Отправлено ч. Михаилъ 10:08:08 02/03/2000в ответ на: Re (2): Тема для обсуждения , отправлено Александр 07:03:17 02/03/2000Въ моемъ распоряженiи есть немного попорченный (въ сѣтевомъ отношенiи) файлъ изъ книги «Новый Маргаритъ». Тамъ какъ-тотакъ получилось, что использованы нѣсколько разныхъ кодировокъ. Думаю. желающiе прочесть, справятся. Текстъ копирайтный (с) Компанiя «UW» и изд-во «Кладезь» (сейчасъ права принадлежатъ др. фирмѣ). У меня есть разрѣшенiе помѣстить текстъ для общаго пользованiя безъ права распечатки (кромѣ личнаго) и печатнаго распространенiя съ цѣлью извлеченiя прибыли. _____________________ УЧЕНIЕ СВВ. ОТЦОВЪ О СВ. КРЕЩЕНIИ 1. Помљщаемый ниже текстъ представляетъ собой сжатое изложенiе обзора писанiй Свв. Отцовъ и Св. каноновъ Церкви, составленнаго извљстными святогорскими богословами, монахами-исихастами XVIII вљка, самымъ извљстнымъ изъ которыхъ является, пожалуй, признаваемый однимъ изъ Отцовъ Церкви, преп. Никодимъ Святогорецъ (духовнымъ отцомъ этихъ монаховъ-исихастовъ былъ Св. Макарiй Коринфскiй).XXIV Cей обзоръ былъ составленъ на Св. горљ Аєонъ для выявленiя отношенiя Св. Отцовъ и Церкви въ цљломъ къ практикљ принятiя въ Православiе еретиковъ, получившихъ до своего обращенiя къ Св. Церкви обрядъ крещенiя въ формљ обливанiя или кропленiя, а также самихъ по себљ формъ такого крещенiя. Составители подчеркиваютъ, что въ данномъ приложенiи стиль и языкъ Св. Отцовъ и отцовъ-святогорцевъ переданъ максимально близко къ оригиналу. Включенiе въ сiю книгу даннаго приложенiя представляется весьма благовременнымъ, поскольку въ настоящее время въ связи съ общимъ отступленiемъ (апостасiей) отъ Православiя среди прочего повсемљстно ширится нечестивая практика отверженiя повелљнiя Господня, ученiя Св. Отцовъ и Церковныхъ каноновъ въ отношенiи Крещенiя — этого основополагающаго Таинства Св. Церкви. Составители полагаютъ, что народъ Божiй долженъ знать о такомъ предательствљ Православiя. Немаловажнымъ является и тотъ фактъ, что такое пренебреженiе богоданнымъ чиномъ Крещенiя можетъ иногда приводитъ къ тому, что неправильно крещеный человљкъ становится одержимъ бљсами или совершаетъ тяжкiе грљхи опредљленнаго рода въ совсљмъ еще юномъ возрастљ.XXV * * * Братiе, спросимъ себя: кто съ пришествiемъ въ мiръ нашего Господа и Спаса Iисуса Христа можетъ спастись? Господь отвљчаетъ: è6æå â\4ðó è6ìåòú è3 êðåñòè4òñÿ, ñïàñyíú áóäåòú. То есть, тотъ, кто вљруетъ и Крещенъ âî è6ìÿ Î#òöà5 è3 Ñû4íà è3 Ñâÿòqãw Äsõà тремя погруженiями и тремя поднятiями въ освященныхъ водахъ ñв. Купели. Православная Церковь, получившая сiе повелљнiе отъ самого Бога, совершаетъ таинство ñв. Крещенiя, согласно ñв. Симеону Солунскому, слљдующимъ образомъ: «взявъ крещаемаго за голову, священникъ погружаетъ его единожды въ воду, глаголя: «Рабъ Божiй (имярекъ) крещается во имя Отца [Аминь]». И онъ немедленно поднимаетъ крещаемаго изъ воды. Затљмъ онъ погружаетъ его снова, глаголя: «и Сына [Аминь]». И снова онъ немедленно поднимаетъ крещаемаго изъ воды. Затљмъ въ третiй разъ священникъ погружаетъ его, глаголя: «и Святаго Духа [Аминь]». Такимъ-òî образомъ крещаемый сподобляется Божественнаго Крещенiя». Любой священникъ, не совершающiй Таинство такимъ образомъ, т.