Гостиная
Архив форума
Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнию, - это происходит от гордости. Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться.
Амвросий Оптинский, преп.

 Паника в ГТГ
Щурко Виталий - 16:16 20.11.2008
Речь идет о том, чтобы икона «Троица» преподобного Андрея Рублева была на три дня «отпущена» на праздничное богослужение на место своей прежней «прописки» - в Троице-Сергиеву лавру.
Начальство Третьяковской галереи, обливаясь холодным потом, кинулось, с одной стороны, заказывать супер-ящики для перевозки и хранения иконы, а, с другой – орать побелевшими от ужаса губами на всех, кто хотел на это что-то возразить. Для тех, кто не понимает, о чем именно идет речь, – поясню. Речь идет о произведении со сложной исторической судьбой и сложным состоянием сохранности. О произведении, которое уже пережило несколько варварских поновлений и реставраций. О расходящихся досках, которые невозможно окончательно скрепить, не вызвав еще более серьезных разрушений. О разновременных красочных слоях, которые будут по-разному реагировать на изменения температуры и влажности – и, соответственно, раздирать то, что более или менее скрепилось друг с другом. О произведении, сохранить которое на более или менее длительное время можно только одним способом – НЕ ТРОГАТЬ и ДУТЬ ТЕПЛЫМ ВОЗДУХОМ СОХРАНЯТЬ ПОСТОЯННУЮ ТЕМПЕРАТУРУ И ВЛАЖНОСТЬ.
Которое при этом – так уж исторически сложилось – является самым знаменитым памятником русского искусства и самым употребительным символом русской духовной культуры.
И если мы, беспрекословно повинуясь чьему-то идиотскому капризу, повезем эту икону за семьдесят километров туда и обратно, поместим в тесном соборе, где горят сотни свечей и где толпы благочестивых паломников кинуться к ней «прикладываться», гарантий ее сохранности никто дать не сможет. Никаких. В чем предполагаемый создатель «чудо-ящика» признался честно и нелицемерно всей потрясенной научной общественности.
Старший научный сотрудник Отдела древнерусского искусства ГТГ
Левон Нерсесян

 Re: Паника в ГТГ
Анна - 16:54 20.11.2008
Обсуждение довольно бессмысленное, потому что мы не реставраторы и не знаем, действительно ли перевозка повредит Троице, или это напрасные опасения. Знают только музейные работники.

А вот скажите, дамы и господа: многие ли из вас в период своего пребывания в столице нашей Родины городе-герое Москве ходили приложиться к Владимирской (что можно сделать совершенно невозбранно)?

Я уж не говорю о том, что в Третьяковке обычно не души, а паломников будет выше крыши.

Я была бы за то, чтобы постоянно поместить Троицу в специально для нее оборудованный храм - только хорошо бы не в тот, который сейчас при Третьяковке, там все завешено живообразием или как оно там называется, а в такой, где кроме нескольких икон ничего не будет, и она не будет теряться в интерьере. Я думаю, что можно вполне это устроить - была бы политическая воля.. И волки были бы сыты, и овцы целы.

 Re: Паника в ГТГ
Щурко Виталий - 17:09 20.11.2008
Так дело в том, что храм при Третьяковке есть. И эту "Троицу" туда три раза в год выносят. Это небольшой риск по сравнению с перевозкой.

По поводу народных масс: частицы мощей святого Пантелеймона находятся в нескольких московских храмах, но когда их привозят из Афона - то аншлаг.

 Re: Паника в ГТГ
Елена Л. - 00:53 21.11.2008
Анна, Вы писали:
> А вот скажите, дамы и господа: многие ли из вас в период своего пребывания в столице нашей Родины городе-герое Москве ходили приложиться к Владимирской (что можно сделать совершенно невозбранно)?

> Я уж не говорю о том, что в Третьяковке обычно не души, а паломников будет выше крыши.

>

Конечно, ходили, отстояли службу. Людей и в музее и в храме обычно много. Я думаю правильно сделали, что икона не должна быть как в музее, перед ней должны молиться христиане. А в Третьяковке есть специальный зал древнерусского искусства, там как раз и собрана коллекция икон от Феофана Грека, Дионисия, Андрея Рублева.

 Re: Паника в ГТГ. Три доски "Троицы".
slavindo - 17:13 20.11.2008
Щурко Виталий, Вы писали:
>...О произведении, которое уже пережило несколько варварских поновлений и реставраций. О расходящихся досках, которые невозможно окончательно скрепить, не вызвав еще более серьезных разрушений. О разновременных красочных слоях, которые будут по-разному реагировать на изменения температуры и влажности – и, соответственно, раздирать то, что более или менее скрепилось друг с другом...НЕ ТРОГАТЬ и ДУТЬ ТЕПЛЫМ ВОЗДУХОМ...


В Божьем мире даже новость может иметь сногсшибательный подтекст притчи....

 Re: Паника в ГТГ. Три доски "Троицы".
Лексей - 07:59 21.11.2008
За ГТГ есть замечательная кафешка совместно с "блошинным" магазинчиком(антикварным его назвать язык не поворачивается), домашние обеды и немосковские цены, чай по-домашнему в больших бокалах и всегда сладкие ягодные пироги. Не помню как называется, но работают там только две женщины. (НЕ РЕКЛАМА!!!) Когда бываю в Лужкве частенько туда захожу. Ну а потом неспеша конечно иду приобщатся культурным ценностям в галерею. И вот ещё будучи невоцерковлённым "кипел мой разум возмущённый", а что собственно там делают иконы? Почему в нашу посткоммунистическую эпоху возрождения Православия они до сих пор не переданы в храмы?

 Re: Паника в ГТГ. Три доски "Троицы".
Владимир Ковальджи - 11:39 21.11.2008
> Почему ... они до сих пор не переданы в храмы?


Кстати, если подходить строго-формально, то словосочетание "возвращение (реституция) церковной собственности" - бессмысленно. Потому что церковь до революции была государственным учреждением. Кстати, и до революции были музеи, где хранились ценности церковной старины, в т.ч. и иконы. И никто не возмущался, что типа "икона должна быть в храме". Икон в храмах и так хватает.

 Re: Паника в ГТГ. Три доски "Троицы".
Лексей - 12:08 21.11.2008
> Кстати, и до революции были музеи, где хранились ценности церковной старины, в т.ч. и иконы. И никто не возмущался, что типа "икона должна быть в храме".

Спасибо Владимир Кириллович, теперь буду знать. Не жил я до революции, молодой ишшо.

 Re: Паника в ГТГ
Иван Николаевич - 17:19 20.11.2008
Мне по этому поводу с утра сегодня проели моск, с одной стороны, всякие "культурные" люди, с другой - патриархия.
Нету события, братцы.
НЕТУ!
Современные технологии в любом случае подразумевают герметичное и бронированное транспортирование такого рода шедевров с поддержанием всех условий ВНУТРИ бокса.
Кто мне объяснит, чем безопаснее в зале Третьяковки, куда может прийти все тот же террористический фулюгхан и кинуть гранату, на которую бокс не рассчитан?
В людном соборе наоборот - размахнуться труднее! :)


Архив форума