«И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это - дар Божий» - Книга Экклезиаста (3, 13)
Современный мир кажется православным христианам настолько диким и пустым, что довольно часто приводит в уныние и отчаяние. Конечно же, нас не может радовать и веселить соучастие в «безумных делах тьмы», направленных на построение новой мировой «Вавилонской башни» /1/, как бы осторожны и отстраненны мы не были. Душа тяготеет к богоугодным трудам и делам, а не к созиданию противного Богу общества и государства, вклад в формирование которого мы вынужденно привносим своей повседневной профессиональной деятельностью. Есть ли альтернатива, вне монастырских стен, такому противоречивому для христианской души бытию? Если есть, то какова она в наши дни? Рассмотрению данного вопроса в свете идеи преподобного Иосифа Волоцкого об общественном служении Церкви /2/ посвятили мы нашу статью, имея в виду и тот факт, что в ближайшее время сама жизнь заставит решать обозначенную проблему всей полноте Русской Православной Церкви. Ибо государство приступит к передаче Церкви всей ее недвижимости, земли, материальных и нематериальных ценностей согласно принятому Закону /3/.
Итак, что же ставил во главу угла преподобный Иосиф, отличавшийся строгой личной аскезой и такой же требовательностью к житию всех монахов, находящихся в его подчинении? Во-первых, страх Божий, без которого невозможно ни праведное житие, ни спасение, во-вторых, несомненное подчинение власти Царя, кто «убо естеством подобен вышняму Богу», в-третьих, богатство монастырей и Церкви в целом, потому что только богатая Церковь, по его убеждению, способна приобрести в обществе максимальное влияния. И в то же время, он настаивал, чтобы монастырские богатства направлялись на благотворительность и исполнение других социальных целей. В своем монастыре Иосиф вел широчайшую благотворительную деятельность…
Можно констатировать, что идея социального служения и призвания Церкви как организующего начала человеческого общежития в мировоззрении преподобного играла значительную роль. Главными задачами он видел укрепление духовно-политического значения Церкви, превращение ее в решающую общественную силу для утверждения в обществе церковно-православных идеалов. В отличие от многих монашествующих, и предшественников, и современников, он не "бежал от мира", а, наоборот, активно участвовал в церковно-политической жизни, оказывая огромное влияние не только на церковную, но и на светскую политику /4/.
Почему за преподобным Иосифом Волоцким закрепилось определение «стяжателя», не в смысле Духа Святого, а в другом смысле, как противостоящего «нестяжателям» земных благ и накопительства во главе с преподобным Нилом Сорским? Исторически «стяжателями» представлены монахи монастыря преподобного Иосифа, как выступавшие за правомерность церковных владений. Что же касается личной собственности, то монахи преподобного Иосифа были крайне ограничены в возможности ее иметь. Устав запрещал спиртные напитки и праздность, превознося труд, стяжание Святого Духа. Именно в этом Уставе слово «нестяжание» и появилось на Руси: «Рьцем же убо и о святых иконах и о книгах, како должно стяжати сих. Глаголють бо божественна писаниа святых отець о сем, яко авва Федор Феремскый имяше три книги и добри, поведа он сице Макарию, глаголя, яко: «Полза ми есть от них, братиа вземлют и пользуются от них. Рци ми убо, что должен есмь сътворити о них)? Старець же рече: «Добра убо вещь, но вышши всего нестяжание» /5/
Источники повествуют об одном страшном голоде, во время которого особенно отличился монастырь преподобного Иосифа. Видя, как мучаются люди и как умирают они голодной смертью, волоцкий игумен отворил монастырские житницы. Обитель окружили толпы голодных крестьян и нищих. Родители привели к монастырю детей, не желая видеть их голодной смерти. Игумен повелел разыскивать родителей, но когда никто из них не явился, собрал всех детей и стал содержать в нарочно построенном для этого доме. Когда хлебные запасы кончились, он стал продавать имущество монастыря – скот и одежду, и монастырь оскудел. Тогда игумен стал брать в долг под расписки. «Некоторые из братии стали роптать: им в праздничные дни уже не давали на трапезе калачей и медового квасу, только хлеб, рыбу и квас житный, а в будние дни они ели одно вариво и пили воду. Иосиф отвечал роптавшим, что они обещались терпеть всякую скорбь ради Небесного Царства. Потому-то и не должны лишать помощи тех, которые с женами и детьми скитаются по чужим местам из-за куска хлеба. Слух о том, что Иосиф прокормил много народу распространился, богатые поспешили помочь монастырю» /6/. Оказал существенную помощь сам великий князь Василий Иоаннович, приехавший в обитель преподобного… Еще одним письменным памятником забот преподобного о бедных является его послание к князю Юрию Ивановичу о пропитании народа во время голода /7/. Он просит князя установить цену на хлеб в его владениях и тем облегчить участь нищих и убогих, число которых от бедствия увеличилось. Это послание, написанное ранее голода, постигшего волоцкую землю, «касается до мер против голода в землях Дмитровского уезда, где находились села, принадлежащие монастырю Иосифа Волоцкого, служит лучшим подтверждением рассказу о заботливости Иосифа о бедном народе во время голода» /8/.