е. тремя полными погруженiями и тремя поднятiями, кромљ смертной нужды, естественно не совершаетъ Крещенiя, но дљйствуетъ нечестиво и оставляетъ человљка некрещенымъ. Такiе священники вмљсто того, чтобы совершать Крещенiе, подаютъ приступившему креститься вмљсто хлљба камень и вмљсто рыбы — змiю, ставятъ его въ Св. Купель съ небольшимъ количествомъ воды въ ней — или «внутрь [таза или инаго] бассейна, — какъ со скорбiю отмљчаетъ преп. Никодимъ Святогорецъ, — гдљ только небольшая часть ногъ крещаемыхъ дљтей [или взрослыхъ] покрыта водой» — и поливаетъ на нихъ сверху немного воды, или брызгаетъ на нихъ водою, какъ это дљлаютъ еретики-паписты, у которыхъ нљтъ Таинства Крещенiя и которые не крещены. Поэтому тљ, кто такимъ образомъ ложно крещены, или чье Крещенiе было совершено безъ полнаго и четкаго вычитыванiя послљдованiя Таинства, или кто былъ не полностью помазанъ освященнымъ елеемъ, или кто былъ неправильно мvропомазанъ, иногда испытываютъ бљсовскiя искушенiя, которыя побљждаютъ ихъ, и, когда они [дљти] взрослљютъ и приходятъ въ возрастъ — напримљръ, въ семнадцать лљтъ или около того, — погружаютъ ихъ въ тяжкiе грљхи, обычно плотскiе.XXVI Объ этомъ свидљтельствуетъ множество Св. Отцовъ. Св. Симеонъ Солунскiй, обобщая ихъ мнљнiя, пишетъ, что «они [неправильно крещеные] страдаютъ отъ этихъ [искушенiй] именно потому, что священники, которые крестили ихъ, пренебрегли вычитыванiемъ молитвъ на изгнанiе бљсовъ или другими [сторонами] священнаго послљдованiя». Сказавши выше о надлежащемъ образљ послљдованiя Св. Крещенiя, Св. Отцы объясняютъ важность правильнаго Крещенiя и съ богословской, мистической стороны Таинства. Таинство Крещенiя, кромљ всякаго буесловiя, должно есть исполнять согласно повелљнiю Господню, святоотеческимъ правиламъ и церковному преданiю. Ибо мы въ Церкви Великаго Бога и Спаса нашего Iисуса Христа приняли отъ Него и отъ Святыхъ Отцовъ одно и только одно Крещенiе, Крещенiе Единой Церкви, кое мы и исповљдуемъ въ символљ Вљры. Сiе Крещенiе есть то, которое совершается въ Ней тремя погруженiями и возстанiями, ибо самое слово «крещенiе» именно и означаетъ погруженiе. Потому тљ, кто не сохраняютъ троекратныхъ погруженiй при Крещенiи, не имљютъ Крещенiя Церкви въ самомъ буквальномъ смыслљ. Болље того, «обрядъ крещенiя является богохульнымъ и безполезнымъ въ силу его совершенной неправильности въ отношенiи ... [отсутствiя] трехъ погруженiй». Крещать тремя погруженiями научилъ и повелљлъ намъ Самъ Господь; и сiе свидљтельствуютъ всљ Апостольскiя, соборныя и отеческiя правила. Мы вљруемъ именно въ такое Крещенiе, и именно сiе единственное Крещенiе мы исповљдуемъ какъ неповторяемое. Ибо Церковь исповљдуетъ единое Крещенiе не только потому, что Она никого не крещаетъ дважды, но и потому, что Она крещаетъ каждаго однимъ и тљмъ же Крещенiемъ, а не такъ чтобы однихъ тако, а иныхъ — инако. Измљненiе богоданной формы Крещенiя въ Церкви, безъ какой-либо острой [смертной] необходимости, есть непростительное нарушенiе Апостольскаго Преданiя, есть дљянiе анаєематствованное, гнусное и отвратительное, есть грљхъ смертный. Хотя нововведенiе въ отношенiи Крещенiя не есть ересь, т.