Отправлено Вета 22:33:38 17/03/2000в ответ на: Re (3): Смысл поста, отправлено Александр С. 16:04:19 14/03/2000> "Кто вам сказал, что пост богоугодное дело ?" ?! Во многом согласна с Вами, Александр! > Я могу ошибаться, но я считал, что пост, будучи сродни молитве, есть способ обращения к Богу, именно это является его главной целью. Согласна. Но вспомним и другое: Бог есть неизмеримость, преизобилие и самодостаточность: "Что Ти принесу, или что Ти воздам, Великодаровитый и Бессмертный Царю!..." При этом, Он пришел в мир, чтобы спасти каждого: "не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2Пет 3,9). Не нуждается в наших добрых делах (посте, в т.ч.), но для нашего же Спасения благоволит им – по Своей «Доброте неизреченной». В них нуждаемся мы – для собственного Спасения.. > А подход Осипова мне кажется чем-то сродни "йоговскому" с их "совершенствованием духа", закаливанием тела и пр. > > Согласен, что полезно ограничивать "притязания" тела, но всё же это мне кажется лишь второй по значимости задачей поста. > > Настройка, ориентация духа ? > > Дух (тот что с маленькой буквы) это, как я считал, То, что снисходит в душу человека извне, То, что вселяется в нас. "Настройку" и ориентацию мы получаем от Него. Думаю, Вы правы. Но ведь Бог по отношению к миру Инобытие. Вот как о соотношении твари и Творца писал Св.Григорий Нисский: "Одно ограничено, другое не имеет границ; одно объемлется своей мерой, как того восхотела Премудрость Создателя, другое не знает меры; одно связано некоторым притяжением расстояния, замкнуто местом и временем, другое выше всякого понятия о расстоянии: сколько бы кто ни напрягал ума, столько же оно избегает любознательности. (...) Вообще, Божество, по отношению к Его естеству, остается недоступным, недомыслимым, превышающим всякое разумение..." (Опровержение Евномия, II) Поэтому и от нас требуется подготовить телесный сосуд для приятия Св.Духа по молитве нашей: "Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины (...) Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и Спаси, Блаже, души наша". В этом, наверное, смысл наших усилий, а увенчаются ли они успехом, – полагаю, как и Вы, – зависит от воли Божией. У каждого из нас ведь есть личный религиозный опыт, согласны? И знаете, наверное, как иногда, несмотря на все усилия, на кажущееся нам полное слияние всеми чувствами и мыслью с молитвенным призыванием, мы все-таки после нее иногда остаемся вдруг пусты. А иногда, в минуты самого крайнего отчаяния, вдруг, без всякой нашей на то воли, такую Благодатную поддержку ощутим (и познаем сразу всю меру нашего собственного падения и недостойности, со слезами умиления ощутим вдруг: Господь покрывает всю нашу греховность, пришел Спасти каждого!) Правда ведь, Судьбы Господни неисповедимы! А вообще, все, что говорим мы (миряне ли, ученые ли богословы), на мой взгляд, не стоит и одного животворящего, возрождающего слова из уст Св.Подвижника, да и любого священника православного. Если злоупотреблю Вашим вниманием, простите. Но хочется очень процитировать дорогие для меня отрывки о посте из книги "Умереть нам не удастся" (1997) моего батюшки Константина Островского: 27. Живая и мертвая вода В русских народных сказках есть типичный сюжет, когда богатыря убивают злые люди и рассекают на части, а потом любящая жена или серый волк возвращают его к жизни следующим образом. Сначала, чтобы останки срослись, их поливают мертвой водой, а потом живой, и богатырь встает на ноги. Как тело, прежде чем ожить, должно стать целостным, так и душа прежде принятия благодати Святого Духа должна обрести целостность. Мы нуждаемся в мертвой воде добрых дел, поста, воздержания, благодушного терпения скорбей и болезней все это смиряет нас и делает способными принять живую воду благодати. Смирение и есть целомудрие души. 51. Как поститься в гостях В Мясопустную родительскую субботу положено апостольское чтение, в котором говорится: Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, то. не ешьте (1 Кор. 10,27-28). Этим наставлением апостола Павла мы обычно пренебрегаем по гордости, сластолюбию и малодушию. Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, и знающим, что день постный, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: "Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного разочек пост нарушить". И мы отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном и в осуждение себе едим пищу, которая сама по себе чиста, но наше чревоугодие и человекоугодие делают ее "идоложертвенным", про которое апостол Павел сказал: "Не ешьте". Зато, приходя к людям вовсе нецерковным, которые от души угощают нас, не имея намерения соблазнить нас, а просто не зная о наших правилах, мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим людей, которые, может быть, если бы услыхали благовестие о Христе и увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и тогда бы уже соблюдали посты. Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не похулят ли они невольно Церковь Божию, которая на самом деле не виновата в том, что мы в пост разгуливаем по светским гостям и пренебрегаем наставлениями святого апостола Павла? Если, будучи в гостях у нецерковных людей, мы отступаем от поста, чтобы не смущать их, это дело смирения, а если, приходя домой, продолжаем есть скоромное, это дело не смирения уже, а чревоугодия. Речь, разумеется, идет о пище, а не о пьянстве, которое всегда грешно: и в пост, и не в пост. 52. Воздержание полезное и вредное Ко Христу пришли ученики Иоанновы а говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? (Мф. 9, 14-15). Иоанн Предтеча проповедовал крещение покаяния для прощения грехов (Мк. 1, 4). Его ученики это кающиеся, пребывающие в сердечном плаче о своих грехах, внешним выражением которого являются телесные подвиги, и они же (подвиги) помогают сохранить внутренний покаянный плач. А когда мы предаемся им не ради духовного делания, а из тщеславия или гордости это фарисейство. Внешне же истинный делатель покаяния от лицемера часто ничем не отличается. Сыны чертога брачного это те, кто пребывает в ощутимом сердечном единении со Христом. На душе у такого человека не пост, а Пасха, и он питается хлебом и водой, потому что его духовному утешению мешало бы утешение плотское, а не из фарисейства и не для борьбы с уже побежденными страстями. 123. Смириться может каждый Духовные подвиги (усиленные посты, бдения и т.п.) не каждому под силу, и не все к этому призваны Богом. А к смирению все призваны, и для того, чтобы смириться, ничего не нужно. Для того чтобы сознаться самому себе и Богу в своем духовном ничтожестве, не нужно ничего, но нам приятнее здесь временно погордиться в ожидании вечного осуждения, чем здесь временно смириться, чтобы потом войти в Царство Небесное. Если Вас заинтересовала сама книга, даю ссылку на нее. Книга находится на сайте:
- Re (5): Смысл поста Александр С. 00:26:01 19.03.2000 (1)
- Re (6): О печали Вета 08:15:49 21.03.2000 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]