Отправлено Владимир Урусов 07:46:59 19/01/2000:Уважаемые участники. Прошу извинить за косноязычность и прочие казусы. Предлагаю вашему вниманию интересную статью св.Петра Андриевского (вынесена отдельно) по поводу неточностей в богословии д.А.Кураева. Может быть тон статьи покажется слишком категоричным и резким и все же не взирая на эту сторону постараемся бесстрастно оценить вопросы подымаемые в этой статье. Мне самому не нравится манера западных католических богословов схоластизировать сложные богословские понятия и догматы, учение о заслугах и прочая умственная "муть", но также неприемлю слишком личностное и неудержимое в фантазиях богословствование о.А.Кураева мне кажется следовало бы держаться разумной средины, без отклонений как в сторону чрезмерного логизма, так и в сторону неконтролируемого полета фантазии и интуиции. Хотя и я тоже считаю о.Андрея талантливым проповедником и энциклопедистом, но огорчает именно эта чрезмерная смелость, дерзость и "бесстрашие" (в плохом смысле). Мне кажется, следовало бы как то разграничивать в своих произведениях то, что говорят св.отцы и то, что взято из книг протестантских, католических и философских - хотя и у них встречаются ценные мысли но, ИМХО, соблазн для неискушенных велик. По мне, так лучше таких книг православным вовсе не читать жизнь очень короткая, а книг св.отцов очень много и они дают действительную пищу для души, а не материал для "парения" мыслей. Теперь о статье. Действительно ли пора выбросить на свалку догмат о первородном грехе. То, есть был он этот первородный грех или это просто некий термин для привыкших "юридически мыслить" Виноваты ли мы в грехе Адама? Похожий вопрос: виноваты ли мы в грехе наших предков, которые "духовно" отреклись от царя Николая или же каждый за себя. Почему например я должен страдать за грех Адама или своих предков, ведь каждый должен отвечать за свои грехи (подумает обыватель). Вот смотрите, что получается Христос-Спаситель и "целитель "-"врач". Он исцеляет человека, а не искупает как считают современные богословы. То есть весь акцент переносится на то, что мы больные и как больные требуем снисхождения и добраго отношения врача, а грех отставляется в сторону, грех как бы растворяется и исчезает, есть болезнь, а нет греха. Латиняне преувеличивали грех (акцент на грех), а наши богословы видят только болезнь (хотя и говорят еще по инерции о грехе, но самое понятие греха становится безжизенным и ненужным так, что кажется когда-нибудь откажутся и от него ). Проследите внимательно за двумя паралеллями: Грех вина человека искупление . Болезнь жалость и любовь к страдающему больному исцеление. Как "искупиться" (так и исцелиться) невозможно было самому человеку потребовался Христос Спаситель. Следование отдельно любой из паралелей без учета другой приводит в крайность. В 1-ом случае (1-ая паралель) "латинское мудрование, юридизм и схоластика". Во 2-ом случае ничем не оправданная эйфория ("какая вина в болезни? Слава Тебе Господи, что Ты исцеляешь нас по Своему великому милосердию"). Странные тенденции прослеживаются в аскетической литературе последних двух-трех веков. Например у игумена Никона Воробьева в книге "Нам оставлено покаяние" (игумен Никон был духовным отцом профессора А.Осипова, который был любимым учителем о.Андрея Кураева) есть такие мысли:"... и тогда я подумал, а что такое все наши дела?.." то есть как ничтожны все наши дела в сравнении с милосердием Божиим и Его Промыслом мне кажется здесь есть нечто протестантское. И действительно ли нам оставлено только покаяние это очень сложный вопрос "больным нужен щадящий режим". Задаю все эти вопросы не для того, чтобы кого-то обвинить или осудить, но мне хочется самому во всем этом разобраться. Да, действительно благодать дается за смирение но если мы попытаемся достигнуть его без реальных дел (аскетики малой или большой) то все наши натуги не дадут нам ничего кроме ложного смирения (смиреннословия, прелести и т.п.). По святым отцам известно, что страх Божий путеводит к Любви Божественной, а если мы захотим отбросить "Страх Божий начало премудрости" то будем подобны тому человеку, который пришел на брачный пир в грязной одежде. Мнение смирения приводит к лицемерию и фальши, к извращению духовных истин. Святоотеческое предание о "молитве Иисусовой" откинуто в сторону (из-за "возможности впасть в прелесть") но разве подобная мысль не есть уже прелесть. Св.Максим Исповедник говорит:"Дай телу по силе его и весь твой подвиг обрати на умное делание". Вы скажете что молитва Иисусова предназначена только для монахов но прочитайте в 5-ом томе Добротолюбия "Из жития св.