е. не носитъ догматическаго характера согласно точному значенiю сего слова, сiе нововведенiе есть отвратительная и омерзительная практика, нисколько не очищающая и однозначно еретическая. Ибо она есть нечестивое нововведенiе еретиковъ и фальсификацiя преданной [намъ Отцами] формы. Иными словами, это нововведенiе есть плодъ ереси. Крещенiе соотвљтствуетъ догматамъ Вљры и троекратное погруженiе также есть догматъ. Образъ Крещенiя не есть простая «церковная практика», которая можетъ измљняться въ зависимости отъ мљстныхъ обычаевъ или традицiй, но принадлежитъ къ области самой Вљры. И потому, отличать исповљдованiе [Вљры] отъ формы Крещенiя не позволительно, ибо «Вљра и Крещенiе суть два образа, неотъемлемые другъ отъ друга и нераздљлимые; ибо Вљра совершенствуется Крещенiемъ, а Крещенiе основывается на Вљрљ». Правильное исповљдованiе Вљры должно сопровождаться «совершеннымъ» Крещенiемъ, ибо только такое Крещенiе въ свою очередь совершенствуетъ Вљру. То, что троекратное погруженiе необходимо для утвержденiя таинства, естественно приличествуетъ его догматической сущности. Тремя погруженiями мы исповљдуемъ догматъ божественной и самовластной Троицы, призываемой во время молитвъ; и не только сiе [имљетъ мљсто], но также и догматъ возстанiя Христа, Бога нашего и Спасителя, ибо три погруженiя и три возстанiя символически повторяютъ Его смерть, погребенiе и воскресенiе въ третiй день. Болље того, Святые Отцы учатъ, что самая форма Крещенiя не есть простой символъ, но самая реальность, ибо крещаемый воплощаетъ смерть Господню въ себљ самомъ. То есть, крещаемый человљкъ умираетъ и погребается съ Христомъ въ водахъ Крещенiя. Какъ, спрашивается, можетъ умерљть и спогребстись Господу облитый или окропленный человљкъ? А если кто вопреки Св. Церкви желаетъ крестить не такъ, какъ мы приняли отъ Св. Отцовъ, т.е. не погруженiемъ, а кропленiемъ или обливанiемъ, то справедливо и прилично будетъ, чтобы таковый, въ ïðÿìое продолженiе и завершенiе своего невљгласнаго и юродиваго самоумiя, зављщалъ, чтобъ не хоронили его полностью въ землю послљ его смерти, какъ это принято у благочестивыхъ христiанъ, а, сообразно его же тщеумному мудрованiю, только немного обсыпали землей да и оставили лежать гдљ-нибудь на поверхности на поруганiе и всякое нечестiе, подобно тому какъ и сей при жизни предавалъ народъ Божiй своимъ нечестивымъ крещенiемъ на посмљянiе демонамъ, ибо и крещенiе и смерть оба глаголются быти погребенiе. А когда таковый не пожелаетъ тако быть похороненъ, то тутъ бы ему и покаяться да и престать отъ своихъ прелестныхъ помраченiй. Ñèöå äà âñÿêié óðàçóì=åòú, ÿêо безъ троекратнаго погруженiя невозможно намъ имљть въ себљ подобiе Христовой смерти и трехдневнаго погребенiя. И опять, православное Крещенiе въ то же время