Re: Кушаем ли мы Бога?


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Евгений 15:32:43 23/12/1999
в ответ на: Кушаем ли мы Бога?, отправлено священник Андрей 20:28:31 22/12/1999:

>Как это ни удивительно, даже среди православного духовенства приходится встречать непонимание важного вопроса. Речь идет о Евхаристии. Недавно один батюшка искренне доказывал, что в Причастии мы вкушаем сущность (природу) Сына Божия, а не приобщаемся Его энергий.  
 
Вопрос неправильно поставлен. Нельзя говорить о природе Сына Божия. Это монофизиты учат о "единой природе Бога Слова воплощенной", и Вы, о. Андрей, конечно, не это имели в виду. Можно говорить только о двух природах во Христе: Божественной и человеческой. Вкушаем ли мы в Причащении в том или ином виде Божественную природу Богочеловека? Разумеется, нет. Она сама по себе несообщима твари, и мы можем только приобщаться Ее энергий. Вкушаем ли мы в Св. Дарах человеческой природы Богочеловека? Разумеется, да. Св. Дары есть, несомненно, Та самая Плоть Распявшегося за нас и Та самая Кровь, излиянная за живот мира. Здесь разногласий среди Отцов нет и не может быть.  
 
Разные трактовки обретаются у Отцов относительно менее важного вопроса — о том, "деваются" ли куда-нибудь хлеб и вино. Это трудный вопрос для обсуждения. В качестве примера различных трактовок можно привести точки зрения св. Григория Нисского (см. его "Большое огласительное слово") и св. патриарха Геннадия Схолария (см. Georges Scholarios. Ouvres completes / L. Petit, M. Jugie, X. Siderides. Paris 1930; или Ouvres completes de Gennade Scholarios. L. Petit. Paris 1936). 
 
>Вопрос о различии в Боге несообщаемой сущности и доступных причастию человека энергий разработан св. Григорием Паламой, но мне неизвестно, применял ли он эти термины к Евхаристии. 
 
Применял — в полемике с Акиндиным об энергиях (см. "Против Акиндина". VII. 15, V. 20), разъясняя, что энергии только похожи на акциденции (случайные признаки, а в Боге их быть не может) тем, что могут творить, а могут и не творить; но акциденциями не являются потому, что их в Боге не может не быть. При этом св. Григорий приводил  пример Боговоплощение. Коль скоро человеческое естество воспринято в Бога, а акциденций в Боге быть не может, то человечество сделалось для Бога необходимо присущим, “телом Божиим” в точном смысле этого слова. В более поздних спорах о Евхаристии св. Геннадий Схоларий сможет разъяснить, что Тело Христово — неакцидентально, но хлеб и вино — акцидентальны по отношению к нему (см. об этом комментарии В. Лурье на книгу Мейендорфа "Жизнь и учение св. Григория Паламы", гл. "Сущность и энергия"). 
 
>Какую литературу могут подсказать участники форума?  
 
Еще книгу преп. Иоанна Дамаскина "Точное изложение православной веры". В последней части есть глава об этом. 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]