О П.Б.Струве


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено partizan 10:29:44 06/03/2000
в ответ на: О соотношении между православными и либеральными ценностями. Мой ответ митрополиту Кириллу., отправлено Головин Ярослав 02:56:14 06/03/2000:

 
>Завершить свои размышления я хочу словами замечательного русского мыслителя и общественного деятеля Петра Бернгардовича Струве: "Либерализм  в его чистой форме, т. е. как признание неотъемлемых прав личности, которые должны стоять выше посягательств какого-либо коллективного, сверхиндивидуального целого, как бы оно ни было организовано и какое бы наименование оно ни носило, и есть единственный вид истинного национализма, подлинного уважения и самоуважения национального духа, т. е. признание прав его живых носителей и творцов на свободное творчество и искания, созидание и отвержение целей и форм жизни." (Струве П. Б. Избранные сочинения. М., 1999. Стр. 30).
 
>
 
 
Прежде, чем прокомментировать столь пространную статью о "либеральных ценностях" хотел бы заметить, что призывать в ряды сторонников своих идей Петра Бернгардовича иногда опасно, а иногда так и вовсе некорректно.
 
 
Пока же приведу другие мысли "позднего" Струве, дабы было ясно, что в конце своей сложной жизни он окончательно встал на имперскую позицию в отношении либерализма — то есть его неприятие (надеюсь, что доказывать противоположность имперских и либеральных ценностей не надо.)
 
 
>"По всему своему міровоззренію вообще <...> я очень далеко отошел от того строя воззреній, которым традиционно живет русская интеллигенція."
 
 
>"Прежде всего, Россия должна воссоединить и объединить с Империей все части русского народа"
 
 
>"По отношению к нерусским народностям нам нужна... империалистическая политика "Великой" России, свободой и культурой, правами и законностью стягивающей все племена империи вокруг ее русского ядра..."
 
 
Вы не находите, что тут далековато до "либерализма"?
 
 
>"Россия... твердо станет в Константинополе... и будет стоять на страже всего Востока и грядущего порядка его.  Но Великая Россия есть не только идея и идеал внешнего расширения Российской Империи.  Это есть идеал правовой, тесно связанный с духовно-религиозной идеей... Мы знаем и любим не только Великую Россию.  Мы знаем и любим еще больше другое лицо, которое являет перед нами наш народ и наша страна.  Кроме Великой России есть Святая Русь.  Если в Великой России для нас выражается факт и идея русской силы, то в Святой Руси мы выражаем факт и идею русской правды.  Государство и государственная мощь не есть ни единственная, ни конечная ценность для человеческого сознания.  Мы надеемся, мы верим, мы хотим, чтобы само государственное наше бытие было подчинено не механически и не доктринально, а органически, в живом народном делании высшей религиозной идее.  Словом, мы верим в союз Великой России и Святой Руси."  ("Великая Россия и Святая Русь" // "Русская Мысль", дек. 1914)
 
 
Да это просто "тоталитаризм". Где тут либеральные ценности? Тут проповедь Империи...
 
 
Ну и наконец:
 
 
>"Я понимаю, что иностранцы, даже самые благожелательные к русскому народу, могут верить в легенду о "царизме", как злом гении русского народа.  Но ни один русский человек, если он знает факты и способен их оценивать, не может уже верить в эту легенду.  Русская революция ее окончательно опровергла."
 
 
Так что Петр Бернгардовича Вы рановато позвали в свои союзники...
 
 
С уважением,
 
Андрей


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]