запечатлљваетъ схожденiе во адъ души Спасителя. Ñåãî-òî ðàäè въ уподобленiи Христову погребенiю тљло крещаемаго человљка преобразуется Богомъ, въ то время какъ уподобленiемъ схожденiю во адъ обожается его душа. Въ 7-мъ правилљ Св. II-го Вселенскаго Собора отвергаются какъ безполезныя и неимљющiя силы всљ крещенiя, гдљ тљмъ или инымъ образомъ измљнена форма таинства. То есть, вмљстљ съ безумными евномiанами, погружавшими лишь единожды, отвергается апостатное, совершаемое, какъ прежде указалось, безъ крайней и смертной нужды обливанiе; при этомъ объ окропленiи не можетъ быть вообще никакой рљчи. И почему въ томъ же канонљ прiемлютъ Св. Отцы, хотя и по снизхожденiю, т.е. икономiи, крещенiе арiанъ-еретиковъ и прочихъ, принимая ихъ черезъ мvропомазанiе, а оное отъ евномiанъ отвергаютъ? Того только ради, что арiане и прочiе сохранили законную богоданную форму крещенiя, крестили тремя погруженiями [хотя и не въ православно исповљдуемую Св. Троицу], а евномiане — нљтъ. И потому послљднiе принимались какъ язычники, т.е. должны были креститься. «Эти люди или вообще не крещены, или — если они крещены, — то не крещены по православному обычаю, по какой причинљ они и не признаются крещеными». «А что касается римо-католиковъ, то они не крещены даже и однимъ погруженiемъ, а потому и совершенно не крещены. Такимъ образомъ, когда они каются и приходятъ къ Церкви, они должны быть крещаемы». Сiе есть установленiе Св. Отцовъ о томъ, какъ подобаетъ относиться къ измљненной формљ Крещенiя. И не случайно измљняющихъ форму Крещенiя на, напримљръ, единократное погруженiе Св. Церковь повелљваетъ извергать изъ сана.XXVII Итакъ, когда Св. Церковь въ Своемъ преданiи и ученiяхъ Св. Отцовъ отвергаетъ богомерзкое измљненiе формы Крещенiя, Она отвергаетъ не просто «форму», но нљчто гораздо большее: именно неповиновенiе Христову повелљнiю: Øyäøå e7áî íàó÷è4òå âñY z3çû4êè, êðåñò‹ùå è7õú âî è6ìÿ Î#òöà5 è3 Ñû4íà è3 Ñâÿòqãw Äsõà и невљрность церковному Священному Преданiю. А сiе Св. Преданiе, если не содержится во всей своей полнот=, êàêú – полнота жизни, – рискуетъ стать чуждымъ и потерявшимъ свою силу. И ñâ. Àњ`анасiй Великiй велегласно провозглашаетъ: «Болље мудрымъ чљмъ всљ человљки и всљ соборы является Священное Писанiе, а оно требуетъ чтобы тљ, кто вљруетъ во Христа, были не облиты въ Крещенiи [какъ дљлаютъ еретики], а погружены» и «тотъ, кто [въ Крещенiи] окропленъ или облитъ [еретиками] оскверняется нечестiемъ вмљсто того чтобы быть обновленнымъ во Христљ». Ибо обливанiе и тљмъ болље кропленiе не можетъ даже и считаться Крещенiемъ. Первое есть неканоническое нововведенiе, а второе просто противорљчитъ Св. Писанiю и не имљетъ, согласно Св. Отцамъ,XXVIII характера подлиннаго и правильнаго Крещенiя. Св. Отцы признаютъ, разумљется, тљ случаи «экстреннаго» Крещенiя обливанiемъ въ Св. Церкви, когда крещаемому угрожаетъ смерть и онъ, какъ тяжко болящiй, не имљетъ возможности подняться со своего одра. Однако и тогда Крещенiе совершается полнымъ орошенiемъ и обливанiемъ всего тљла, а не такъ, какъ дљлаютъ потерявшiе