> В типиконе сказано - ЗРИ : Ведомо же буди: Аще случиться навечерие Богоявления в субботу, или неделю ПОСТ НЕ БЫВАЕТ (...) И В ТОЙ ДЕНЬ ЯДИМ СЫР И ЯЙЦА.
Объясняю по пунктам: Когда навечерие в будний день, то служится вечерня с литургией Василия Великого. Это служба по своему смыслу и замыслу _вечерняя_. Поскольку в древности литургия для каждого верного естественным образом означала причастие (если ты не отлучен на время за какие-нибудь особые грехи), постольку и литургия вечером автоматом означала строгий (совершенный - т.е. ничего) евхаристический пост до самого вечера. Подробнее почитайте у Шмемана в главе о Преждеосвященных (где тоже вечернее причастие). После же литургии пост уже "простой", т.е. есть можно и нужно, но постное. Суббота и воскресенье имеют принципиально иной статус, это праздничные дни. Совершенного поста в эти дни не бывает в принципе (особенности есть только у Великой Субботы, но исключение подтверждает правило). Даже великим постом в субботу и воскресенье весь строй богослужения становится обычно-праздничным, а никак не великопостным. Если сочельник попадает на эти дни, то литургия служится не вечером, а утром (а вечерня особо после). Евхаристический пост соответсвенно очень краток, как и в любой обычный литургический день с утра. А весь остальной день есть уже можно (но постное). А выражение "в той день" относится в типике не к сочельнику, а к той пятнице перед ним, на которую переносится служба великих часов. Эта пятница принадлежит еще времени "святок" - сплошных дней без поста. Поскольку же перенесение царских часов может навести на мысль, что туда же переносится и строгий пост, типикон напоминает, что это не так. Часы часами, но скоромное вкушать можно. А вот в сочельник нельзя (в любом случае, с часами или без). Разница поста в сочельник будний и субботне-воскресный лишь в его продолжительности - до вечерней литургии или до утренней. В наше время в большинстве случаев служить по-любому будут с утра, хоть с вечерней, хоть без; поэтому евхаристический смысл "большого" поста в обычный сочельник теряется. Под Рождество он компенсируется народным поверьем не вкушать "до первой звезды", а под Крещение - "до первой воды".
|