Из краткого изложения взглядов и жития преподобного и его обители мы видим, что духовную пользу преподобный Иосиф приносил всем обращавшимся к нему, невзирая на сословия. Не преподобный Иосиф шел к народу, а народ шел к нему, далеко не всегда за материальной поддержкой. Подлинный образ святого Иосифа представляется не как образ «равнодушного к культуре» филантропа, а как служителя Православия, Господа нашего Иисуса Христа, во имя Которого совершил свои духовные подвиги преподобный волоцкий игумен. Нужно было не иметь преподобному Иосифу глубокого понимания Церкви, чтобы видеть только ее «социальное служение и призвание» как своеобразного учреждения для социальной справедливости /2/.
В чем же видится правота этого Святого подвижника при обращении к сегодняшней действительности? В том, что одними молитвами, как бы сильны и действенны они не были, невозможно содержать в порядке не только церковное хозяйство в целом, но даже отдельные монастыри и храмы Божии. И как бы ни щедры были многочисленные благотворители и государственные структуры, оказывающие всевозможную помощь, православным христианам надобно трудиться в поте лица для того, чтобы восстанавливать и строить новые монастыри и храмы, поддерживать их в порядке, заботиться о развитии как монастырских, так и приходских хозяйств. Создавать какие-то элементы православной инфраструктуры при монастырях и храмах, а также и в масштабах благочиний, епархий и митрополий, всей Русской Православной Церкви в целом. Нам надо это хорошо осознавать, тем более, если думать об увеличении влияния Церкви на окружающую нас печальную действительность, о просветительской миссии в масштабах всей нации. А не в мизерных объемах, которые известны сегодня практически всем /9/. Никого из совестливых клириков и мирян не может удовлетворять такое печальное «достижение», как 10% воцерковленных граждан в России. Тем более, если иметь в виду, что, по самым скромным подсчетам, крещеными являются никак не меньше 75-80% наших сограждан!!!
Мы знаем, что братия и сестры в монастырях трудятся не покладая рук и, если есть возможность, много жертвуют из своих трудов детям и старикам, инвалидам и всем нуждающимся, не имея при этом тех земель и имущества, которые были у монастырей во времена преподобного Иосифа Волоцкого. В скором времени монастырям и епархиям, благочиниям и отдельным храмам, в соответствии с принятым Законом /3/, начнут возвращать земли и движимое и недвижимое имущество. В этой связи возникает вопрос: а кто же будет это добро грамотно использовать, получать урожаи и доходы, необходимые для содержания хозяйств и Церкви? Не справится наше монашество с огромными угодьями, хозяйственными и управленческими нагрузками, и не увеличится вдруг в разы их число, потому что иноками не становятся по какой-то «разнарядке». Значит, основная нагрузка ляжет на мирян, которые могут трудиться в монастырях, епархиях, благочиниях, храмах не только как паломники и послушники, но и как наемные специалисты – менеджеры, служащие, рабочие. К такой перспективе надо готовиться заранее. Чтобы не пришлось в горячке обращаться к неверующим управленцам, промышленникам и предпринимателям, специалистам по недвижимости и финансам, разного рода дельцам и искателям максимальных личных доходов и прибылей. Или чтобы не нанимать иностранных рабочих, гастарбайтеров и наших, извиняюсь за каламбур, корейцев или китайцев… Надо нам готовить свои кадры, приглашать православных людей, не только готовых честно и качественно трудиться, но и имеющих внутреннюю установку на служение Господу и Его Церкви, идее Православного будущего России и личного спасения для жизни вечной… Это серьезная задача, и ее невозможно решить на городском и региональном уровне, – здесь необходимо общецерковное понимание ситуации, перспектив и реальных возможностей...
