Отправлено Александр Иванов 18:02:26 29/12/1999:Полтора месяца назад на форуме "Спаси и сохрани" было опубликовано замечательное сообщение Абдула Керима, которое хоть и написано по конкретному случаю, но перекликается с темами, затронутыми в последнее время на нашем форуме. Привожу его здесь полностью. Автор: Abdul Kerim Дата/Время: 11/12/99 2:29 Тема: RE: О ревнителях 'разделенной' церкви Содержание: >#>НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РАЗНЫХ ТИПАХ РЕВНИТЕЛЕЙ И ОБ ОТНОШЕНИИ К #КРИТИКЕ #>В газете «Русь Православная» №9 1999 г. опубликовано две #статьи с критикой РПЦЗ и одна статья с критикой МП. Вернее сказать: одна статья с критикой МП, одна статья с критикой РПЦЗ, одна статья в которой говорится что и МП и РПЦЗ суть одна "ересь" и нечестие, а "истинное" спасение в "катакомбной" секте (какой из множества не уточняется). #>В предисловии к статьям редакция высказывает свой взгляд #на проблему взаимоотношений РПЦЗ, МП и ИПЦ. В частности #там говориться: #>« … наша почта показывает, что одной из самых болезненных #и волнующих проблем нынешней смуты является печальное #разделение Русской Церкви на Московскую Патриархию, #"зарубежников" и "катакомбников". Взаимные обвинения и #упреки проложили между ними глубокие разломы, нанесли #церковному телу тяжелые раны. # #>Как видно из комментария, всю трагедию «разделенной #церкви» редакция видит лишь в необоснованных (по мнению #редакции) взаимных обвинениях и упреках. Из комментария как раз и не видно того, чтобы взаимные упреки признавались "лишь необоснованными". Вся сложность дела заключается именно в том что упреки отчасти обоснованы. Вопрос же стоит о том как бы в этой беде помочь, а не повредить еще более. #>Часто встречая подобные взгляды как среди прихожан и #клира РПЦЗ так и МП (с катакомбниками я еще пока не #знаком) я стал замечать, что называющие себя ревнителями, #в обеих юрисдикциях делятся на две группы. #>Первая – это те, кто желает быть верным православию и #отстаивать его в своих юрисдикциях. ...Постоянно #сталкиваясь с чужими заблуждениями и своими собственными, #эти люди познают и свою и чужую немощь и учатся #распознавать Истинное учение церкви от тех подделок, #которые предлагает во всем их многообразии князь мира #сего. Изучают Св. Писание и Св. Предание Православной #Церкви эти люди с одной, единственной, целью поиска #Царствия Божия и Правды Его. Если они до конца устоят в #таком расположении, то на них исполнятся слова Господа: #блаженны алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся. #Господь выведет их из среды нечестия, где бы они временно, #по неведению, не находились и приведет их в Свою Святую #Церковь. Замечательный по своему совершенно сектансткому пафосу отрывок! Благодатная жизнь в Церкви приводит к "выведению из среды нечестия" этой же самой Церкви. Поистине, за деревьями не видит раскольник леса. Поиски и обретение того Царства Небеснаго, что внутри нас есть, преломляются в поиски "наиправильнейшей юрисдикции", сопровождающияся подлинной хулой на Духа Святаго, в Церкве (всей Церкве, Единей, Святей и Апостольской!) пребывающаго. #>У другой категории ревнителей объекты ревности самые #разнообразные. Забота о чистоте православной веры не #является для них главным объектом их ревности. ... Переведем: таковые не берут на себя роль обвинителя, судьи и одновременно палача в канонических раздорах современности. Они видят что нечестий и неправых действий хватает везде, и с ними надо бороться не путем обезглавливания виноватых, а помощи им, помощи совершаемой в Духе истины, любви и мира. >#речь пойдет о ревнителях единства «разделенной» церкви. #Они часто говорят, что идут царским путем, золотой #серединой. Они стараются избегать «острых» вопросов, #ответы на которые всегда обязывают к конкретным действиям. Напомню отчего это так: сия разновидность ревнителей знает, что неправо после сотен лет терпения в Церкви нарушений канонов и больших современных нам, вдруг начать "отсекать пораженныя члены", причем не Церковным, иерархическим и