Отправлено Алексей Чумаков 05:10:32 28/12/1999в ответ на: Re (3): A Sinod vam ne ukaz?, отправлено Евгений 12:55:23 27/12/1999
>Кроме того, кажется Вы ничего не возражаете по существу Синодального определения — которое как раз цитирует Св. Григория (Паламу). Они что, его не поняли? > > Именно не поняли. Вот логика их рассуждений. > > Еп. Никон (Рождественский). На опасном пути. > "Значит, имя по-вашему, по самому существу своему есть Сам Бог, но в то же время оно не есть сущность Божия. Значит, оно есть нечто отличное от Бога. Значит, оно не есть Бог. Так требует неумолимый закон логики". > > Увы, синодальные богословы того времени были далеки от понимания святоотеческого учения о природе различий и тождества в Боге, а рассуждали с позиции логики, то есть католической схоластики, которая прочно утвердилась в догматических учебниках того времени. Хорошо, попробую с другого бока, поскольку мне, как и "синодалам" не по себе от этой степени отождествления имени и Бога. (и опасность еретических размышлений типа о. Флоренского кажется гораздо более сиюминутной нежели приписываемый "синодалам "варламизм". Как бы нам тут "царским путем" пройти...). Насколько я понимаю, спор произошел на почве исихастской практики, а именно, призывания Имени Божия в Иисусовой молитве, причем Бог может подавать благодать тако творящим, по Своей неизреченной милости. Ну хорошо. А если использовать другие формы непрестанной молитвы, не включающие молитвы Иисусовой например, "Боже милостив буди мне грешному", или "Господи помилуй", или "молитвенный цикл" связываемый с именем св. Иоанна Златоуста, или иную практику непрестанной молитвы и безмолвия (некоторые из них существенно древнее принятой сейчас Иисусовой молитвы)? Что, при таком, не призывающем Имя Божие способе молитвы благодать не подается, или же богообщение не происходит? А если происходит (и человек может причаститься божественных энергий, т.е. вступить в непосредственное богообщение) тогда и много чего другого, помимо "имени" также "есть Бог"? Т.е. имя есть в данном случае частность, и упорное его (и полное) отождествление с Богом не может ли легко завести в такие еретические дебри, что и не выберешься? Как бы Вы ответили на такого рода озабоченность, и нежелание отождествлять имя с Тем, кому оно принадлежит (наряду с другими именами). Прошу прощения за некоторую сумбурность изложения, у меня тут разные языки нередко путаются вот сегодня как раз такой день.
- Re (5): имяславие и преп. Максим Исповедник Евгений 09:03:52 28/12/1999 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]