Гостиная
Архив форума
Стремление учить других, по признанию себя способным к этому, служит причиною падения для души. Руководствующиеся самомнением и желающие возводить ближнего в состояние бесстрастия приводят свою душу в состояние бедственное. Знай и ведай, что, наставляя ближнего твоего сделать то или другое, ты действуешь как бы орудием, которым разрушаешь дом твой в то самое время, как покушаешься устроить дом ближнего.
Авва Исаия

 Загруженность ребенка - взгляд священника-педагога
Лидия - 16:10 23.10.2006
Хотелось бы поделиться таким мнением священника, который имеет большой опыт работы с детьми.
Можно здесь с чем-то не согласиться. Но прочитать- интересно.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ
ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
«Роль учителя в духовно-нравственном развитии общества»
Калужская область, 18-20 сентября 2006 г.
ДОКЛАД
игумена Георгия (Евдачева)
(Калужская епархия РПЦ: благочинный 11-го округа (Мещовский и Мосальский р-ны), наместник Свято-Георгиевского мужского монастыря в п. Искра Мещовского р-на)

«Роль Церкви в формировании культурно-нравственного облика школьника»

Тема данного доклада – «Роль Церкви в формировании культурно-нравственного облика школьника.» Чтобы раскрыть данную тему и подвести итог, необходимо ответить на вопрос: из-за чего возникла необходимость проведения данного форума? Ответ довольно прост: чтобы избежать каких-то надвигающихся проблем.

Подумайте - тема форума - Формирование культурно-нравственного облика школьника - а что, разве этого облика нет? Мне кажется он, конечно, есть, но резко меняется в худшую сторону. Доказательством этого является рост наркомании, алкоголизма среди подростков, рост детской беспризорности и преступности. Таких аргументов множество и нет надобности всех их перечислять. Неспроста сегодня объединились светские учителя и священнослужители. Родители и учителя просят у Церкви преподавания Основ Православной культуры в школе. Однако мнения по данному вопросу разделились, появились противники. Теперь возникают два новых вопроса:

1. Почему культурно-нравственный облик школьника ухудшается, и кто в этом виноват?

2. Нужно ли преподавание Основ Православной культуры в школе или нет?

Как практик, более 10 лет занимающийся вопросами образования и воспитания, наблюдая за всеми светскими и церковными экспериментами в этой области (воскресные школы, школы искусств, детские дома творчества) хочу сказать твёрдо - в падении культурно-нравственного облика детей, в первую очередь, виноваты родители, которые не научили детей элементарным понятиям нравственности и веры! - не убий, не укради, не завидуй, не прелюбодействуй, не показали им Бога живого, давшего нам Евангелие, и дети нашли себе кумиров: например, увлечение тяжёлым металлом приводит подростков в секты сатанистов. Но большая вина лежит на самой школе и её управлении за то, что была разрушена система дополнительного образования и через несколько лет дополнительное образование может исчезнуть совсем. Школа взвалила на себя функции и школы, и дополнительного образования, и проведение всех экспериментов. Школа сегодня стонет от этой ноши и мне не понятно как же сами учителя не понимают от чего им так тяжело? В школах открыли хореографические студии, кружки рисования, компьютерные классы, музыкальные студии спортивные секции и т.п. Учителя и родители считают так: зачем ребёнку уходить из школы после занятий в музыкальную или художественную школу, хореографическую студию, спортивную секцию или куда-то ещё, если можно всё это организовать прямо в общеобразовательной школе, да и ребёнку мол, удобнее - никуда ходить не надо! Но они не подумали о том, что ребёнку тяжело сидеть целый день в одних стенах школы, ему нужна смена обстановки, смена круга общения, чтобы не переутомляться. Да и уровень подготовки преподавателей в музыкальной или художественной школе, или в других специальных заведениях по дополнительному образованию несравненно выше, чем у школьных преподавателей, пытающихся преподавать несвойственные им предметы в студиях, организованных при школе. Вот и представьте себе несчастного школьника, который целый день - с утра и до вечера -просидел в четырёх школьных стенах - у него в глазах "зайчики" прыгают, руки трясутся и от усталости и переутомления ребёнку ничего не стоит нагрубить и учителю и родителям. А всего то нужно было ребёнку, окончив занятия в школе, пройтись по улице, прийти в музыкальную или художественную школу, хореографическую студию или куда-то ещё, где сама психологическая обстановка в корне отличается от общеобразовательной школы. У ребёнка меняется восприятие этих дополнительных предметов только от того, что они никак не связаны с обычной школой не только по содержанию, но и по расположению! Здесь преподаватели, которые занимаются своим любимым делом, у них совсем другие цели, чем у школьных преподавателей, они смотрят на детей по другому: дети для них - друзья с общими интересами, педагоги здесь не столько учат, сколько общаются, передают им свой опыт и этим воспитывают, а дети очень ценят такое отношение к ним и откликаются на него взаимным расположением. Школьные же педагоги редко преподают дополнительные предметы из-за того, что они любят данный предмет, скорее из-за дополнительных ставок, т.е. ради дополнительного заработка, поэтому, и отношение к детям на этих занятиях остаётся строго назидательным. Дополнительное образование, на примере советских домов пионеров, музыкальных, художественных и спортивных школ, всегда прививало детям культуру, высокий уровень изучаемых предметов, помогало детям развить в себе дополнительные навыки, расширить кругозор, выявить скрытые таланты и помогало школьникам в выборе их будущей профессии.