соборным решением, а личной "ревнительской" властью. "Низлагать" епископов и патриархов на основе цитированных в печати их заявлений, уходить в раскол точно определив безблагодатность несогласнаго с ревнителем священника или епископа (восклицая при этом "что общаго у Христа с Велиаром") и иным образом похищая непринадлежащую им по праву власть в Теле Христовом. >#Также считают, что Церковь может разделяться на части, #которые друг друга не признают, и зачастую анафематствуют, #и тем не менее продолжают оставаться частями единой #церкви. Писателю этих слов должны бы быть известны многочисленные примеры внутрицерковных раздоров, когда несмотря на непризнание и даже (несправедливое) анафематствование обе "партии" тем не менее оставались в Церкви. (Если память хромает, то для ея освежения есть на сайте диак. Кураева его статья о оправдании расколов, и о безобразиях бывших в Церкви и в прошедшем). >#Когда ревнителям единства указывают на их противоречие с #правилами Церкви, то они и слышать о том не хотят, клеймя #тех, кто им на это указывает – фанатиками, законниками и #т.п. Они никогда не рассматривают эти противоречия по-#существу. Не так. Сии "ревнители" просто имеют память, и не ограничивают ея заполнение ссылками на каноны "да будет отлучен". Помнят и о том, кто именно правомочен отлучать, что для этого потребно, отлучали ли за таковые прегрешения, и кого, и когда, и как. Помнят, что не человеки "канона ради", а каноны Церкви и человека ради. Да и грехи своей "юрисдикции", в том числе канонические грехи, тоже помнят. Тем же судом что судим, будут судить и нас. Неумеренное ревнительство и сектантство дают своеобразное опъянение своей "православностью", так романтично мнить себя последним бастионом и верным остатком, и это порыв видимо неистребим до конца. Но с ним надо решительно бороться, как с вреднейшим духовным тупиком, как с соблазном, который надо преодолевать, а не следовать ему. >#Признавая друг друга, ревнители единства, похожи на #экуменистов, они свободно общаются с единомышленниками #других юрисдикций. Ищут, также как и экуменисты, того #только что их объединяет, и игнорируют то, что их #разделяет. Бывает иногда, что и они упрекают другую #юрисдикцию по существу, но не ради установления истины, #как это делают настоящие ревнители, а как раз наоборот, с #целью предать все взаимные упреки забвению. Они говорят #всякий раз: видите, нарушения канонов церкви есть и у вас #и у нас, и потому давайте оставим все упреки и примем друг #друга в сущем сане, и таким образом будет мир и любовь. В случае с РПЦЗ (с которой связана вся моя жизнь), никогда не было даже вопроса о способе приема всегда епископы и священники принимались из других православных Церквей, в том числе и МП, Митрополии и других, в сущем сане. А миряне принимаются так же как и свои прихожане. В последнее время только, в России придумали дикие "чины" для присоединения но это проблема местная, на совести сочинителей и их наших канадских покровителей. #>Есть, как видите, принципиальная разница между #ревнителями первой и второй категорий. Одни стремятся к #Истине и мыслят воссоединение лишь на Ее основе. Другие #стремятся к воссоединению любой ценой, даже #игнорированием, а зачастую и попранием Истины. Это ложное обвинение. На Истину тут лишь кивают как повод для раскола. А Истину надо искать вместе, приближаясь вместе ко Христу, а не так, чтобы декларировать свое к Нему стремление, а брата своего руками и ногами отпихивать. Да при том кощунственно заявляя о его безблагодатности, непричастности спасению и прочих прямых следствиях утверждения что МП "не есть Церковь". Почитайте, что открытым текстом заявляет епископ ИПЦ (РПЦЗ) на своем homepage в ответ иерею Василию. Ведь, по его логике, вне его ИПЦ "нет спасения", разве кому по присоединении к сему почтеннейшему церковному организму не вменится ретроактивная благодать, по правилу Св. Василия! Тихий ужас. >#Первые поступают руководствуясь учением свв. отцов, что #нельзя православным быть в общении с еретиками и #раскольниками. То