Слово о полку Игореве


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Eugene 22:49:57 18/02/2000:

 
По тому же "Радонежу" недавно прошел цикл бесед писателя Александра Стрижева по поводу подлинности литературного произведения. Интересно какая есть еще информация по этому вопросу?
 
 
Вкратце суть бесед в следующем: Подлинника Слова никто не видел, кроме весьма ограниченного кружка Мусина-Пушкина. Кружок этот с благими целями возвысить в то время низкое понимание на Западе о русской истории занимался "совсем неблагими" делами. Конкретно — подделыванием исторических памятников. с этой целью Мусин-Пушкин собрал довольно обширную коллекцию древних памятников (за счет государственных фондов, они кстати и сгорели поэтому в 1812). Опытные каллиграфы подделывали древний почерк, вклеивали фрагменты в рукописи и т.п. Особенно известна история с "тьмутараканским болваном" которого эти умельцы изготовили для подтверждения существования древней славянской письменности и отвезли в Крым (эпизод про этого болвана потом появится в Слове). (Юрию Аммосову предлагается выяснить кто в 19 веке этого "болванчика" разоблачил, я забыл, вернее не запомнил). Слово хранилось у Мусина-Пушкина и по поводу требований показать оригинал памятника известны его высказывания (если кто будет сомневаться — заткните ему рот).
 
 
Не считая нескольких попыток в 19 веке (и на Западе в 20) оспорить подлинность Слова наиболее серьезной работой по этому вопросу явился труд историка Зимина (чтения в память которого проводились недавно) который в 1963 году перед большим числом активных защитников подлинности настолько убедительно ее опроверг, что вразумительных возражений не было. Однако труд по указанию партийных инстанций не был опубликован и его "замолчали".
 
 
Что касается стиля Слова, то в нем есть текстуальные заимствования из многих источников. Задонщины — что вызвало попытки оспаривать ее подлинность защитниками Слова (что не получилось). Гомера и др. античных источников популярных в 18 веке. И еще каких-то народных сказаний (скандинавских) о которых я прослушал.
 
 
Другое, что, надеюсь, сойдет за антиоффтопик, соображение по поводу подлинности Слова — мнение большинства исследователей, в частности ак. Лихачева (которого кажется сложно считать противником подлинности) что стиль Слова совершенно выпадает из комплекса русской литературы того времени по обилию языческих мотивов.
 
 
По мнению Стрижева, которого я привык считать человеком серьезным, Слово — памятник 18 века, что не бросает тень на его талантливость, однако истина должна быть восстановлена.
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]