Re: Уврачуй души моей многолетнии страсти.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков 21:04:42 15/02/2000
в ответ на: Уврачуй души моей многолетнии страсти., отправлено partizan 16:16:28 15/02/2000
 
> Вот и Вы, Алексей, встали на тот же проторенную диаконом Андрей дорожку...:)
 
 
Каюсь, даже его статью про эволюцию переводил...в одном срубе кажись жечь будут, такой "экуменизм" ;0).
 
 
> У отца диакона (и у Вас вслед за ним) налицо подмена понятий грех и страсть. А подмена эта крайне опасная.
 
 
Не думаю что подмена имеет место.
 
 
> Человек, будучи страстным, до того, как он достиг бесстрастия (см. например Лествицу — простите за совет, это я так... вдруг еще кто-нить будет читать) "болеет" страстьми. То есть в его душе, как в больном организме, происходит борьба со страстью. Борьбе с ними собственно и посвящена вся аскетика.
 
 
В чем же эта борьба — и с чем, с самими страстями присущими человеку или же с _греховными_ страстями? Ненавидь грех, это не страсть? Речь идет о "страсти безстрастной", т.е. о том чтобы естественные страсти привести в ту "норму", которую явил Господь Иисус Христос, опять же Его силой. Исцелить страсти не значит их убить, цель православной аскетики есть жизнь (во Христе, а не жизнь по ветхому, греховно-страстному человеку) — а не смерть. Идеал не бетонированная площадка — а сад.
 
 
> Однако! Есть важный момент. Вот к примеру страсть сребролюбия (корыстолюбия) или блудная страсть. Арена борьбы — сердце. То есть страсть (ну скажем — блуд) может и не воплотиться "делом" — падением. Более того, настоящие подвижники борятся то не с "делом" даже, а с помыслами, не принимая их. То есть не грешат даже и мыслью...
 
 
Кажется, начало собственно греха в стадии согласия с греховным помыслом?
 
 
> Однако страсть мучит — душа "болеет". В этом смысле сравнение Церкви с лечебницей более чем уместно.
 
 
Болеет, еще как. Смею заметить, что полного исцеления не многие и святые достигали при этой жизни.
 
 
> А вот если мы говорим — ну что ж что такой-то прелюбодей или блудник... Все мы больны... Это ничего...
 
 
Это кто же так говорит, никогда ничего подобного не слыхал. Наоборот, все проповеди с "аскетическим" уклоном всегда очень правильно говорят о том что все жто очень  даже "чего".
 
 
> Вот тут уже подмена. Грех должен быть немедляно раскаян с твердым намерением его не совершать никогда. О страсти мы так сказать не можем, так как она не излечивается только исповеданием.
 
 
Ну вот блудник, скажем, покаялся. Все ясно — совершил грех, раскаялся, исповедал, повторять не должен, должен противостать и помыслам, и страсти свои лечить. Это процесс, многие страсти очень сильны и грех постоянно повторяется. Опять же, это во многом похоже на спортивное состязание — испытуемый, если борется, становится опытнее, научается борьбе — такой ценнее того, кто никогда и не падал.
 
(Вероятно, ему и не попускалось упасть, всилу его слабости или личных особенностей? — Господь знает).
 
 
> Итак. Возвращаясь к нашим рассуждениям надо отметить что?:) Что нераскаяный грех должен быть исцелен обязательно — исповедью и епетимией.
 
 
Тут скорее не исцеление, а попытка оного. ДОпускается, что именно "отыдет неисцелен" — если покаяние не есть именно обращение, перемена и трансформация жизни, не включает настоящего "отрезания" греха от себя, если это еще не пережито. Ведь приносится именно молитва о прощении и разрешении, а произошло ли оно на самом деле, знает один Бог.
 
 
>До этих пор верные не принимают в общение согрешившего. Разные грехи — разные "прижигания".
 
 
Поэтому у нас Причастию предшествует Таинство Покаяния.
 
 
> немного не верно. Исповедание православной веры требует именно давления и требования раскаяния (смиренного, конечно) от "экуменистов, обновленцев, иерархов, делающих двусмысленные заявления и т.д.", а не человекоугодничества, основанного на подмене понятий.
 
 
Наверное, надо помнить что Церковь иерархична. Первой задачей в ней у мирян стоит попечение о спасении своей души, жизнь по заповедям Господним, для этого и в ходе такой жизни — борьба со своими страстьми, которые препятствуют этому. Ну и попечение о спасении членов своей семьи (для семейных). У пресвитеров, добавляется пастырское попечение о членах своего прихода. У епископов — попечение о вверенной им в управление епархии. Есть и соборные, так сказать, обязательства, типа исповедание православной веры и забота о чистоте ее, о благочестии.
 
Так вот, "зилотство" нередко (на мой субъективный взгляд) есть форма бегства с той арены борьбы, на которой и должно быть наше внимание. Мирянин вычитает в околоправославной газетке скандальную сплетню, и весь загорается праведным гневом на "отступников" которых он не только в глаза не видел но и не беседовал никогда, и не знал что они существуют в природе, и мнит себя не мало новым Св. Максимом Исповедником. Батюшок какой, тоже только со школьной или семинарской скамьи, или постарше, искатель митры, одурев от борьбы с махровым язычеством в своем деревенском приходе хочет чего-то поострее, внимания может, "чего-то сделать" хочется. И так далее, с разными уклонами, а результат один — и своем спасении забыто, зато все пишут коллективные письма и клеймят "отступников православия". Всем весело, страсти рекой. Вот и почитали "лествицу"...Ну и расколы конечно, с такой страстной атмосфере ревнителей, да "патриотов" всех мастей и разливов, как тут без раскола.
 
 
>Да не будет наше смирение паче гордости.
 
 
Именно.
 
 
> Поздравляю с Праздником Господним,
 
 
Спасибо — и Вас также. И не принимайте критику на свой счет — так, к слову пришлось ;0).
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]