же самое говорят все без исключения раскольники. >#Вторые, ссылаясь на политическую ситуацию, говорят, что #сейчас не время спорить о вере, надо объединяться «спасая» #отечество или просто ради «мира и любви». Но ведь это и #есть позиция экуменистов, которую сами ревнители постоянно #критикуют. Это совершенно ложное обвинение. Дело обстоит проще: надо иметь любовь между собой, и обретется Истина, если Ея кому нехватает. Не разрушать до основания надо МП и РПЦЗ, а помогать, опираться и поддерживать друг друга в нашей брани к духовом злобы поднебесной. Что же до "бегунов", так они всегда были и всегда будут, будут мутить православный народ, будут нападать на св. Церковь и сеять раздоры. И цитатник у них один и тот же, и методы, и конец один. >#Тут надо быть либо абсолютно слепым или невеждой в вере, #чтобы услышать, например, в адрес РПЦЗ упреки в ереси, #неканоничности, раскольничестве, экуменизме и т. п., и #после этих обвинений желать объединения с ней. Ну зачем так строго, ведь упреки ложные. Не всякому духу верьте. Да если поверить всей той гнусности, что антицерквовыя журналисты пишут про нас, надо сразу из любой Церкви бежать. Да, основатель нашей Церкви м. Антоний сильно заблуждался в Догмате о Спасении. Это знают все в РПЦЗ, даже те кто и защищает его. Что с того? Он прежде всего был замечательный пастырь, и не всегда богословски скромен. Что с того, не делают же естественныя для любаго человека ошибки и несовершенства нашу Церковь, РПЦЗ, "Не-Церковью". И множества канонических наших решений, не менее уязвимых, чем иные критикуемые решения МП. Да откуда эта избирательная слепота, что в своем глазу и правда ничего не видите? У нас что, иерархи и священники и прихожане с крылышками и светятся все как один от обожения? А ведь и у нас в иные года до драк при целовании креста в приходах доходило, и до насильственных выселений, с полицией, и много чего было и есть, о чем не леть и глаголати. Грешники мы, каемся, возстаем и падаем, много у нас невежества, много ерунды и пишем и говорим, и никто от сея напасти не застрахован. А вот Ваш вид "ревнительства" скорее от неофитства и неумения видеть что Церковь и свята да мы грешны. Исправляться надо, помогать друг другу, надо возстанавливать каноническое устройство Церкви, истинную соборность и в МП, и в РПЦЗ. Много ли надежд на скорое исправление? Нет, немного но не меньше, чем надежд на наше собственное, личное исправление, которое Вас, как мирянина, и должно в первую очередь занимать. А попечение о Церкви Христовой надо бы оставить соборнему разуму епископата. #>Закончу словами свт. Григория Богослова: #>«Да не подумают, будто бы я утверждаю, что всяким миром #надобно дорожить. Ибо знаю, что есть прекрасное #разногласие и самое пагубное единомыслие; но должно любить #добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом. #Когда дело идет о явном нечестии, тогда должно идти скорее #на огонь и меч, не смотреть на требования времени и #властителей и вообще на все, нежели приобщаться лукавого #кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшнее – бояться #чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю #истины стать предателем учения веры и истины». Аминь. Не прилагайтесь лукавому раскольническому квасу. Не клевещите на Церковь, или часть ея. Явнаго нечестия бегайте, а грехи братий исправляйте и врачуйте с любовию. Не они враги Ваши, а гордость и самомнение. А кто от этих двух не исправится, тому никакая благодать не приложится. Не нужна она ему. Простите за прямолинейное послание, мне его переслали, а я попросил поместить мой ответ. Не видел других ответов. Бог да просветит и спасет Вас.
- Re: Прочитано на форуме "Спаси и сохрани" Unknown 10:31:53 30/12/1999 (3)
- Re (2): Прочитано на форуме "Спаси и сохрани" Александр Иванов 10:58:33 30/12/1999 (2)
- Re (3): Прочитано на форуме "Спаси и сохрани" Unknown 14:38:42 30/12/1999 (1)
- Re (4): Прочитано на форуме "Спаси и сохрани" Александр Иванов 14:40:50 30/12/1999 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]