Любовь, Вы писали: > Здравствуйте. Мне хотелось бы знать, как церковь относится к психологам и психоаналитикам.
* * * * * * * * * * * * Извиняюсь, что ответ не официальный, а от частного лица. Просто мне тоже по другому поводу, но приходилось интересоваться этим вопросом.
Есть врачи от Бога. Вообще врач - очень близок по своей профессии к излечивающему язвы души Богу. Известен например святой целитель Пантелиимон, очень кстати почитаемый у нас. Господь, понимается как приносящим олблегчение людям не только чудесным образом, но и "естественным", т.е. через врача. Это общий вопрос. Церковь признает врачество за почитаемую профессию.
Вопрос именно о психологах. Это специфичная область врачебной деятельности, лечится душа, психика, а не зубы или переломы костей. Во-первых, у меня есть знакомая практикующий психотерапевт, консультирует проблемных людей платно. Она верующая, вместе мы закончили с ней трёхгодичные богословские курсы. Личность конечно немного с отпечатком чего-то такого, но в целом - здоровый православный человек. И благочинный, она говорила, приглашает её на некоторую работу, после её выхода на пенсию. То есть - вполне можно сделать вывод, что никаких отвержений её професии нет.
Второе, есть очень замечательный труд православного психолога Н.Д.Гурьева "Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях". И уверен, что это не единственный врач-профессионал-психолог, который по-православному пишет и живёт, и работает. Например http://pms.orthodoxy.ru/pd/012.htm
Третье, распространенная ошибка, когда считают, что Православие можно свести к нравственно-культурному учению (как это делали например Э.Кант или Л.Н.Толстой). Психика у католиков - это верх человеческой деятельности. (неверно кажется звучит, но тем не менее), Православие же духовными ценностями дорожит. И Иоанн Златоуст - ученейший человек и Василий Блаженный - сумашедший, говоря современным языком, одинаково святыми признаются. Разобравшись для себя, что такое духовный можно понять, что психология и психика - это немного отстоящие от догматов Православия вещи.
Противоречие видится в том, что церковь исторически лечила души людские Таинствами, наставлениями на правильную жизнь. При монастырях знаю окормлялись душевно ненормальные люди. Теперь цивилизация предлагает врачебную помощь при нервных расстройствах. Конечно это искажает всё, вернее отражает искаженное понимание человека, материалистическое понимание. Но духовно можно не вредится самому и не вредить пациенту, на мой взгляд, если придерживаться христианских взгладов. Не использовать методы "кодирования", того что схоже с магизмом и всяким колдовством. "Чисткой кармы", "диагностикой по ауре", что берёт свои корни из Восточных культов.
Вспоминаю случай, когда мне попал материал .... словом говорилось, что православному нельзя работать в банке. "Господь запретил давать деньги в рост". С неоднозначным выражением на моём лице я подошел к священнику на благословение работы в банке, открылась вакансия и меня пригласили. Так он запросто так благословил, пожелал успехов и хорошо трудится. У меня были сомнения. А оказалось - это пустое.
|