Re: Второй заход.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков 04:24:48 30/12/1999
в ответ на: Второй заход., отправлено partizan 09:28:03 29/12/1999

>> Так это мы все веруем что причащаемся истинным Крови и Плоти Христовым, как и некогда св. апостолы. Вопрос о том, есть ли св. Дары при этом одновременно хлеб и вино (помимо того что они есть Плоть и Кровь Христовы). Естественно, это великое Таинство, и как таковое человеческим умом непостижимо. Но порассуждаем на эту тему: 
>  
> В данном случае Вы утверждаете, что Св. Дары имеют двойную природу. 
> То есть в Них соеденины природа хлеба и вина и природа Тела и Крови? 
> Или Они имеют третью природу? 
 
Во первых, Христос уже имеет две природы — Божественную, и человеческую, а не одну. Природа хлеба и природа вина, обе тварные, тоже никуда не исчезают, т.к. свойства без природы не существуют, и наоборот, природа узнается по свойствам.  
 
В основном мы ходим тут вокруг католической доктрины трансубстанциии. Согласно этому философскому взгляду, субстанция, вещественная природа хлеба и вина исчезают, а остаются акциденты, т.е. видимость. Согласно же православному взгляду на это дело, природа хлеба и вина не исчезают ( и исчезнуть не могут). 
Свойства вина и хлеба не могут существовать без соответствующей им природы (тут надо бы посмотреть у св. Максима, т.к. вопрос напрямую связан и с реальностью Воплощения, т.е с христологией. Там тоже были споры о дествительности воплощения – т.е. осталась ли без изменения и смешения человеческая природа Христа, или же были восприняты додни только «признаки» и «характеристики» этой природы, но не она сама – т.е. не истинное Боговоплощение, а иллюзия)  
 
Если принять католическое мнение что только «видимость» остается от хлеба и вина – что дальше, при потреблении св. Даров, что, «видимость» хлеба и вина питает нас (как и обычный хлеб и вино)?   
Так что надежнее остановиться на том что наитием Св. Духа, по молитве верующих, происходит пресуществление хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христовы – то тварное тело, что было воспринято Богом при воплощении от Девы Марии. Но хлеб и вино не теряют и не изменяют свою тварную природу, и не становятся от этого «иллюзиями». Божественная природа Христа не сделала Его человеческой природы – не-человеческой, и в Причастии мы причащаемся Его человечеству  с тем чтобы через Него причастится Божеству. А сам процесс «трансформации» конечно же выше наших рассудочных категорий, нельзя «объяснить Таинство» как это пытались сделать изборетатели «трансубстанциации». 
 
(Греческое metabolle, использующееся в литургии, имеет значение изменение, преложение, и правильно было бы наверное говорить об  epiousion , отличая его и от  католического понятия  metaousion (transubstantiation), а протестантского — synousion (consubstantatation). ) 
   
>> Когда Христос причащал учеников — что, из Его человеческого тела, во всем подобного нашим, откуда-то оторвался кусок и заместил собою хлеб?  
> И какого размера должно быть _человеческое_ тело Христово, чтобы причастить всех верующих, во все времена?  
> Иначе говоря, мы подходим к вопросу о том, _стали_ ли хлеб и вино — по молитве Христа — Его истинными плотию и кровию, или же хлеб и вино исчезли, заместившись куском Его человеческого тела, и объемом Его человеческой крови. Мне представляется, что вариант с "восприятием" вернее варианта с "замещением". 
>  
> Мне тоже, но это дела не меняет.  
> Я же привел пример с Лукой и Клеопой и удержанием глаз. В том случае, ведь не изменилась внешность Христа — изменилось восприятие апостолов. 
> И в случае с Причастием мне ситуация представляется похожей. 
 
Кстати сказать, Он познался ими в преломлении хлеба.  
 
Как Вы думаете, сколько потребуется минут для того чтобы в этих и смежных вопросах (например христологии) "уличить" большинство когда либо живших христиан, священиков, и даже епископов — в "ереси"? ;0)


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]