страхъ Божiй нечестивцы. Но даже несмотря на то, что Св. Церковь прiемлетъ такое обливательное Крещенiе тяжко болящихъ, Она всегда смотрљла на крещеныхъ такимъ образомъ людей съ сомнљнiемъ, какъ на запечатлљнныхъ не полной печатiю, и потому, если они выздоравливаютъ, Св. Церковь запрещаетъ подавать имъ священный санъ и быть вообще въ спискљ клира. А что нљкiе буесловы плетутъ дљтскiя басни и говорятъ будто Мvропомазанiе «восполняетъ» недостатокъ нечестивой формы Крещенiя, то сего быть не можетъ, ибо Мvропомазанiе есть таинство, отдљльное отъ таинства Крещенiя, оно только дљлаетъ уже надлежащимъ образомъ крещенаго человљка причастникомъ Христова Царствiя. Итакъ, тотъ, кто не былъ крещенъ законнымъ каноническимъ образомъ и обновленъ [во Христљ], не можетъ стать причастникомъ Христова Царствiя просто будучи мvропомазанъ, ибо обновленiе такого человљка совершается не въ Мvропомазанiи, а въ Крещенiи, которое также соединяетъ его [съ Христомъ] уподобленiемъ Его смерти. Теперь возникаетъ вопросъ: что подобаетъ совершить надъ тљми, кто крещенъ неправильно? Именно то, что Православная Церковь повелљваетъ въ Своихъ Св. канонахъ, которые не прiемлютъ неправильно совершеннаго Крещенiя. Итакъ, всљ, кто не крещены надлежащимъ образомъ тремя погруженiями и поднятiями, но ложно крещены поливанiемъ воды и тому подобнымъ, суть не крещены, какъ это объявлено Св. Отцами въ отношенiи римо-католиковъ. А всљ тљ, кто не считаются крещеными, должны быть крещены законнымъ Крещенiемъ Православной Церкви, согласно Православной Вљрљ, на спасенiе души. Ибо è6æå â\4ðó è6ìåòú è3 êðåñòè4òñÿ, — говоритъ Господь, въ «едино Крещенiе» Символа нашей Вљры, — ñïàñyíú ásäåòú: à3 è6æå íå è6ìåòú â\4ðû, Qñóæäyíú ásäåòú. È#ì\4ÿé e6øè ñëû4øàòè, äà ñëû4øèòú. XXV. Äëÿ ò=хъ, кто найдетъ для себя въ данномъ приложенiи нљчто новое, полагаемъ необходимымъ отмљтить слљдующее. Въ Св. Церкви всегда въ силу ли простого невљжества, сознательнаго пренебреженiя или внљшнихъ обстоятельствъ бывали случаи практическаго отклоненiя отъ ученiй Св. Отцовъ и каноновъ. Подъ «внљшними обстоятельствами» всљ Св. Отцы и канонисты понимаютъ исключительно угрозу Церкви извнљ. Какъ это было, напримљръ, во времена могущества несторiанъ и арiанъ или особенной агрессивности папизма. Тогда, когда враги Св. Церкви – еретики – проявляли особенное ожесточенiе, Св. Церковь примљняла при принятiи ихъ методъ икономiи (т.е. домостроительства, снисхожденiя ради спасенiя души). Иначе говоря, если еретикъ желаетъ приступить къ Св. Церкви, но по тљмъ или инымъ причинамъ упорно не хочетъ креститься (по его мнљнiю – вторично, если надъ нимъ до его обращенiя въ Православiе былъ совершенъ еретиками обрядъ крещенiя, по формљ повторяющiй православное Таинство), Церковь, болље всего заботясь о спасенiи его души, иногда можетъ идти на послабленiе и принять его черезъ мvропомазанiе. Именно такимъ подходомъ руководствовались Соборы и Св. Отцы, когда устанавливали облегченные варiанты принятiя еретиковъ (напримљръ, католиковъ). Однако тљ же Св. Отцы утверждаютъ, что съ исчезновенiемъ угрозъ Св. Церкви отъ еретиковъ общимъ правиломъ принятiя послљднихъ долженъ быть принципъ акривiи (апостольской точности). «Болље того, икономiя, которую нљкоторые Св. Отцы примљняли временно, не можетъ ни разцљниваться какъ законъ, ни приниматься въ качествљ примљра» («» [«Кормчая Книга»], подъ ред. iеромонаха Агапiя и [преподобнаго] монаха Никодима [Святогорца]. 