Итак, если мы на деле стремимся к благим переменам в обществе и государстве, если мы готовы нести на своих плечах бремя духовного, интеллектуального, творческого и трудового служения Господу и России, нам надо проводить соответствующую информационную и организационную работу. Надо готовить новые и подбирать действующие кадры, уже сейчас создавать везде и всюду различные православные предприятия и организации, способные работать на перспективу развития Церкви и формирования серьезной православной инфраструктуры. В этой миссии, как представляется, мы обретем не только уважение простого народа, но и полноценную православную семью, которая будет расти по мере освоения церковных земель и богатств, по мере вовлечения в нашу семью крещеных братьев и сестер, пребывающих вне Церкви по самым различным причинам. И самое главное, – мы сможем привлекать в православные коллективы и структуры молодежь!
«Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, тот уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, разлились реки и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7, 24-27). Сказано ясно и понятно для православных людей: причина многолетних неудач государственного строительства в России – нежелание власть и деньги предержащих следовать Учению Иисуса Христа. Но что оказалось невозможным для неверующих людей, возможно людям православным, озадаченным альтернативной жизнедеятельностью и инфраструктурой, создаваемой на христианских ценностях и основах. Пусть в гораздо меньших объемах, несопоставимых с масштабами всей страны, но вполне достаточных для самостоятельного развития Русской Православной Церкви. В этом отношении надо приветствовать любую приемлемую для Церкви инициативу клириков и мирян: нет ничего плохого в создании яслей и детских садов силами православных педагогов и воспитателей, тем более при существующем дефиците мест в государственных учреждениях. И в открытии православных гимназий, кадетских корпусов, лицеев, колледжей и ВУЗов, так же, как и фирм по оказанию услуг населению, торговых компаний, различных производств, кредитных союзов, банков. Ибо Церковь благословляет всякий труд, направленный ко благу людей; при этом не отдается предпочтения никакому из видов человеческой деятельности, если таковая соответствует христианским нравственным нормам /10/.
Не помешают и православные юридические и риэлтерские конторы, коллегии адвокатов и нотариусов, медицинские центры и пансионаты, благотворительные фонды и общественные организации. Молодежные структуры, военно-патриотические, спортивные, туристические. У нас хватает опытных мирян, являющихся хорошими специалистами в самых различных сферах и областях деятельности – их можно благословить на ответственную работу по формированию творческих и трудовых коллективов с перспективой создания на их основе юридических лиц для самостоятельного «плавания». Наши священники могли бы окормлять эти православные структуры, наставлять занятых в них прихожан на честный труд и христианские добродетели. Там, где используется собственность Церкви, надо контролировать создаваемые структуры в соответствии с подписанными с Церковью соглашениями и договорами. Во всем остальном, что не касается использования собственности Церкви, миряне руководствуются здравым смыслом, трезвым расчетом, конъюнктурой рынка и действующим законодательством. Само собой разумеется, что надо быть порядочными и честными /11/.
