Гостиная
Архив форума
Признаком того, что кто-либо добровольно исполняет страсть, служит его смущение в то время, когда его обличают или исправляют в ней. А без смущения переносить обличения, т.е. вразумления, есть признак того, что кто-либо был побежден страстью, или исполнил ее по неведению.
Дорофей, авва

 А. П. Голубцов "Из чтений по церковной археологии и литургике"
Сергей - 12:54 04.12.2005
Господа,

Может кому интересно будет, выложил на http://www.greeklatin.narod.ru отсканированную книгу А. П. Голубцова "Из чтений по церковной археологии и литургике". СПб, 1917

Введение

Глава I. Археология, как наука; возражения против ее научной состоятельности; понятие об археологическом памятнике. Предмет церковной археологии и связь с последней литургики. Замечания об отношении древнехристианского быта к церковно-обрядовым формам. Как понимают науку церковных древностей на Западе. Вспомогательные научные отрасли церковной археологии; значение для разработки ее классической археологии и истории. Задача церковной археологии.

Глава II. Где, когда и кем положено начало собиранию и изучению памятников христианского искусства. Замечательнейшие из западных музеев христианских древностей. Собрания русских церковных древностей. Система монументального богословия проф. Пипера.

Краткий обзор дохристианских культовых сооружений. Почему церковное зодчество должно служить исходным началом чтений по истории церковного искусства. Краткий обзор дохристианских культовых сооружений: мегалитические памятники, обрядовые формы домашнего богослужения, особенности устройства первобытных храмов, греко-римские храмы.


Места молитвенных собраний христиан I-III веков.

Глава I. Молитвенные храмины и открытые христианские храмы первых трех веков. Собрания первых верующих в Иерусалимском храме и по домам. Положение и устройство первохристианского молитвенного помещения; приспособление его к потребностям богослужения. Как долго существовал у христиан обычай собираться по домам. Как рано появляются у христиан особые богослужебные здания. Исторические сведения о существовании, положении и внутреннем устройстве первых церквей на открытых местах. Возражения против существования за это время открытых храмов у христиан и разбор их.

Глава II. Происхождение, назначение и устройство римских катакомб. Исторические сведения и свидетельства о назначении катакомб. Связь катакомб с погребальными обычаями древних. Мнения о времени и способе образования римских катакомб, результаты исследований Росси по этому вопросу. Свидетельства о богослужебном назначении катакомб; их устройство. Насколько справедливо мнение, что катакомбные крипты представляют первообраз позднейших церквей.

Об отношении христиан первых веков к искусству вообще, к живописи в частности.

Состояние классического искусства перед появлением христианства. Как относились к художественным произведениям апологеты, большинство членов христианского общества и еретические кружки. Положение искусства в первохристианском мире вообще.


Из истории церковной живописи.

Глава I. Общие замечания о развитии христианской живописи; три периода в ее истории. Живопись как украшение житейской обстановки и как средство для выражения религиозно-нравственных представлений у первых христиан. Живопись в христианских храмах и её религиозно-культовое назначение. Характер отношения к церковной живописи христианских писателей: Евсевия Кесарийского, Епифания Кипрского, оо. Эльвирского собора 306 года, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Астерия Ашасийского, Григория Двоеслова, Нила подвижника и других. Иконоборство, его отношение к церковному искусству и значение в истории последнего.

Глава II. Символический характер древнехристианской живописи и причины, его обусловившие. Отношение первохристианской живописи к античной; сюжеты, заимствованные из греко-римского искусства и их переработка в христианском (Орфей, феникс и др.) Символы христианского происхождения; сюжеты библейские и евангельские. Замечания о христианской символике в средние века.

Глава III. Собственные или исторические изображения на памятниках древнехристианского искусства. Описание некоторых из них; замечания о значении их в образовании иконописных типов. Изображения Бога Отца. Мнения некоторых учителей церкви о неизобразимости Его. Символическое изображение Бога Отца; позднее появление собственных изображений Его и главнейшие их типы. Изображения Иисуса Христа. Существование изображений Иисуса Христа в первые времена христианства у язычников, еретиков и православных. Мнения отцов и учителей церкви о наружном виде Спасителя. Идеальный тип Христа в катакомбном искусстве. Изображения Спасителя на памятниках византийского искусства. Восточное и западное предания о Нерукотворенном Образе.