8-е изд., Аєины, 1976, стр. 371). Таковы положенiя въ отношенiи прiема, подчеркнемъ, еретиковъ. Случаи же, когда въ Православной Церкви людей сознательно крестятъ обливанiемъ или кропленiемъ, Св. Отцы опредљляютъ какъ гнусность и сознательный или безсознательный обманъ вљрующихъ. Въ исторiи Церкви, пожалуй, не было еще апостасiи такихъ масштабовъ, въ частности въ вопросљ крещенiя. Тљмъ не менље, изложенныя правила Св. Отцовъ, полагаемъ, не должны подвигнуть читателя на поспљшные выводы въ отношенiи уже прошедшихъ обливанiе или кропленiе. Въ такихъ случаяхъ, когда есть сомнљнiе или налицо указываемыя Св. Отцами отрицательныя послљдствiя неправильнаго крещенiя, должно, очевидно, обращаться за рљшенiемъ въ каждомъ отдљльномъ случаљ къ архiерею или просто къ священнику, которые, однако, должны быть извљстны, согласно ученiю Св. Церкви, какъ имљющiе неукорную вљру и «право правящiе слово Истины», т.е. твердо держащiеся апостольскихъ и свято-отеческихъ правилъ. Стоитъ отмљтить, что въ настоящее время практика помљстныхъ православныхъ Церквей и даже отдљльныхъ архiереевъ въ отношенiи причащенiя неправильно крещеныхъ людей различается. Въ принципљ, тамъ, гдљ имљетъ мљсто сопротивленiе апостасiи, такихъ людей могутъ не допустить къ причастiю, а клириковъ – къ сослуженiю безъ предварительно выполненнаго Крещенiя или чина его восполненiя. Такая практика существуетъ, напримљръ, во многихъ аєонскихъ монастыряхъ. Сказанное въ данномъ примљчанiи нисколько не умаляетъ значенiя приведенныхъ мнљнiй Отцовъ, но, ради объективности, есть изложенiе существующихъ въ концљ XX вљка практикъ въ отношенiи крещеныхъ тљмъ или инымъ образомъ людей. Надљемся, что эти небольшiя разъясненiя помогутъ читателю разобраться въ этомъ вопросљ. [Прим. сост.] XXVI. Крестившiеся такимъ образомъ взрослые человљки также, естественно, могутъ подпадать подъ опредљленныя бљсовскiя искушенiя. Обыкновенно въ такихъ случаяхъ, по надлежащемъ изслљдованiи всљхъ обстоятельствъ священникомъ или архiереемъ, таковыхъ людей приводятъ къ Таинству Св. Крещенiя, какъ тљхъ, чье обливанiе или кропленiе было не болље какъ омовенiе телесной грязи, но не душевной. Ибо истиннымъ Крещенiемъ подается благодать и силы противиться демонамъ, а ложнымъ оные могутъ прiобрљтаютъ еще большую власть (сравн. Матє. 12:43-45). По этому поводу Св. Дiадохъ Фотiйскiй, напримљръ, пишетъ: «Передъ Крещенiемъ благодать способствуетъ душљ извнљ, въ то время какъ сатана притаивается въ ея глубинахъ, пытаясь закрыть всљ пути, которыми душа можетъ приблизиться къ божественному. Но съ того момента, когда мы перерождаемся Крещенiемъ [въ Купели], демонъ оказывается вовнљ, а