Гостиная
Архив форума |
|
Многоглаголание есть седалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять. Многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия, руководитель к смехотворству, слуга лжи, истребление сердечного умиления, призывание уныния, предтеча сна, расточение внимания, истребление сердечного хранения, охлаждение святой теплоты, помрачение молитвы.
Иоанн Лествичник, преп. |
- 18:01 19.02.2009 Святитель Василий епископ Селевкии Исаврийской (Xowel)
- 19:14 19.02.2009 Re: Святитель Василий епископ Селевкии Исаврийской (Александр Иванов)
- 19:30 19.02.2009 Re: Святитель Василий епископ Селевкии Исаврийской (Xowel)
- 20:02 19.02.2009 Re: Святитель Василий епископ Селевкии Исаврийской (Александр Иванов)
- 20:04 19.02.2009 Re: Святитель Василий епископ Селевкии Исаврийской (Харин, Илья Николаевич)
- 22:15 19.02.2009 Re: Святитель Василий епископ Селевкии Исаврийской (Xowel)
- 08:40 20.02.2009 Re: Святитель Василий епископ Селевкии Исаврийской (Александр Иванов)
- 18:06 20.02.2009 Re: Святитель Василий епископ Селевкии Исаврийской (Xowel)
- 19:26 02.04.2009 Re: Святитель Василий епископ Селевкии Исаврийской (Николай Николаевич)
Святитель Василий епископ Селевкии Исаврийской
Xowel - 18:01 19.02.2009
Помогите найти информацию о святителе Василии епископе Селевкии Исаврийской. Знаю только, что жил он в 448-м году и был искренний друг и современник свт. Иоанну Златоустому к которому Златоуст и писал, по преданию, своё "Слово о священстве".
Интернет знает только одного Василия епископа Селевкии Исаврийской упоминаемого в свете 5-го собора. Например:
"Потом в тех же актах излагается, что епископ Селевкии исаврийской Василий сказал: покланяюсь единому Господу нашему Иисусу Христу, Сыну Божьему, единому Богу-Слову, признаваемому по воплощении и соединении (с человческой плотью) в двух естествах. Против этого египетские (епископы) воскликнули: нераздельного никто да не разделяет; единого Сына не должно называть двойственным. А восточные закричали: анафема разделяющему, анафема расторгающему. Вслед за тем, как говорится в тех же актах, спросили Евтихия: признает ли он естества во Христе, - и Евтихий отвечал, что Христа до соединения признает он из двух естеств, а по соединении принимает одно. Но Василий возразил, что если он не признает двух естеств нераздельными и неслитными по соединении их, то допускает слияние и смешение; а когда присовокупит: (признаю одно) воплотившееся и вочеловечивание и будет, разуметь воплощение и вочеловечивание подобно Кириллу (Александрийскому), то выскажет одно и тоже с нами; ибо иное божество, происходящее из Отца, а иное человечество происходящее от Матери."
http://www.klikovo.ru/db/book/msg/4843
http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=1077
То есть этот был еретик(?) и лишен сана на Соборе(?), а значит не мог быть искренним другом Златоуста? Но кто же тогда этот, живший в 448-м году.
Очень нужна информация о нем. Буду рад любой строчке.
Спаси Господи.
Re: Святитель Василий епископ Селевкии Исаврийской
Александр Иванов - 19:14 19.02.2009
Из Брокгауза:
Василий, епископ селевкийский (в Исаврии). Присутствовал на соборе в Константинополе (448 г.), где спорил против Евтихия. На "разбойничьем" соборе в Ефесе В. подавал голос за Евтихия против Флавиана. Эту измену православной вере он оправдывал на халкидонском соборе (451 г.) ссылкой на употребленное Диоскором насилие. Ему приписывают 40 речей по различным предметам Ветхого и Нового Завета, обращенное к императору Льву послание, сохранившееся только на латинском языке и присоединенное к актам халкидонского собора, две книги о жизни и чудесах св. Феклы. В своих речах В. обнаруживает значительную зависимость от творений св. Златоуста. Историю св. Феклы он изложил в стихах. Творения В. напечатаны у Миня, "Patrologia", series graeca (т. 85, 1—618).
Re: Святитель Василий епископ Селевкии Исаврийской
Xowel - 19:30 19.02.2009
Спасибо, но этот момент не ясен:
"измену православной вере он оправдывал на халкидонском соборе"
Так, как же к нему относиться? Он православный был/остался? Как относиться к его трудам (в свете которых он меня и интересует). Был ли он лишен сана или наоборот он до конца дней своих был поборником православия?