Нам надо осознать сам факт возможности самостоятельных конструктивных действий всей православной общественностью и перестать надеяться, что кто-то вместо нас станет создавать православную альтернативу всему тому, чем мы так много возмущаемся в своих православных социальных сетях и форумах. Хватит нам возмущаться и негодовать десятилетиями – давайте везде и всюду создавать свои православные структуры и генерировать в них православные идеи, предложения, проекты, программы, инициативы и действия! Во всех допустимых для нас сферах, областях и отраслях жизнедеятельности общества и государства в целом!
Именно на это нацелен Проект Экклезия.Ру, деятельность созданной Всеправославной социальной сети /12/, в которую приглашаем единомышленников, священников и мирян, имеющих опыт воспитательной и педагогической, социальной и благотворительной работы. А также работников культуры, образования и науки, сельского хозяйства, промышленности; предпринимателей, бизнесменов, банкиров и финансистов.
В соцсети содержатся сотни примеров инициатив, конкретных дел и проектов православных христиан в самых разных направлениях, а также информация, рекомендации и документы, которые будут полезны при повторении положительного опыта в других городах и весях нашей необъятной Родины. Со временем будет возможность не только обсудить какие-то начинания, получить прямые консультации и обменяться опытом, но и наладить сотрудничество, совместными усилиями участников – специалистов в тех или иных областях – реализовывать масштабные проекты и программы творческого и делового характера. Т.е., социальная сеть будет рабочей площадкой для сотен и тысяч верующих, желающих общаться, находить единомышленников, проявлять инициативу, стремящихся начать свое или совместное дело, найти компаньона или соучредителя, поставщика, заказчика или партнера для совместной деятельности, кредитора или инвестора. Чтобы планы стали реальностью, надо будет приложить определенные интеллектуальные, организационные и творческие усилия не только инициативной группе создателей Проекта, администраторам и модераторам, но и всем тем христианам, которые разделяют поставленные цели и задачи и готовы потрудиться над их реализацией.
Проект открыт для всех желающих стать его участниками, помощниками и соратниками, спонсорами и жертвователями, партнерами или инвесторами, поэтому мы будем рады всем единомышленникам и любому вкладу в общее дело – творческому, информационному, интеллектуальному, аналитическому, финансовому – все уместно и полезно. Будем благодарны за любую положительную рекламу нашей социальной сети и за ссылки на нее в ваших и дружественных блогах, форумах и соцсетях, на всевозможных сайтах и порталах, в каталогах и иных носителях информации. Не помешает делу информация и реклама Проекта Экклезия.Ру в печатных и электронных СМИ, за что будем признательны их сотрудникам, редакторам и руководителям.
Надеемся, что общими усилиями нам удастся довести количество участников нашей сети до нескольких десятков тысяч человек и открыть несколько сотен Групп по всевозможным направлениям деятельности или территориальной принадлежности. Пригласить к нам известных православных людей из образования, науки, культуры, журналистики и телерадиовещания; воспитателей и учителей, благотворителей, промышленников и предпринимателей, банкиров и финансистов, депутатов и политологов. Представителей государственной власти и управления разных уровней, в т.ч. федерального. Получить благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и поддержку на местах – в епархиях и благочиниях по всей России и за рубежом. Это задача 2-3 лет, и мы рады пригласить к ее решению неравнодушных, и деятельных мирян…
В заключительной части статьи еще раз хотели бы обратиться к духовному и практическому наследию преподобного Иосифа Волоцкого, который придавал верховной государственной власти на Руси, светской по своей сущности, церковный характер. И в этом оцерковливании государственной власти он заходил так далеко, что смешивал светские законы с сугубо религиозными, христианскими установлениями. Смешение это в своем «Просветителе» пояснял так: «Если Святые отцы, бывшие на Вселенских и Поместных соборах, и наставляемые Святым и Животворящим Духом, расположили божественные правила, и законы, и слова Святых отцов, и Святые заповеди, которые от уст самого Господа, то сами же Святые отцы в древности со всем этим соединили и гражданские законы». В качестве примера преподобный приводил «Номоканон», в котором, по его же словам, «весьма сильно перемешались по Божьему промыслу божественные правила с заповедями Господними и изложенными Святыми отцами, а также с самими гражданскими законами» /13/.