благодать — внутри. Вотъ почему если до Крещенiя душой руководило заблужденiе, послљ Крещенiя ею руководитъ истина» (цит. по «Orthodox Tradition» [«Православное Преданiе»] III, 1986). [Прим. сост.] XXVII. Канонъ L-й Св. Апостолъ: «Аще кто, Епископъ, или пресвитеръ, совершитъ не три погруженiя единаго тайнодљйствiя, но едино погруженiе, даемое въ смерть Господню: да будетъ изверженъ. Ибо не реклъ Господь, въ смерть мою крестите, но: шедше нау-÷èòå âñÿ ÿçûêè, êðåñòÿùå èõú âî èìÿ Îòöà è Ñûíà è Ñâÿòàãî Äóõà». (Ïðèì. àâò.) XXXI. Ñðåäè ýòèõú Îòöîâú áîë=å èíûõú ïîäâèçàâøèõñÿ î Ïðàâîñëàâiè âú ýòîìú âîïðîñ= ñóòü: ñâ. Êèïðiàíú Êàð`àãåíñêié, ñâ. Ôîòié Âåëèêié, ñâ. Ìåëåòié Èñïîâ=äíèêú, ñâ. Ìàðêú Åôåññêié, ñâ. Ñèìåîíú Ñîëóíñêié, ñâÿò. Ìèõàèëú Êåðóëëàðié, î. ~åîäîðú Âàëü-ñàìîíú, ñâÿò. Ãåðìàíú ¨¨ Êîíñòàíòèíî-ïîëüñêié, Ìàò`åé Âëàñòàðü, î. Ìàíóèëú Ðèòîðú, ñâÿò. ¨åðåìiÿ ¨¨ Êîíñòàíòèíî-ïîëüñêié, ñâÿò. Äîñè`åé ¨åðóñàëèìñêié, ñâÿò. ¨åðåìiÿ ¨¨¨ Êîíñòàíòèíîïîëüñêié, è ïð. è ïð. (Ïðèì. àâò.) XXXII. Êàíîíú Õ¨¨-é Íåîêåñàðié-ñêàãî Ñîáîðà: «Àùå êòî âú áîë=çíè ïðîñâ=ùåíú Êðåùåíiåìú, òî íå ìîæåòú ïðîèçâåäåíú áûòü âú ïðåñâèòåðà: èáî â=ðà åãî íå îòú ïðîèçâîëåíiÿ, íî îòú íóæäû: ðàçâ= òîêìî ðàäè ïîñë= îò-êðûâøiÿñÿ äîáðîä=òåëè è â=ðû, è ðàäè ñêóäîñòè âú ëþäÿõú äîñòîéíûõú». (Ïðèì. àâò.) Êàíîíú XLVII-é Ëàîäèêiéñêàãî Ñîáîðà: «Âú áîë=çíè ïðiÿâøûìú Êðå-ùåíiå, è ïîòîìú ïîëó÷èâøèìú çäðàâiå, ïîäîáàåòú èçó÷àòè â=ðó, è ïîçíàâàòè, ÿêî Áîæåñòâåííàãî äàðà ñïîäîáèëèñÿ». (Ïðèì. àâò.) ÕÕXIII. Êàíîíú XLVIII-é Ëàîäè-êiéñêàãî Ñîáîðà: «Ïîäîáàåòú ïðîñâ=-ùàåìûìú áûòè ïîìàçóåìûìú ïîìàçàíi-åìú íåáåñíûìú, è áûòè ïðè÷àñòíèêàìè Öàðñòâiÿ Áîæiÿ». (Ïðèì. àâò.) XXXIV. Êàíîíú XIX-é Ïåðâàãî Âñå-ëåíñêàãî Ñîáîðà: «Î áûâøèõú ïàâëià-íàìè, íî ïîòîìú ïðèá=ãíóâøèõú êú Êà`îëè÷åñêîé Öåðêâè, ïîñòàíîâëÿåòñÿ îïðåä=ëåíiå, ÷òîáû îíè âñ= âîîáùå âíîâü êðåñòèìû áûëè. Àùå æå êîòîðûå âú ïðåæíåå âðåìÿ êú êëèðó ïðèíàäëå-æàëè: òàêîâûå, ÿâÿñü áåçïîðî÷íûìè è íåóêîðèçíåííûìè, ïî ïåðåêðåùåíiè, äà áóäóòú ðóêîïîëîæåíè åïèñêîïîìú Êà-`îëè÷åñêiÿ Öåðêâè. Àùå æå èñïûòàíiå îáðÿùåòú èõú íå ñïîñîáíûìè êú ñâÿ-ùåíñòâó: íàäëåæèòú èìú èçâåðæåííûìú áûòè èçú ñâÿùåííàãî ÷èíà…». Îáúÿñíåíiå ïðåï. Íèêîäèìà Ñâÿòî-ãîðöà: «Ñåé êàíîíú ïîñòàíîâëÿåòú âú îòíîøåíiè ÷åëîâ=êîâú, êîè áûëè ïîñë=-äîâàòåëÿìè Ïàâëà Ñàìîñàòñêàãî, íî ïîòîìú ïðèá=ãíóëè êú Êà`îëè÷åñêîé Öåðêâè, ÷òî ñåé êàíîíú è îáû÷àé òðå-áóþòú íåïðåì=ííàãî ïåðåêðåùèâàíiÿ òàêîâûõú åðåòèêîâú (çàì=òü, ÷òî Ñî-áîðú íåòî÷íî íàçûâàåòú êðåùåíiå ïàâ-ëiàíú Êðåùåíiåìú, èáî, ñðàâíèâàÿ åãî ñú íàøèìú Êðåùåíiåìú, à íå ñú ñàìèìú ñîáîé, îíú èñïîëüçîâàëú ãëàãîëú «ïåðå-êðåñòèòü», ÷òî îçíà÷àåòú êðåñòèòü âòî-ðîé ðàçú; è âèæäü óêàçàíiå [âú ýòîìú] íà Êàð`àãåíñêié Ñîáîðú âú îòíîøåíiè òîãî, ÷òî îíè íå áûëè êðåùåíû òî÷íî òàêú, êàêú ïðàâîñëàâíûå õðèñòiàíå). Åñëè æå êòî-ëèáî èçú íèõú áûëú ðóêî-ïîëîæåíú âú ñâÿùåííûé ñàíú [âú Ñâ. Ïðàâîñëàâíîé Öåðêâè] äî åãî ïðàâî-ñëàâíàãî Êðåùåíiÿ [ò.