Отправлено Евгений 09:03:52 28/12/1999в ответ на: Re (4): A Sinod vam ne ukaz?, отправлено Алексей Чумаков 05:10:32 28/12/1999
> Хорошо, попробую с другого бока, поскольку мне, как и "синодалам" не по себе от этой степени отождествления имени и Бога. (и опасность еретических размышлений типа о. Флоренского кажется гораздо более сиюминутной нежели приписываемый "синодалам "варламизм". Как бы нам тут "царским путем" пройти...). > Позиции варлаамитов и софиологов, таких как оо. Флоренский и Булгаков смыкаются: и те, и другие заняты поисками безличного посредника между Богом и человеком. Если энергии не есть Сам Личный Бог, действующий во всем творении, то это есть либо католическая тварная благодать, как у варлаамитов, либо безличная нетварная четвертая ипостась София Премудрость Божия, как у софиологов. Удел и тех, и других магизм. Католики под руководством папы распределяют благодать, а софиологи, оперируя символами, понуждают Бога на то или иное действие. Я несколько упрощаю картину, но излагаю, как мне кажется, суть дела. > Насколько я понимаю, спор произошел на почве исихастской практики, а именно, призывания Имени Божия в Иисусовой молитве, причем Бог может подавать благодать тако творящим, по Своей неизреченной милости. Именно на исихастской почве, причем делатели молитвы знали, о чем говорят, а те, кто отвык от этого или привык к формальной молитве не понимали. Более точно, имяславие со своей практической, а не богословской стороны вытекает из отеческой практики "заключать ум в слова молитвы". >Ну хорошо. А если использовать другие формы непрестанной молитвы, не включающие молитвы Иисусовой например, "Боже милостив буди мне грешному", или "Господи помилуй", или "молитвенный цикл" связываемый с именем св. Иоанна Златоуста, или иную практику непрестанной молитвы и безмолвия (некоторые из них существенно древнее принятой сейчас Иисусовой молитвы)? Что, при таком, не призывающем Имя Божие способе молитвы благодать не подается, или же богообщение не происходит? Имена Божии суть все те, которые употребляет Писание по отношению к Нему. В этом смысле Писание как и вся история человечества это история откровения Имен Божиих, или даже как у преп. Максима Исповедника история воплощения Слова в логосах Писания и в логосах творения в целом (см. об этом мое сообщение http://beseda.lgg.arc7/6078.html). Большинство этих Имен описаны в книге "О Божественных Именах" св. Дионисия Ареопагита, цитирование которой составляет целую традицию в святоотеческой литературе. >А если происходит (и человек может причаститься божественных энергий, т.е. вступить в непосредственное богообщение) тогда и много чего другого, помимо "имени" также "есть Бог"? Если история творения есть история постепенного воплощения (вотелесения) Логоса, то различны и степени (модусы) этого воплощения в творении, в Писании и в самом Воплощении, которое единственное ипостасно. Система преп. Максима (а в сущности, мы о ней сейчас говорим) христоцентрична по своей сути, и центральным моментом в ней является само Воплощение. Именно Оно (с христологической, евхаристической и эсхатологической точки зрения) дает человеку возможность непосредственного богообщения не через все предметы и символы, в том числе и Имена, а только те, которые участвуют во всех трех перечисленных выше перспективах. Но изложение этого сложного вопроса уводит нас довольно далеко от обсуждаемой темы и, пожалуй, превышает мои возможности:-).