Но несмотря на всё это наши школьные горе-педагоги другого мнения. Мол мы сами с усами, у нас всё необходимое есть, детям дадим всё необходимое для развития в стенах своей школы! Компьютеры у нас есть, бассейн есть, хореографию, музыку и живопись изобразим и точка. Зачем всё это? Разве это правильно? Ребёнка замучили школой, он не умеет отдыхать.

Всё это считаю важной причиной снижения культуры и развития школьников. А чтобы не быть голословным, пусть преподаватели сферы дополнительного образования скажут насколько снизилось количество детей, посещающих музыкальные, художественные и спортивные школы, особенно же в Обнинске и Калуге! А на вопрос почему это происходит, всегда слышишь, что дети слишком загружены в школе, я бы добавил, что загружены они слепцами и безумцами. Т.к., если загруженность эта разрушает культуру и воспитанность, то эта загруженность преступна!



Теперь об Основах Православной культуры.

Меня всегда учили так, если начинаешь новое дело, то делай его только на отлично. Т.е. с помощью Божией бери направление на отлично, а на "троечку" оно уже всегда получится. Основы Православной культуры - это дело новое для школы, но жизненно необходимое. Оно, как раз, непосредственно касается темы этого доклада. Роль Церкви всегда в основе, я бы сказал, что роль Церкви в государстве подобна функции цемента в фундаменте здания. Когда формировалась Киевская Русь как государство, в основании была положена православная вера, Евангельские заповеди. На этом основании происходило формирование России. Культура, образование, политика России - всё основано на православии. Психология русского человека сложилась благодаря Христианским заповедям, которым научала Православная Церковь, взращивая в душах россиян цветы Христианской любви и благочестия. Вот, что сделало Православие. Оно пропитало всю жизнь Российского Государства, вошло во все сферы жизни человека, и как закваска квасит всё тесто, так и Православие войдя в жизнь русских людей, всквасило языческие племена воинственных славян и стало основанием той Великой Святой Руси, которая жила по Евангельским заповедям, которую не смогли сломить в течении 1000 лет монголы, татары, поляки, турки, немцы, французы, англичане. Куда ни глянь - история, литература, поэзия, музыка, политика, психология - везде явно присутствует основа -Православие!

Сегодня много сторонников, много противников введения предмета ОПК. Большинство противников этого - чиновники. Причина тому то, что Церковь не совсем правильно ведёт диалог со светскими чиновниками. Мы сегодня предлагаем, даже требуем ввести этот предмет в общеобразовательный процесс, но не предлагаем учителей для его преподавания. Поэтому реакция чиновников закономерна. Если бы мы в духе мудрости и смирения объяснили бы и доказали, что этот предмет крайне необходимо ввести в школе, для чего вот, пожалуйста, уже готовы преподаватели с дипломами педагогических колледжей или институтов, которых вы можете аттестовать, экзаменовать и дать допуск к преподаванию данного предмета, то будьте уверены, реакция чиновников была бы совсем другой. А сейчас, что мы имеем? Аттестовать или экзаменовать некого! Кто-то скажет, что он прошёл курсы по подготовке преподавателя ОПК. Но позвольте! Допустит ли главврач хирургического отделения больницы к операции специалиста, не имеющего специального медицинского образования, но прошедшего курсы по хирургии? Конечно, нет! Школа ничуть не менее важное учреждение, чем больница. Поэтому, прежде чем вводить новый предмет, необходимо подготовить квалифицированных педагогов, аттестовать их и тогда только допустить их к его преподаванию. И конечно же предмет этот крайне необходим, иначе мы потеряем наших детей, только делать это нужно правильно!