å. òðåìÿ ïîãðóæå-íiÿìè], òî ïîåëèêó àðõiåðåè, ðóêîïîëà-ãàâøiå èõú, íå çíàëè òîãî, ÷òî îíè áû-ëè åðåòèêàìè èëè ÷òî èõú ðóêîïîëà-ãàëè ïàâëèíiàíå; òî è âú ñåìú ñëó÷à=, ãîâîðþ ÿ, ïîñë= êðåùåíiÿ ñîãëàñíî ïðàâîñëàâíîìó [ïîñë=äîâàíiþ] Êðåùå-íiÿ, åñëè èõú æèçíü îáðÿùåòñÿ áåçïî-ðî÷íîé è íåóêîðíîé, äà áóäóòú ðóêîïî-ëîæåíû åïèñêîïîìú Êà`îëè÷åñêiÿ è Ïðàâîñëàâíûÿ Öåðêâè...».692 (Ïðèì. àâò.) ______________ ) Марк. 16:16. ) Матє. 28:18. ) Patrologia Graeca 155:288. ) Курсивъ здљсь и далље журнала « » [«Святой Кипрiанъ»], №9, 1990, стр. 249-250. ) Матє. 7:9-10. ) «Кормчая Книга», стр. 55, 65. ) Patrologia Graeca 155:212. ) Также см. Iоан. 3:5; 1 Пет. 3:21. ) Ефес. 4:5; Символъ Вљры. ) Сiе есть значенiе греч. слова «». ) О. Неофитъ Кавсокаливитъ [‡ 1784 г.], « » [«Краткое изложенiе Священныхъ Каноновъ»], манускриптъ. Бухарестская Академiя, MS 222 (295), fol. 2a-1227, стр. 142; «Кормчая Книга», стр. 55. ) « », . . , [«Сохранившiеся экклезiологическiе труды [о.] Константина Пресвитера [‡ 1857 г.], великаго эконома Вселенскаго Патрiарха»], т. I, Аєины, 1862, стр. 509. ) «Сохранившiеся экклезiологическiе труды [о.] Константина Пресвитера...», стр. 398. ) Дљянiе 8-е Св. VII-го Вселенскаго Собора. ) Свят. Досиєей Iерусалимскiй, «Dodekabiblos» (цит. по «Сохранившiеся экклезiологическiе труды [о.] Константина Пресвитера...», т. I, стр. 93); см. тамъ же такiя же мнљнiя другихъ Cв. Отцовъ на стр. 398 и 485. ) Протопр. Георгiй Металлиносъ, «I Confess One Baptism» [«Исповљдую едино Крещенiе»], Св. Гора Аєонъ, 1994, стр. 39. ) О. Неофитъ Кавсокаливитъ, «Краткое изложенiе...», стр. 147; Св. Василiй Великiй: Канонъ I, «О Св. Духљ», Patrologia Graeca 32:185С. ) Тамъ же, стр. 147. ) Св. Василiй Великiй: «О Св. Духљ», Patrologia Graeca 32:117В. ) «Сохранившiеся экклезiологическiе труды [о.] Константина Пресвитера...», стр. 426. ) Римл. 6:3-5. ) «Адамъ въ свою очередь уснулъ и его бокъ былъ прободенъ; изъ онаго явилась Ева чтобы стать матерью всљхъ живущихъ. Сей-то Адамъ послужилъ прообразомъ смертнаго сна на Крестљ и того бока, который породилъ Крещенiе. Ибо Адамъ спалъ и далъ матерь всему мiру; Спаситель умеръ и изъ Него истекла вода Св. Крещенiя», Свят. Iаковъ Серуфскiй [‡ VI в.]. ) Римл. 6:9; преп. Никодимъ Святогорецъ [‡ 1809 г.] въ «Кормчей Книгљ», стр. 63. ) «Сохранившiеся экклезiологическiе труды [о.] Константина Пресвитера...», стр. 424, 449, 499; о. Неофитъ Кавсокаливитъ, «Краткое изложенiе...», стр. 147 xiv, 147 xvii (см. также каноны VI Всел. 95-й; Карє. 59-й; Василiя Вел. 1-й и 91-й). ) «Кормчая Книга», стр. 164. ) Там. же, стр. 55. ) Матє. 28:19 (крест‹ще – означаетъ «погружая ихъ въ воду»). ) Св. Аєанасiй Великiй, «Письмо о Соборахъ», Patrologia Graeca 26:689AB. ) Св. Аєанасiй Великiй, «Вторая рљчь противъ арiанъ», Patrologia Graeca 26:237B. ) «Сохранившiеся экклезiологическiе труды [о.] Константина Пресвитера...», стр. 424-425. ) Тамъ же, стр. 414. ) Тамъ же, стр. 415; «Греческое Церковное право», стр.114 и прим. 2 (см. также прим. ХХIX). ) О. Неофитъ Кавсокаливитъ, «Краткое изложенiе...», стр.147 xiii (см. также прим. XXX). ) Св. Кипрiанъ Карєагенскiй, Посланiя, Ad Magnum. PL 3:1195/6. ) « » [«Святой Евєимiй»] №18, 1990, стр. 6-7. ) Марк. 16:16. ) Матє. 11:15.