Не могу понять этот момент
Re: Святитель Василий епископ Селевкии Исаврийской
Александр Иванов - 20:02 19.02.2009
> Так, как же к нему относиться? Он православный был/остался? Как относиться к его трудам (в свете которых он меня и интересует). Был ли он лишен сана или наоборот он до конца дней своих был поборником православия?
Судя по тому, что он оправдывал свое отклонение от Православия (и оправдывал, заметим, исключительно административным давлением), он остался-таки православным. Были ли применены к нему санкции на соборе - я не знаю. Труды его скорее всего православны, творения еретиков обычно уничтожались и нам известны в основном по цитатам из православных апологетов, спорящих с ними. Впрочем, богословских трудов у еп. Василия вроде и нет.
Re: Святитель Василий епископ Селевкии Исаврийской
Харин, Илья Николаевич - 20:04 19.02.2009
Xowel, Вы писали:
> Он православный был/остался?... Был ли он лишен сана или наоборот он до конца дней своих был поборником православия?
Остался православным. Добавил данные где последний момент освящен полнее - http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=12277&v=32134
Re: Святитель Василий епископ Селевкии Исаврийской
Xowel - 22:15 19.02.2009
Да, спасибо всем за помощь. Вроде все стало ясно, ну или многое.
По поводу труды еретиков недоступны, не факт. Их либо не было этих трудов, либо они более менее известны. Например Оригена не трудно почитать.
А вот похожий, отчасти, на еп. Василия есть ещё Евагрий Понтийский, этот точно плохо кончил и был отлучен от Церкви, однако его сочинения не раз издавались и есть, например, тут
http://www.krotov.info/spravki/persons/04person/evagriy.html
"Е
Евагрий Понтийский (Писания, вкл. в Добротолюбие, т.1)
Евагрий Понтийский "Слово о молитве"
Евагрий Понтийский "Слово о духовном делании, или монах"
Евагрий Понтийский "Умозритель, или к тому, кто удостоился ведения "
Евагрий Понтийский "Умозрительные главы"
Евагрий Понтийский "Мысли"
Евагрий Понтийский "Зерцало иноков и инокинь"
Евагрий Понтийский "Послание о вере"
Евагрий Понтийский "О помыслах"
Епифанович С. Л. "Преп. Максим Исповедник и византийское богословие"
Ефрем, старец "Три слова о послушании"
и даже, как я понял, он есть в русском Добротолюбии? Но вот не знаю в каком издании, у прп. Паисия его точно нет, у свт. Феофана Затворника я его не помню(?).
Re: Святитель Василий епископ Селевкии Исаврийской
Александр Иванов - 08:40 20.02.2009
Ориген и Евагрий были осуждены уже посмертно - думается, ради их последователей, логически развивавших их неправославные идеи. Я очень сомневаюсь, что Вы найдете в сохранности те самые тексты, за которые их осудили. И сам факт осуждения не означает, что ересью отравлены все их труды, и не умаляет огромного исторического значения этих мыслителей. А читать с рассуждением нужно всякий текст. Наверное, у любого святого отца можно найти спорные моменты, а многие и на Священном Писании спотыкаются.
Re: Святитель Василий епископ Селевкии Исаврийской
Xowel - 18:06 20.02.2009
Спасибо, не знал про посмертность.
Хотел было распостранить слово, но заинтересовала цитата автоматически оказавшаяся сверху:
> Стремление учить других, по признанию себя способным к этому, служит причиною падения для души. Руководствующиеся самомнением и желающие возводить ближнего в состояние бесстрастия приводят свою душу в состояние бедственное. Знай и ведай, что, наставляя ближнего твоего сделать то или другое, ты действуешь как бы орудием, которым разрушаешь дом твой в то самое время, как покушаешься устроить дом ближнего.
Авва Исаия
Re: Святитель Василий епископ Селевкии Исаврийской
Николай Николаевич - 19:26 02.04.2009
Добрый день, занимаюсь тем же вопросом
Могу посоветовать Вам почитать В.В. Болотова
историю Вселенских соборов, так же Бриллиантова
ту же тему. Со своей стороны знаю, что Василий
был до конца православным и именно его точка
Зрения, высказанная на соборе 448 года в
Константинополе легла в основу ороса 4
Вселенского собора. В остальном вижу Вы уже
разобрались. С уважением Николай