Re: Еще одна ссылка по теме


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Евгений 21:38:05 23/12/1999
в ответ на: Еще одна ссылка по теме, отправлено Александр Иванов 18:30:47 23/12/1999

> Подборка высказываний двух замечательных подвижников нашего времени: игум. Никона (Воробьева) и схиигум. Иоанна (Алексеева). Смотрите в оглавлении пункт "Имя Божие не Бог..." 
 
>В имени Божием присутствует Господь, но имя Божие не есть Сам Бог, как говорили имяславцы, и спасает не имя, а Господь присутствующий в имени. Призывая имя Божие, мы призываем Бога и Им, Богом, спасаемся, а не сочетанием звуков имени Его. (П.57)  
 
Вот и пример недоразумения, которым так богата история имяславия. Имяславцы никогда и не утверждали, что сочетание звуков и букв есть Имя Божие. Увы, критики имяславия основательно забыли, что в святоотеческой терминологии еще со времен св. Дионисия Ареопагита и преп. Максима Исповедника Именами Божиими принято называть энергии Божии, которые по определению есть Бог и которые не имеют отношения к звукам и буквам Имен Божиих, в которых Бог, действительно, только присутствует. 
 
>Всякий чтущий Бога, чтит и Его имя. Но спасает человека не имя Иисуса Христа, а Сам Христос, и спасает не всех, а кто уверует в Него и крестится, и живет по заповедям Его, а в нарушениях кается. (П.57)  
 
Конечно, спасает Господь, а не Его энергии, которые, как мы уже обсуждали, могут действовать, а могут — нет, но тем и отличаются от акциденций, что всегда в Боге наличествуют. Но это никак не отменяет Божественности энергий — Имен Божиих, которые нераздельны с Богом, но и не тождественны Ему. 
 
>Я скажу кратко так: мне кажется, к имени Божьему или Иисусову надо относиться как к иконе Спасителя или Св. Троицы и подобному [11]. (П.57)  
 
А вот это уже терминологическая неточность, связанная с тем, что в начале (и середине) нашего века постановления паламитских и антииконоборческих Соборов были основательно забыты. Согласно последним — иконам подобает лишь относительное поклонение, как только возводящим к Богу, согласно первым — энергии Божии, которыми по определению являются Божественные Имена (см., например, "О Божественных Именах" св. Дионисия Ареопагита со схолиями преп. Максима Исповедника), являются Богом, и воздавать им относительное поклонение было бы неправославно.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]