Гостиная
Архив форума
Мы - глупые дети, воображающие себя взрослыми, подражающие их делам. Смотреть на них взрослому смешно, иногда неприятно. Так и мы в очах Ангелов и святых, а может быть и в очах Божиих.
Никон (Воробьев), игум.

 О чем идет речь?
Александр Иванов - 08:49 09.12.2008
В жизнеописании епископа Арсения (Москвина) есть такой фрагмент: "Второй раз Синод вмешался в дела епархии 1 марта 1809 года, когда предписал “о немедленном распечатании некоторых церквей Воронежской епархии”, закрытых епископом из-за неуплаты прихожанами требуемых от них церковных денег". Кто-нибудь знает, о каких поборах идет речь? Это самодеятельность епископа или норма того времени? Я думал, что Церковь тогда содержалась государством.

 Re: О чем идет речь?
Владимир Ковальджи - 10:02 09.12.2008
Так это ж был двунаправленный процесс - от прихожан пополнялся бюджет, из бюджета содержалась церковная структура. Конечно, вопрос обязательной "самоокупаемости" не стоял, система работала по-другому. Но одно другому не мешает. Ну, как в совецкое время: есть определенный "план" - совсем не важно, "окупает" ли он завод или нет; он просто есть, и его надо выполнять.

 Re: О чем идет речь?
Александр Иванов - 11:03 09.12.2008
Интересны подробности. Была ли плата фиксированной и принудительной (как членские взносы) или произвольной (как сейчас, пожертвования)? Как эта схема менялась со временем?

А все-таки странно как-то. Церковь была государственным институтом, государство собирало с граждан налоги и содержало Церковь. Не вписываются в эту схему дополнительные принудительные поборы с прихожан.

 P.S.
Александр Иванов - 13:36 09.12.2008
И если речь идет именно о государственном налоге, то почему епископ в роли мытаря?

 Re: P.S.
Александр Павлов - 13:37 09.12.2008
Александр Иванов, Вы писали:
> И если речь идет именно о государственном налоге, то почему епископ в роли мытаря?


ээээ... а десятину - кто собирал?

 Re: P.S.
Александр Иванов - 13:49 09.12.2008
> ээээ... а десятину - кто собирал?


Вот этим и интересуюсь, кто в синодальный период собирал десятину, как определялась норма, как наказывали неплательщиков и т.п. Не складывается картинка пока.

 Re: P.S.
Александр Павлов - 14:02 09.12.2008
Александр Иванов, Вы писали:

> Вот этим и интересуюсь, кто в синодальный период собирал десятину, как определялась норма, как наказывали неплательщиков и т.п. Не складывается картинка пока.

Очень плохо знаю эту сторону истории.
Предположу.
Десятина - так и не смешивалась с общей гос. казной ни на этапе сбора ни на этапе распределения.
Собирали - небось старосты.
Дьякон - казначей.
Врядли к злостным неплатильщикам посылали гос.приставов.
И я ничего не слышал про приставов церковных.
Само по себе закрытие прихода - очень сильная мера.
В т.ч и в чисто шкурном плане.
Ездить за семь верст в чужой приход - весьма накладно. IMHO.

 Re: P.S.
Александр Иванов - 14:08 09.12.2008
Саш, извини, как раз предположений хотелось бы избежать.

 Re: P.S.
Владимир Ковальджи - 14:23 09.12.2008
> Вот этим и интересуюсь


Прежде всегонужно вот что (цитата из Цыпина):

В кодифицированном собрании - «Своде законов Российской Империи» - законы и указы, касающиеся Церкви, помещены в I томе (основные законы, в которых провозглашается исповедание Православия императором); «Устав о службе гражданской,» где говорится и о духовных лицах в связи с общими правилами о наградах, окладах и пенсиях - в III томе; «Устав о повинностях,» отдельные статьи которого относятся к духовенству, его имуществу и церковному имуществу, - в IV томе; «Лесной устав» - о лесах, принадлежащих церковным учреждениям, и «Счетный устав» - о контроле при Святейшем Синоде - в VIII томе; в IX томе («Законы о состоянии») изложены законы о сословных правах белого и монашествующего духовенства; в XIII томе («Устав общественного призрения и врачебный устав») собраны законы, касающиеся епархиальных попечительств о бедных духовного звания; XIV том («Устав о содержании под стражей и устав о предупреждении и пресечении преступлений») включает в себя законы о тюремных церквах, о преступлениях против веры и Церкви; в XVI томе («Уставы судопроизводства») собраны законы о судопроизводстве по делам о преступлениях против Церкви и по гражданским делам церковных учреждений.

 Re: P.S. - пардон
Владимир Ковальджи - 14:32 09.12.2008
Предыдущий пост налагает бремена неудобоносимые... Сам сейчас по "своду" прогулялся и понял, что без хороших ориентиров надо потратить жуткое кол-во времени, чтоб что-то выудить.
А вот хорошей выжимки по теме че-т никак не найду...

 Re: P.S. - пардон
Александр Иванов - 16:19 09.12.2008
Владимир, спасибо, у меня интерес в общем-то был праздный, просто удивился и подумал, что вдруг кто-нибудь знает. Специально искать не надо.

 Re: P.S.
Владимир Ковальджи - 13:54 09.12.2008
> И если речь идет именно о государственном налоге, то почему епископ в роли мытаря?


А кто же?.. Епархиальный владыка и был главным чиновником по церковному ведомству в своей области. Иных вариантов и в голову не приходило (типа какой-то параллельной чиновничей структуры для финансово-технической церковной работы; зачем, если структура уже имеется?) Срезана была только самая верхушка: вместо патриарха - "око царево", обер-прокурор Синода. За эту верхушку и вся структура была прилеплена к гос-ву (царю). А в остальном она оставалась как есть, ибо работала и так достаточно четко (в техническом плане).

 Re: P.S.
Александр Иванов - 14:14 09.12.2008
Логично. То есть тогда не было единого налогового органа, а я, крестьянин Иванов, кажный месяц вручал свой пятак в своем приписном храме ответственному за сбор налога Петрову, о чем имеется запись в специальном журнале, так? А если переставал платить - нес уголовное наказание?


Архив форума