Глава IV. О древнейших изображениях Божией Матери. Как рано становятся известными изображения Божией Матери. Катакомбные изображения Ее. Богоматерь в виде молящейся женщины (orantis). Богородица с младенцем Христом; изображение Богоматери в усыпальнице св. Агнессы. Византийский тип Богоматери. Предание о написании Ее иконы св. евангелистом Лукою; возражения против него и разбор их.

Глава V. Из истории изображений креста. Изображения креста в дохристианское время. Как рано христиане начали почитать крест. Причины сравнительно позднего появления изображений последнего на памятниках христианского искусства. Монограммы имени Христова (cruces dissimulatae). Главные виды прямого изображения креста. Символические формы распятия; представление распятия в собственном виде. Древнейшие распятия и их описания. Символика распятий. Из истории крестного знамения.

Глава VI. О греческом иконописном подлиннике. Существовал ли надзор за деятельностью живописцев к первенствующей церкви. Чем он был вызван впоследствии. Время появления толкового и лицевого подлинников; понятие о них Ерминия Дионисия Фурноаграфиота, их содержание и характер. Значение подлинника в истории византийской иконографии.

Глава VII. Из истории древнерусской иконописи. Зависимость ее от византийской. Рассказ Патерика о построении и украшении Великой Печерской церкви; преп. Алипий. Значение Киева и Новгорода в дальнейшей истории нашей иконописи. Краткие сведения о первых иконописцах, работавших в московских и владимирских храмах. Старец Андрей Рублев. Строгановские письма.

Глава VIII. Из истории древнерусской иконописи (продолжение). Древнерусский иконописец и перемены, происшедшие в его положении в XV-XVI вв. Взгляд Стоглавого собора на нравственные и умственные качества иконника и сущность иконописания. Пожар 1547 года в Москве и иконографические новшества. Возражения против них дьяка Висковатого. Собор 1554 года; объяснения свящ. Сильвестра. Отношение Зиновия Отенского и преп. Максима Грека к изображениям западного происхождения. Каким путем последние заходили на Русь.

Глава IX. Из истории древнерусской иконописи (продолжение). Влияние Запада на Русь и нашу иконопись в XVII в. Сетования по этому поводу составителя "Щита веры" и распоряжения патриархов Никона и Иоакима. Школа царских иконописцев; отношение ее к западным иконописным образцам. Послание изографа Иосифа. Направление, данное Ушаковым нашей иконописи. Церковно-правительственные распоряжения XVII в. относительно иконописания.

Глава X. Из истории древнерусской иконописи (продолжение). Происхождение и первоначальный состав древнерусского иконописного подлинника; дальнейшее осложнение его с расширением русского агиологического цикла. На основании каких источников создались подобия отечественных святых? Различие подлинников и время их появления на Руси.


Приложение: Археология погребальных обычаев.

Глава I. Как развивалось понятие о необходимости погребения умерших. Обряды погребения в греко-римском мире и у первохристиан. Погребение, как долг живых в отношении умерших, по воззрению древних. Ревность христиан к погребению умерших; побуждения к исполнению этого долга. Погребальные обряды у греков и римлян и в первохристианском мире: их сходство и различия.

Глава II. Места погребения у древних в связи с формой погребения. Катакомбы как места погребения у первых христиан; их происхождение, способ погребения у древних христиан. Характер орнаментации катакомб в связи с орнаментацией надгробных памятников и мест погребения у древних. Воззрения христиан на смерть по данным древнейших вещественных памятников; видоизменение этих воззрений в позднейшее время. Представления о смерти древних и позднейших христиан по письменным памятникам.

Глава III. О христианской надгробной эпиграфике. Эпиграфика, как отдел археологии; важность ее изучения. Признаки для определения древнейших надгробных надписей в катакомбах. Различия их по времени происхождения, способу исполнения и орфографии. Стиль эпитафий. Формулы и выражения, заимствованные из греко-римской терминологии. Постепенная выработка христианского стиля и отличительные черты христианских надписей.


Архив форума