Re: Ольге-"Конечно"


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Вета 11:05:26 07/02/2000
в ответ на: Ответ, отправлено Александр Иванов 12:14:55 05/02/2000
 
>> А Богу мы должны не уподобиться, а стать Им/
 
 
Думаю, Вы согласитесь, что этот идеал, взятый отдельно от путей, которые к нему ведут, чреват страшными соблазнами для человека – и для верующего во Христа, и для тех, кто избрал путь «мимо Него». Подтверждение тому – «русский религиозный ренессанс» Серебряного Века, ориентированный на Ницше.
 
Творцы «нового христианства», вознамерившиеся соединить Ницше со Христом, страшно исказили суть Христовых Заветов.
 
Даже иноческий путь мыслился для провозвестника «ницшеанизированного христианства» Дмитрия Мережковского через гордыню. Героиня его романа «Смерть богов. Юлиан Отступник» Арсиноя уходит в катакомбы не из пламенной любви к Богу на небесах, а из желания непомерной «власти над собой».
 
В заповеди «Возлюби ближнего своего, как себя самого» делался акцент на второй тезе:
 
           Беспощадна моя дорога,
 
                 Она меня к смерти ведет.
 
           Но люблю я себя, как Бога, –
 
                 Любовь мою душу спасет.
 
                   (З.Н.Гиппиус, Посвящение).
 
Поиск «Бога в себе» уводил в объятия Антихриста:
 
           Вновь манит мир безвестной глубиной,
 
           Нет больше стен, нет сказки жалко–скудной,
 
           И я не Змей, уродливо–больной,
 
           Я – Люцифер небесно–изумрудный,
 
           В безбрежности, освобожденной мной.
 
                    (К.Д.Бальмонт, Смертию – смерть).
 
Не сразу и не всем открылась страшная пропасть, ожидающая на этом пути. Н.Бердяев, например, стал проповедником «религии человекобожия» (см.: С.Булгаков, «Свет Невечерний»), возрожденной ереси адамизма. В своих трудах «Смысл творчества», «Философия свободного духа», «Самопознание», др. Бердяев утверждал, что современный человек уже освобожден от греховности подвигом Христова Распятия. Покаяние «новому Адаму» не только не нужно, но и вредно, так как лишает его «свободы творчества». Творчество же его должно состоять в постижении тех Истин Божественного Откровения, которые, якобы, не открыл Христос Апостолам, по их «ветхости», «поврежденности». Ясен антихристианский смысл подобных дерзостных замыслов нового «богоподобного», безгрешного существа, отринувшего путь покаяния.
 
На этапе, совпавшем с исторической трагедией в России – с 1916 по 1919 гг. – не избежал аналогичных заблуждений и известный православный писатель Ив.С.Шмелев. Герои его повестей «Лик Скрытый» и «Это было» Шеметов и Бабукин возревновали в дерзостном намерении совершить подвиг новых Мессий. Осудив создателей «философии мясного человека», они взяли на себя право вершить суд, нести убийство. Они возмечтали и повторить подвиг Самораспятия за грехи человечества. Страшная карикатурность подобных замыслов (в истоках своих, казалось бы, чистых и благородных) явлена в искажении самой идеи Спасения. Шеметов и Бабукин не хотят страдать «за мясо». Напротив, они обуре-ваемы местью и ненавистью к «сытым».
 
Тезис «стать Богом» требует обязательного углубления, и потому православные мыслители и Св.Подвижники никогда не ограничивались лишь его констатацией. «Соделались храмами Божества все избранники Божии, как говорит о себе святой Апостол Павел: Живет во мне Христос (Гал. 2, 20)», – писал Свт. Игнатий Брянчанинов в «Слове о человеке». Не произвольно и самовластно, путем самоотречения, обретает человек Божественное присутствие в себе, «стяжает Духа Святого» (вот, кстати, высший идеал верующего, о котором говорил Св.Серафим Саровский). Ничем невозможно «заслужить» милости Господней (об этом много у того же Игн.Брянчанинова в «Судьбах Божиих») – судьбы Господни неисповедимы. Благодати удостаиваются «избранники», по воле Божией, а не по собственному произволу.
 
Поврежденная, греховная сама по себе, природа человека не может принять в себя Божественную чистоту. Собственное умаление, обращение себя «в муравейчика перед Богом» (Шмелев, «Пути Небесные») необходимо, чтобы лишь попытаться уподобиться таковому храму. Исаак Сирин в «Азбуке духовной» писал о смирении, как единственном пути снискать милость Божию: «Посему-то Господь оставляет святым причины к смирению и к сокрушению сердца в усильной молитве, чтобы любящие Его приближались к Нему посредством смирения».
 
Не может человек в "здешней своей жизни" даже определить меру собственной «чистоты», освобождения от грехов, а уж тем более надеяться «стать Богом». До последней секунды своей жизни Св.Подвижники следили за тем, чтобы лишь сохранить беспредельное смирение перед Господом. А мыслить: веря в Бога, я стану Богом, для нас, грешных, думаю, гибельно. Вот мечта о «стяжании Духа Святого» хотя бы на краткий миг здешнего бытия — приближает нас к Богу. А Богом станет ли человек? Стали ли Богом Святые? Ведь остается «небесная иерархия». Слиться с Богом – с Духом Святым, очиститься с Божьей помощью, от мертвящей самости, исполнить все Заповеди Божии – это и есть, наверное, конечная цель православного верующего.
 
Искренне благодарна Александру Иванову, который поместил ссылку на статью А.И.Осипова, а еще более – за громадную духовную помощь, оказываемую верующему трудами, помещенными в библиотеке «Православной беседы».
 
С уважением!
 
Вета.
 
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]