Re (3): Статья свящ. Петра Андриевского о ошибках в богословских воззрениях о.А.Кураева


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Евгений 12:33:12 22/01/2000
в ответ на: Re (2): Статья свящ. Петра Андриевского о ошибках в богословских воззрениях о.А.Кураева, отправлено Владимир Урусов 07:11:27 21/01/2000:

 
>Давайте попробуем разобраться сначала с "экклезиологической ересью", т.к. первый вопрос о "вине потомков Адама за грех Адама" очень сложен и не так прозрачен как кажется на первый взгляд. Мы к нему вернемся после обсуждения 2 пункта, если вы не возражаете.
 
 
На мой взгляд, как раз вопросы, связанные с первородным грехом и с восприятием Спасителем поврежденности человеческой природы, более просты, потому что решены уже более тысячи лет назад и потому что это, хотя и сложные, но вопросы богословия. Экклессиологические же вопросы, к каким относится вопрос о границах Церкви, более сложны и зависят от решения первых.
 
 
Чтобы понять, каковы границы Церкви, необходимо составить определенное представление о том, какова природа Церкви, как в ее христологическом, так и в литургическом и эсхатологическом аспектах. Кроме того, надо иметь определенное представление о том, что такое грех, что такое благодать и проч. Только рассматривая все эти вопросы во взаимосвязи можно иметь достаточно определенное суждение и о границах Церкви. У меня на настоящий момент сложилась другая, отличная от взглядов оо. Петра и Андрея точка зрения (это не значит, что она не может с течением времени измениться). Рассуждая неправильно, о. Петр, как не странно, приходит — в данном случае — к правильным выводам. Совершая смертный грех, человек отпадает от благодати, но не отпадает Церкви.
 
 
В основе взглядов о. Андрея лежит представление о Церкви, как об организме, скрепленном благодатью, понимаемой как благодать обожения, даваемая нам в таинствах, и только ею. При таком взгляде на природу Церкви человек, отпадая от благодати, действительно, отпадает и от Церкви. Но Церковь — Тело Христово — богочеловеческий организм, соединенный не только благодатью, но и обновленным естеством. Христос, выполняя задачу, первоначально возложенную на ветхого Адама, — обожение человеческой природы и через это всего мира, был вынужден выполнить две задачи: восстановление падшей грехом человеческой природы и ее обожение. Причем обновление естества было совершено новым, более чудесным, чем в случае с ветхим Адамом, образом: ипостасным ее соединением с Богом Словом. Причем, если Адамово падение отразилось на его природе, то обновленную природу, в силу ее неразрывной связи со Христом, никакое падение изменить уже не может: эта связь — Имя Христово — навсегда останется с христианином. Даже отрекшийся от Христа будет судиться на Страшном суде как христианин, отрекшийся от Христа, а не как язычник.
 
 
Это обновление естества — воплощение Христово — продолжается в основанной Им Церкви, причем тоже чудесным образом. В силу того, что эта природа была воспринята не каким-либо человеческим индивидуумом, а ипостасью Бога Слова, то она может быть сообщаема другим человеческим индивидуумам, не теряя при этом связи с ипостасью Бога Слова. То, что эта природа была воспринята путем бессеменного зачатия и чудесного рождения, делает эту природу передаваемой не путем естественного рождения, а в Евхаристии в виде Хлеба и Вина.
 
 
Можно рассуждать и другим способом. Воплощение Христово как соединение человеческой природы с Богом есть уже начаток Второго Пришествия Христова, как соединения с Богом всей природы. И определенный момент Евхаристии есть тоже реальное Второе Пришествие Христово. Это печать Второго Пришествия на человеческую природу христианина не может быть от него отнята никаким падением. Но как может христианин, отпадший смертным грехом от благодати, тем не менее принадлежать Телу Христову — Церкви? Так же, как это будет и во Втором Пришествии, в котором Бог соединится и с праведными и с грешными, но для первых это соединение будет вечным блаженством, для вторых — вечной мукой.
 
 
Таким образом, человечество Тела Христова в корне отличается от прочего человечества. Оно состоит в принятии на себя Христова "способа бытия", причем само это принятие уже не отъемлется от христианина, даже если он своими грехами поступает вопреки этому способу бытия — они только ходатайствуют ему вечное осуждение. Такой человек отпадает от благодати обожения впредь до покаяния, но не отпадает от Церкви.
 
 
>В самом деле — что происходит с православным человеком, когда он совершит какой-нибудь грех, ну предположим, скажет нехорошее слово ил%


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]