческим имуществом, получив в этом вопросе фактическую поддержку государственных структур. Известный факт обращения главы Эстонской Республики к Константинопольскому Патриарху с просьбой о принятии в юрисдикцию Константинополя эстонское православие стал явным вмешательством государства в церковные дела. Такая позиция основана на ложном представлении, что наша Церковь образовалась во время и благодаря советской оккупации, а довоенная Православная Церковь Эстонии, якобы, перестала действовать на ее территории и в 1944 году переместилась "в изгнание", в Швецию, где продолжала существовать. Весьма спорны также и попытки доказать, что на протяжении этих лет Стокгольмский Синод функционировал полноценно и полномочно, в соответствии с Уставом ЭАПЦ. Незаконность упомянутой регистрации очевидна непредвзятому наблюдателю, ибо согласно Закону о Церквах и приходах, "правление Церкви, союза приходов или прихода находится в Эстонии", тогда как идеологи "ЭАПЦ в изгнании" объявляли нахождение своего правления в Стокгольме. Если уж обращаться к истории Православия в Эстонии в ХХ веке, то наша Церковь потому и называется Эстонской, что всегда находилась рядом со своей паствой на территории Эстонии, даже в самую лихую годину атеистических гонений и попыток физического уничтожения ее верных чад. В этой связи, нет никаких оснований говорить о перемещении Православной Церкви "в изгнание" и о прекращении ее деятельности на территории Эстонии. Аналогии с правительством "в изгнании" неуместны и противоречат самому духу и призванию Православной Церкви. У нас есть достаточно оснований доказать, что регистрация ЭАПЦ в 1993 году была осуществлена вопреки Закону о государственных регистрах, согласно которому, любой государственный регистр может быть учрежден только на основании постановления Правительства Эстонской Республики. Мы не считаем произведенную регистрацию законной также и потому, что была зарегистрирована структура, которая не возглавлялась епископом, тогда как Церковь в понимании Закона о Церквах и приходах является епископальной структурой. На Церковном Соборе 1993 года, в котором приняли участие все православные Эстонии, как пожелавшие оставаться в канонической юрисдикции Московского Патриархата, так и выразившие намерение перейти в Константинопольскую юрисдикцию, было принято взаимно согласованное решение регистрироваться в составе единой Церкви, а затем уже провести размежевание в соответствии с каноническими нормами, что, к сожалению, не было осуществлено. Сегодня мы не можем присоединиться к зарегистрированной ЭАПЦ, так как это бы означало юридическое подчинение ее правлению, находящемуся в Константинопольской юрисдикции. Но и признать свою Церковь новообразованной структурой мы считаем недопустимым, поскольку это поставило бы наши приходы в несправедливое положение арендаторов собственных святынь и храмов у зарегистрированной государством Церкви в юрисдикции Константинополя. Наша Церковь представляет в Эстонии самое многочисленное после лютеранского религиозное общество, обладающее полнотой духовных и моральных сил. Во время двух многотысячных Крестных ходов в 1995 и 1996 годах Таллиннские православные горожане сумели ярко выразить свои чаяния. Возлагая упование на милосердие Божие и на пробуждение понимания у тех, от кого зависит восстановление справедливости, чада наши, свидетельствовали всем, что Православная Церковь в Эстонии крепка своей духовной и молитвенной жизнью, несмотря на стремление определенных государственных сил, отправить ее в юридическое небытие, попирая собственные законы. В сложившейся ситуации я вижу единственный выход осуществить регистрацию православных приходов и обеспечить их юридические права на свою историческую собственность на равноправных началах, независимо какой юрисдикции они принадлежат. Как бы это ни казалось трудно формально осуществить, правительство, призванное охранять и отстаивать права своих граждан, должно приложить все усилия, вплоть до изменения законодательства, чтобы содействовать прекращению длящейся в течение семи лет несправедливости, дабы восстановить религиозные права всех жителей Эстонии. Уповаю на милость Божию и надеюсь на непредвзятый и объективный подход общественности к нашей мучительной проблеме, которую мы терпеливо, но пока безрезультатно пытаемся решить в течение всех этих лет. + КОРНИЛИЙ АРХИЕПИСКОП ТАЛЛИННСКИЙ И ВСЕЯ ЭСТОНИИ