Таким образам, Иосифу была очевидна распространенность на все общество божественной, а значит и церковной миссии. Отсюда его возвышенное отношение к Царской власти: «Праведный же Царь или Князь, ангельский и святительский имать чин, аще сохранит закон и суд и правду, и не обинется лица сильнаго на суде, ниже приимет мзды, ни уповает на неправду, и на восхищение не желает». Государь для него, прежде всего, – хранитель православно-нравственных устоев общества, защитник его от всякого вреда душевного и телесного, разлагающего воздействия злочестивых еретиков... А что делать нам, Церкви, если Царя нет?
В ответе на этот важнейший для нынешней общественно-политической жизни России вопрос заключено наше благополучное будущее, которое, как известно православным, неразрывно связано со служением Богу: божественная миссия должна распространяться на общество самой Церковью. И иметь отношение не только к душам, но и телесам людей, ибо только в здоровых телах будет гнездиться здоровый дух, и лишь здоровый и живой народ способен трудиться и поддерживать свое государство в жизнеспособном состоянии. Т.е. нам, Церкви, если мы хотим духовно-нравственного и социально-экономического подъема, пора распространять свою миссию на невоцерковленных соотечественников не только словом, но и делом. Пора учить народ не только христианской вере, но и христианской жизнедеятельности во всех без исключения сферах, областях и отраслях. А это возможно только на личных примерах, за счет масштабной практической деятельности.
Церковь сегодня не может оказывать такую существенную помощь народу, какую оказывала во времена Иосифа Волоцкого, но, развивая свою инфраструктуру в городах и весях нашей необъятной Родины силами активных мирян, мы способны в достаточно сжатые сроки воплотить идеи и мечты преподобного в жизнь. В этом видится большой смысл, потому что с каждым годом растет число бедных и нуждающихся людей, тех, кто не вписывается в рамки действующей у нас социально-экономической модели и обречен на страдания и практическое вымирание (об этом говорит официальная и иная статистика /14/: русские люди вымирают с темпами, сопоставимыми с военным временем). В таких условиях Церковь Христова не может оставаться в стороне от прогрессирующего день ото дня бедствия, как в свое время не стояли в стороне преподобный Иосиф и вся братия, сами голодающие, но работающие ради выживания и оказания всесторонней помощи народу. Осознание ТАКОЙ миссии Церкви в современном мире и формирование мощной православной инфраструктуры будет, на наш взгляд, наилучшим памятником преподобному Иосифу Волоцкому!
У государства есть Национальные Проекты: «Здоровье», «Образование», «Жилье», «Развитие АПК» /15/ – они продвигаются в жизнь властью, имеют значительное финансирование и число участников в масштабах страны. Неуместно здесь анализировать проекты с точки зрения эффективности, ибо невооруженным глазом видна их явная недостаточность для обеспечения благополучия, достойной жизни всего народа. В том числе по причине слабого развития кооперации и взаимопомощи граждан, из-за насаждаемых в обществе идей превосходства личных и частных интересов над общественными и коллективными интересами. Вот почему всей полноте Церкви важно увидеть СВОЕ место для приложения усилий, на которые не способны сегодня ни государство, ни общество по причине своей духовно-нравственной немощи, или, как говорили Святые отцы, нищеты. Только вся Церковь, с помощью Божией, может взяться за сильно запущенную социальную проблему комплексно и капитально. Только люди, служащие Богу, не утратили сострадательности и любви к ближним. И только они способны на самопожертвование и разделение с нуждающимися одежд и хлебов, следуя словам Спасителя: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф.5, 42), «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7, 12). Ибо движимы стремлением спастись для Жизни Вечной с Господом нашим Иисусом Христом: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословленные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал, и напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и пришли ко Мне». Дело за малым – надо самоорганизоваться и создавать православные по духу и содержанию структуры, используя имеющиеся примеры, накопленный по стране опыт, современные возможности и законодательство. И день за днем, год за годом привлекать в эти структуры всех желающих и нуждающихся, нашу молодежь, которая находится в тяжелых условиях, мешающих правильному началу самостоятельной жизни и сохранению их духовного и физического здоровья. В православных коллективах, на православных предприятиях молодым легче будет выжить в непростое время, создать семьи и нарожать детей, обеспечить достаток, получить жилье, сделать карьер, добиться успехов в жизни. Потому что будут перед ними живые примеры, будет у них крепкая вера и Божия помощь… Помолимся, братья и сестры:
МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОМУ ИОСИФУ ВОЛОЦКОМУ
О великий наставниче, ревнителю и учителю православныя веры, святе премудре Иосифе! Приими моление нас, грешных, тебе приносимое, и теплым предстательством умоли в Троице славимаго Бога, да ниспослет богатыя Своя милости нам, грешным, да утвердит во Святой Своей Православней Церкви правую веру и благочестие: пастырем ея да подаст святую ревность о спасении словеснаго стада, яко да верующих соблюдут, неверующих же и отпадших от истинныя веры вразумят и обратят. Нам же всем испроси вся благопотребная во временнем сем житии и полезная к вечному спасению нашему. Помяни стадо твое, еже собрал еси, не забуди посещати чад твоих и, яко чадолюбивый отец, не презри, ниже отрини моления наша, но воздежи руце твои молитвеннеи ко Господу Богу, да отложит праведный гнев Свой, движимый на ны, и избавит нас от враг видимых и невидимых, от глада, потопа, меча, смертоносныя язвы, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Ей, премилосердый заступниче наш, преславный чудотворче, всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженная селения райская, идеже непрестанно славословится всепетое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Источники информации:
1. Протоиерей Александр Шаргунов. Судьба мира без Православной Монархии. http://lawyer-russia.mirtesen.ru/blog/43524754222/MIR-BEZ-PRAVOSLAVNOY-MONARHII?page=1 2. Владимир Горячев. Политическое и правовое учение преподобного отца Иосифа Волоцкого http://www.fondiv.ru/articles/3/345/ 3. Федеральный закон России от 30 ноября 2010 года «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». http://www.patriarchia.ru/db/text/1333877.html 4. Перевезенцев С. В. Преподобный Иосиф Волоцкий. http://www.portal-slovo.ru/history/35563.php 5. Монастырский устав // Послания преподобного Иосифа Волоцкого. М.–Л., 1959, с. 307–308. http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=0&id=4356&tm=5 6. Хрущов И.П. Исследование сочинений Иосифа Санина, преподобного игумена Волоцкого, с. 53. 7. 2-е послание князю Юрию Ивановичу // Послания Иосифа Волоцкого. М.–Л., 1959. с. 235–236. 8. Хрущов И.П. Указ. Сочинение, с. 54, 96–97. 9. Так сколько же в России православных? Священнослужители прокомментировали данные «Левада-Центра». http://ruskline.ru/news_rl/2011/10/03/tak_skolko_zhe_v_rossii_pravoslavnyh/ 10. Труд и его плоды. Основы социальной концепции РПЦ. http://blagievesti.narod.ru/H06-K.HTM 11. Этический кодекс православного предпринимателя, под ред. С. А. Шарапова, б-ка «Халкидон». http://halkidon2006.orthodoxy.ru/do1/Eticeskij_kodeks_pravoslavnogo_predprinimatelja.htm 12. Все сообщество. Всеправославная социальная сеть. http://ekklezia.ru/vsyo-soobschestvo.html 13. Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого в книге «История политических и правовых учений. http://www.bibliotekar.ru/istoria-politicheskih-i-pravovyh-ucheniy-1/41.htm 14. ЦРУ изготовило очередную «информационную бомбу». http://rusk.ru/newsdata.php?idar=50781 15. Приоритетные Национальные Проекты. http://blagievesti.ucoz.ru/index/proekty_kremlja/0-19
ВЛАДИМИР ВОРОБЬЕВ, ТАГАНРОГ, 25. 09. 2011. file not found: Прп. Иосиф.jpg |