Григория Паламы", где говорится что и миряне обязаны творить непрестанную молитву, и если мы этого не делаем, то надо считать себя нарушителями заповеди и стараться как можно чаще творить эту молитву (или другую подобную ей краткую для памяти Божией). Удивляет эта какая-то настороженность духовников к этому деланию как бы не впасть в прелесть лучше как все исполнять положенные молитвенные правила (норму) и смиряться. Что говорят современные проповедники "Смиряйтесь! Считайте себя негодными для Царствия Небесного…" Да это так , но помимо того надо еще что-то делать. Ведь смирение дается за духовный труд пост, молитва, бдение, трезвение и т.п. Конечно труд это не главное, но как достигнуть смирения без него? Как возыметь благоговение к св.отцам и их подвигам нам кажущимся неправдоподобными, если самому не попробовать хотя бы в слабой мере уподобиться им. Конечно, наше время во многом иное утрачена простота, все очень сложно и замудрено, много суеты и ненужного, мы слабы физически для продолжительных постов, бдений согласен. Но ведь заниматься умным деланием наша телесная немощь нам нисколько не мешает. Но мы предпочитаем только "смиряться". Представьте себе православного, который ест колбасу в пост и на вопрос, почему он это делает отвечает "умильно" "я смиряюсь..". "Святые отцы нам уже почти не доступны, надо изучать св.отеческие творения по св.Игнатию Брянчанинову, хотя и он уже нам тоже почти не доступен…" говорит игумен Никон Воробьев в книге "Нам оставлено покаяние". Почему не доступны? Подвиги их возможно, но впитывать их Богодухновенные творения что нам мешает. Читать их сердцем а не падшим, все рационализирующим разумом. Правда написано в Писании "и Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?". Все рационализируется вера всячески истребляется в людях этим вот богословствованием, соединением науки и религии, философии и религии прокладываются удобные тропочки для язычников и иноверцев - чтобы избавить их от подвига веры а припереть к стенке "неопровержимой логикой доказательств". Или вот об эклезиологической ереси: " В прошлой статье я указал также на экклезиологическую ересь, исповедуемую диаконом А. Кураевым: о непринадлежности к Церкви грешников, а также на православное учение по этому вопросу, изложенное в "Посланиях Восточных Патриархов"..." (из нижеслед. статьи свящ.-ка Петра Андриевского) В самом деле что происходит с православным человеком, когда он совершит какой-нибудь грех, ну предположим, скажет нехорошее слово или т.п. В этот самый момент он по учению о.Андрея отсекается от Церкви (как жестоко жестче чем у католиков) как гниющий орган, а при покаянии присоединяется вновь . Вот оно здесь утеря адекватного понимания греха и упадение в пропасть самой жуткой схоластики. То всеми силами отказываются от первородного греха, то уподобляют грех гильотине. Так что же все-таки происходит с православным человеком, когда он сотворяет грех? Благодать уходит да, но выпадает ли он из Церкви и какие последствия это имеет (умрет нельзя отпевать как члена Православной Церкви)?. И вообще если вдуматься мы согрешаем ежечасно и ежеминутно. Так, например, никто из нас не выполняет заповеди:"Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим ...", никто из нас не творит непрестанной молитвы по словам апостола Павла "непрестанно молитесь" и т.п. Значит ли это, что неисповедуя эти грехи и повторяя их вновь и вновь мы все находимся вне Церкви и Церковь пуста (или состоит из одних уже спасенных Церкви небесной торжествующей). Видите к чему может привести схоластика даже православного богослова. Мне кажется в догматике и богословии должна быть трезвость и объективность а полет мысли и фантазия, и субъективные предпочтения автора более приглядно выглядят в художественной литературе или по крайней мере в проповеди, имеющей целью привлечь кого-нибудь к православному исповеданию. Надо искать сердцем но для этого сердце должно быть чисто, а не замутнено разными философскими и прочими системами. Раньше богословы жили в монастырях, занимались умным деланием ("Иисусовой молитвой") и писали не от себя, а по внушению Духа Святаго, а сейчас преобладает логизм и научность, умствование и эмоции. Кто что думает? Буду рад выслушать ваши точки зрения как о нижеследующей статье, так и о моих к ним немощным комментариям. О.Андрею пожелаю не реагировать слишком болезненно на критику, а спокойно разбирать ее, и если в чем-то действительно были ошибки в его богословских воззрениях, то согласиться с этим, так как Истина дороже мнений о собственной непогрешимости в богословских воззрениях, и все мы в чем-то ошибаемся совершен один только Господь Бог. С уважением Владимир.
- Re: О современном богословии Alexander_Ch 08:56:42 19.01.2000 (1)
- Re (2): О современном богословии Владимир Урусов 11:29:16 19.01.2000 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]