Отправлено Евгений 15:32:43 23/12/1999в ответ на: Кушаем ли мы Бога?, отправлено священник Андрей 20:28:31 22/12/1999:
>Как это ни удивительно, даже среди православного духовенства приходится встречать непонимание важного вопроса. Речь идет о Евхаристии. Недавно один батюшка искренне доказывал, что в Причастии мы вкушаем сущность (природу) Сына Божия, а не приобщаемся Его энергий. Вопрос неправильно поставлен. Нельзя говорить о природе Сына Божия. Это монофизиты учат о "единой природе Бога Слова воплощенной", и Вы, о. Андрей, конечно, не это имели в виду. Можно говорить только о двух природах во Христе: Божественной и человеческой. Вкушаем ли мы в Причащении в том или ином виде Божественную природу Богочеловека? Разумеется, нет. Она сама по себе несообщима твари, и мы можем только приобщаться Ее энергий. Вкушаем ли мы в Св. Дарах человеческой природы Богочеловека? Разумеется, да. Св. Дары есть, несомненно, Та самая Плоть Распявшегося за нас и Та самая Кровь, излиянная за живот мира. Здесь разногласий среди Отцов нет и не может быть. Разные трактовки обретаются у Отцов относительно менее важного вопроса о том, "деваются" ли куда-нибудь хлеб и вино. Это трудный вопрос для обсуждения. В качестве примера различных трактовок можно привести точки зрения св. Григория Нисского (см. его "Большое огласительное слово") и св. патриарха Геннадия Схолария (см. Georges Scholarios. Ouvres completes / L. Petit, M. Jugie, X. Siderides. Paris 1930; или Ouvres completes de Gennade Scholarios. L. Petit. Paris 1936). >Вопрос о различии в Боге несообщаемой сущности и доступных причастию человека энергий разработан св. Григорием Паламой, но мне неизвестно, применял ли он эти термины к Евхаристии. Применял в полемике с Акиндиным об энергиях (см. "Против Акиндина". VII. 15, V. 20), разъясняя, что энергии только похожи на акциденции (случайные признаки, а в Боге их быть не может) тем, что могут творить, а могут и не творить; но акциденциями не являются потому, что их в Боге не может не быть. При этом св. Григорий приводил пример Боговоплощение. Коль скоро человеческое естество воспринято в Бога, а акциденций в Боге быть не может, то человечество сделалось для Бога необходимо присущим, “телом Божиим” в точном смысле этого слова. В более поздних спорах о Евхаристии св. Геннадий Схоларий сможет разъяснить, что Тело Христово неакцидентально, но хлеб и вино акцидентальны по отношению к нему (см. об этом комментарии В. Лурье на книгу Мейендорфа "Жизнь и учение св. Григория Паламы", гл. "Сущность и энергия"). >Какую литературу могут подсказать участники форума? Еще книгу преп. Иоанна Дамаскина "Точное изложение православной веры". В последней части есть глава об этом.
- Вопрос. partizan 15:42:39 23/12/1999 (2)
- Re: Вопрос. Евгений 18:18:19 23/12/1999 (0)
- А что Вы скажите о Имени Божием? Unknown 15:42:33 23/12/1999 (33)
- Еще одна ссылка по теме Александр Иванов 18:30:47 23/12/1999 (23)
- Re: Еще одна ссылка по теме Евгений 21:38:05 23/12/1999 (22)
- Re (2): Еще одна ссылка по теме Александр Иванов 11:58:42 25/12/1999 (21)
- Re (3): Еще одна ссылка по теме Евгений 12:59:16 27/12/1999 (8)
- Уточняю Александр Иванов 14:18:03 27/12/1999 (7)
- Re: Уточняю Unknown 11:29:52 28/12/1999 (5)
- Re (2): Уточняю Александр Иванов 14:38:56 28/12/1999 (4)
- Re (3): Уточняю Unknown 16:32:50 28/12/1999 (3)
- Re (4): Уточняю Александр Иванов 20:11:28 28/12/1999 (2)
- Re (5): Уточняю Unknown 14:07:02 29/12/1999 (1)
- Re (6): Уточняю Александр Иванов 15:12:00 29/12/1999 (0)
- Re: Уточняю Евгений 15:55:21 27/12/1999 (0)
- "Авторитеты" partizan 12:28:57 27/12/1999 (5)
- Re: "Авторитеты" Александр Иванов 14:19:54 27/12/1999 (4)
- Re (2): "Авторитеты" Unknown 11:47:35 28/12/1999 (3)
- Re (3): "Авторитеты" Александр Иванов 14:53:23 28/12/1999 (2)
- Re (4): "Авторитеты" Алексей Чумаков 22:24:22 28/12/1999 (0)
- Re (4): "Авторитеты" Unknown 16:39:48 28/12/1999 (0)
- Re (3): Еще одна ссылка по теме Unknown 12:08:10 27/12/1999 (5)
- Умопостроения имябожников и личное спасение Александр Иванов 14:10:30 27/12/1999 (4)
- Re: Умопостроения имябожников и личное спасение Unknown 11:55:29 28/12/1999 (3)
- Re (2): Умопостроения имябожников и личное спасение Александр Иванов 14:41:23 28/12/1999 (2)
- Re (3): Умопостроения имябожников и личное спасение Unknown 16:41:55 28/12/1999 (1)
- Re (4): Умопостроения имябожников и личное спасение Александр Иванов 19:57:40 28/12/1999 (0)
- Re: А что Вы скажите о Имени Божием? Евгений 18:14:34 23/12/1999 (7)
- A Sinod vam ne ukaz? Kirrr 00:01:10 25/12/1999 (6)
- Re: A Sinod vam ne ukaz? Евгений 01:56:12 27/12/1999 (5)
- Re (2): A Sinod vam ne ukaz? Алексей Чумаков 06:05:28 27/12/1999 (4)
- Re (3): A Sinod vam ne ukaz? Евгений 12:55:23 27/12/1999 (2)
- Re (4): A Sinod vam ne ukaz? Алексей Чумаков 05:10:32 28/12/1999 (1)
- Re (5): имяславие и преп. Максим Исповедник Евгений 09:03:52 28/12/1999 (0)
- Re (3): A Sinod vam ne ukaz? Unknown 11:34:10 27/12/1999 (0)
- Просто ссылка Александр Иванов 16:27:50 23/12/1999 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]