Re: НАЧНЕМ РАССУЖДАТЬ!


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков 02:43:44 23/12/1999
в ответ на: НАЧНЕМ РАССУЖДАТЬ!, отправлено Петр Иванов 13:58:35 22/12/1999

Между прочим, когда в свое время готовилось прославления Св. Царственных Мучеников (в лике Новомучеников и Исповедников Церкви Российской, кстати сказать), возражения подобные Вашим тоже возникали, причем приемущественно среди русских эмигрантов самой первой волны, тех, кто сам служил во время обоих переворотов и гражданской войны. Аргументация в основном (хоть и "задним умом", так как в свое время никто из них монархию не поддерживал) такая: надо было бы Царю не отрекаться, а "закрутить гайки", всех заговорщиков, и дворцовых и германских шпионов, в вкупе и журналистов-писак поразвесить по фонарям — и был по порядок. Аргумент нынешних националистов тот же — не уберег, дескать, Царь Россию от нее самой. 
Сам виноват.  
Но тут напрочь игнорируется вопрос о том, что собственно делает монархию — православной, и чем она отличается от простого восточного деспотизма или диктатуры. Иначе говоря, ответственность "пасомых" перед помазанником и перед Богом. Возникают иногда обстоятельства, когда уже _нельзя_ оставаться Царем — например, при остром нежелании народа быть верным. Именно до такой черты дошло богоборчество русского народа к 1917 году, а дальше, как обычно — отнимается удерживающий, и народ-богоборец "оставляется ходить стезами своими". Куда эти самые стези его привели, мы все (за исключением, возможно, "православных сталинистов") знаем, какое море крови пролито, и как страна наша "бысть поношение соседям нашим". 
 
В отвержении Царя, новомучеников, сейчас мне лично видится и отвержение ответственности как народа за все то зло, что пролито нашими предками и сродниками, нашим народом. Вот говорят, за что мне каятся? Да за все. За то что деды и прадеды наши "дошли до жизни такой" — если им сейчас раскаиваться поздно, то хоть уроки из из грехов извлечь стоило бы. Ответственность тут всенародная, и покаяние предлежит и тем, чьи предки боролись с большевизмом — потому что корни этоц национальной катастрофы много глубже чем 1917 или 1914 год — это только даты "начала плодоношения", а листики и цветочки выросли много раньше. 
 
Отвергаясь мучеников и страстотерпцев мы либо становимся соучастниками их убийц, либо утверждаем что "не при чем" — иначе говоря, игнорируем духовную сущность катастрофы, сводя ее к просикам врагов или к действию каких-либо безличных "общественных сил". 
 
В приводимой ниже ссылке есть неплохая проповедь по теме.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]