Re: Где живут духовники?


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Александр Иванов 10:54:00 15/01/2000
в ответ на: Где живут духовники?, отправлено Аркадий Дубровин 01:06:05 15/01/2000:

 
> Интересно бы узнать об опыте нахождения духовников у других участников этого форума. Тема, вроде, не особо секретная.
 
 
Святитель Игнатий:
 
 
"Не утомляй себя напрасно исканием наставников: наше время, богатое лжеучителями, крайне скудно в наставниках духовных. Их заменяют для подвижника писания Отеческие". 169 (261,39) 1848 г.
 
 
"...духовное жительство, предоставленное промыслом Божиим нашему времени... основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями святых Отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братий" (5, 76)
 
 
"По прошествии восьми столетий по Рождестве Христовом начинают церковные святые писатели жаловаться на оскуднение духовных наставников, на появление множества лжеучителей. Они заповедуют по причине недостатка в наставниках, обращаться к чтению отеческих писаний, удаляться от чтения книг, написанных вне недра православной Церкви. Чем далее времена отклонялись от явления на земле божественного света, тем усиливался недостаток в истинных святых наставниках, усиливалось обилие во лжеучителях; они со времен открытия книгопечатания наводнили землю как потоп, как горькие апокалипсические воды, от которых умерло множество людей душевною смертью". 228 (322, 53)
 
 
"Видеть настоящее положение духовных руководителей необходимо, чтоб охраниться от обмана; вместе должно очень остеречься от осуждения их, непрестанно обращаясь ко вниманию себе". 290 (390, 3J 1864 г.
 
 
"Постарайся найти хорошего, добросовестного духовника. Если найдешь его, — и тем будь доволен, ныне добросовестные духовники — великая редкость". 169 (261,39) 1848 г.
 
 
"В духовнике, по мнению моему, великое достоинство — простота, неуклонное последование учению Церкви, чуждое всяких своих умствований. Есть строгие, есть умные; но строгие и умные по-своему, никуда не годятся для душевного назидания. И строгий, и умный, и милостивый, и снисходительный, и простосердечный, но верный сын Церкви, могут быть одинаково полезны". 445 (595, 12J 1853 г.
 
 
Необходимо, по-моему, различать понятие наставника (духовного руководителя) и духовника. Первых свт. Игнатий доже искать не советует, так их мало осталось, а духовник есть у каждого христианина — это тот священник, у которого он исповедуется. Основные критерии выбора духовника — добросовестность, простота, верность церковному учению.
 
 
Отношения с духовником Святитель рекомендует строить как "жительство по совету":
 
 
"Скромное отношение советника к наставляемому — совсем другое, нежели старца к безусловному послушнику... Совет не заключает в себе условия непременно исполнять его: он может быть исполнен и не исполнен". (5, 80)
 
 
Кстати, по этому признаку легко определить лжестарца — он непременно потребует полного послушания ему, хороший же духовник будет только советовать.
 
 
Александр Иванов.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]