Что же касается многонациональности, то скажу так: Россия со дня своего возникновения объединила различные племена не только славян, но и другие соседние племена, и это не помешало Святой Руси быть православной державой. Все национальности входившие в состав России украшали её своим неповторимым колоритом, но основой, объединявшей все национальности было Православие, хранителем которого была Русская Церковь. Среди иноверных Церковь проповедовала православие и желающие креститься с радостью принимались в Церковь, насильно никогда никого не крестили, и эта терпимость и уважение к инославным также были только на пользу всему Государству. Но, несмотря на многонациональность, иные вероучения никогда не влияли ни на политику, ни на культуру, ни на образование, во всех сферах жизнедеятельности России основой всегда было Православие. До октябрьской трагедии 1917 года Россия была не менее многонациональной и, тем не менее, никто возмущался, что Россия была официально Православной державой. Неужели ни в одном государстве, кроме России, нет примеров многонациональности? Все национальности в составе России обязаны знать историю, культуру и особенности психологии Государства, в котором они живут. Или мы хотим стать Иванами, не помнящими родства? Как мы можем учить детей истории Государства и не говорить о роли Церкви в этой истории, хотя в советский период это прекрасно удавалось, но зачем нам искажать свою историю, или мы стыдимся её? Мотивируя многонациональностью и боязнью оскорбить чувства инославных гостей (в основном приезжих), мы можем оказаться в роли зайца из сказки, который пустил к себе в дом лису, а она его из дома и выставила. Если мы будем малодушничать, как бы не обидеть другие национальности, и идти на поводу у врагов сильной, могучей России, у тех кого православие заставляет дрожать от ненависти, то мы в результате придём к тому, что называться Россией наша страна не сможет, а станет называться Индо-Афро-Американо-Евро-Китайской страной! А Великая Русь вместе с несломленным русским Иваном уйдёт в прошлое! Чтобы этого не произошло, в г. Мещовске, совместно с администрацией района и с преподавателями Педагогического колледжа и средней школы мы стараемся жить как Русские православные люди в соседстве с другими национальностями. И пока никто не жалуется, что жить стало хуже, наоборот, с православной закваской наши дети стали воспитаннее и светлее лицом. Пусть об этом скажут те, кто эту Православную закваску запустил в жизнь вместе с главой администрации Мещовского района, а о результате пусть скажет директор Мещовского Педагогического колледжа.

http://www.kaluga-eparhia.ru/dioceses/2006/20060918-20_ChteniaCFO/20060919_ChteniaCFO_igumenGeorgiyEvdachev.htm

 Пример.
Андрей Владимирович - 19:14 23.10.2006
У нас в Тюмени тоже преподавать ОПК некому. Причём епархиальные органы не заботятся о подготовке кадров преподавателей. Состояние тревожное. А объяснения этой ситуации для себя лично я нахожу такое: Церковь не доверяет мирским людям. Священник, диакон - люди "свои", а миряне всегда чужие для церковноначалия. Потому сужу, как "со скрипом" складываются отношения Церкви и общественных организаций православного толка: казаки, общество в защиту православной нравственности, православное молодёжное движение и т.д.
Это всё тяжелая трагедия, наследие безбожного времени. Теперь пропуском доверия является только документ, сан, но духовное родство, единство вероисповедования нашими грубыми душам неосязаемы, зыбки, ненадёжны.

 Re: Пример.
Дмитрий Т. - 15:23 25.10.2006
Андрей Владимирович, Вы писали:
> Церковь не доверяет мирским людям. Священник, диакон - люди "свои", а миряне всегда чужие для церковноначалия... Теперь пропуском доверия является только документ, сан, но духовное родство, единство вероисповедования нашими грубыми душам неосязаемы, зыбки, ненадёжны.


Полностью согласен, испытано на себе.

 Re: Загруженность ребенка - взгляд священника-педагога
Иван Николаевич - 19:55 23.10.2006
Взял на себя тяжкий труд прочитать предложенный текст.
Вепчатление - душераздирающее.
Особенно в районе рассуждений про Святую Русь вкупе с подготовкой кадров для ОПК.
Все-таки многим нашим попам - хоть кол на голов затеши!
Исключительно стойкие борцы с разбросанными по земле граблями!

С любовью,
Иван


Архив форума