Беседы о Православии
Архив форума |
|
Находясь в общежитии, внимай себе, и отнюдь не старайся в чем-нибудь показываться праведнее других братий. Иначе ты сделаешь два зла: братию уязвишь своею ложною и притворною ревностию, и себе дашь повод к высокоумию.
Иоанн Лествичник, преп. |
- 23:19 03.04.2005 Иконы Спаса (Епиходов)
- 17:03 05.04.2005 Re: Иконы Спаса (Анахоретъ)
- 18:28 06.04.2005 Благодарю (+) (Епиходов)
- 18:45 06.04.2005 Re: Благодарю (+) (Александр Павлов)
- 22:22 06.04.2005 Re: Благодарю (+) (Виктор П.)
- 14:03 07.04.2005 Не "навредить" (Епиходов)
- 16:15 07.04.2005 Re: Не "навредить" (Виктор П.)
- 18:21 07.04.2005 Re: Не "навредить" (Александр Павлов)
- 19:53 07.04.2005 Re: Не "навредить" (Виктор П.)
- 09:36 08.04.2005 "Промыслительно" (Епиходов)
- 09:56 08.04.2005 Re: Не "навредить" (Епиходов)
- 13:00 08.04.2005 Re: Не "навредить" (Виктор П.)
- 16:43 07.04.2005 Re: Благодарю (+) (Elena_D.)
- 20:52 09.04.2005 "Труждающиеся и обремененные, Я упокою вас". (Valerius)
- 15:33 11.04.2005 Тяжесть закона и тяжесть Креста (Александр Павлов)
- 20:59 11.04.2005 Единственное ли толкование? (Епиходов)
- 06:41 13.04.2005 Re: Единственное ли толкование? (Valerius)
Иконы Спаса
Епиходов - 23:19 03.04.2005
Скажите, есть ли какой-то особый смысл в том, какое место Писания видно в раскрытом Евангелии, которое Спас на иконах держит в левой руке? Может быть, в зависимости от этого меняется предназначение иконы? Праздничная, или для времени поста или для каких-то иных случаев - как-то это связано с цитируемым текстом?
А-р
Re: Иконы Спаса
Анахоретъ - 17:03 05.04.2005
Евангелие может быть и закрытым: принципиального значения это не имеет. Правда, при наличии ок. трех десятков канонических текстовых отрывков не все они подходят к разным иконографическим типам, т.е. не абсолютно взаимозаменяемы. Например, на иконе "Спас Смоленский" обычно пишут только либо "Приидите ко мне вси труждающиися...", либо "Егда стоите молящеся...", что оправдано самой иконографией образа, и т.д.
Еще существует мнение, что в разные исторические эпохи изографами отдавалось предпочтение разным евангельским текстам (например, в ХХ-м в. сплошь и рядом - "Заповедь новую даю вам да любите друг друга", и практически не встречается "Никтоже взыде на небо, токмо сшедый..." или "Царство мое несть от мира сего").
Благодарю (+)
Епиходов - 18:28 06.04.2005
Я считал, что есть "праздничные" и "постные" иконы. У меня Спас на иконе держит книгу открытую в месте : "Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные и упокою вас". На фоне моей некоторой неудачливости мне начинает казаться, что получая икону (её мне подарила мать), мы получаем и ... ну что ли судьбу, "крест".
Моя икона выглядит очень суровой и как бы ничего радостного в этой жизни не обещающей.
Спасибо ещё раз, с праздником!
А-р
Re: Благодарю (+)
Александр Павлов - 18:45 06.04.2005
Епиходов, Вы писали:
>мы получаем и ... ну что ли судьбу, "крест".
Если долго смотреть в кривое зеркало, то невольно исказится в скотской гримасе свое лицо.
Любые мирские зеркала - кривы.
Икона подобна зеркалу не от мира сего.
Мы смотрим в него и видим Образ.
Мы вольны попытаться уподобить свой образ Образу Его.
Не хочу ересей.
Простите, Православные.
Re: Благодарю (+)
Виктор П. - 22:22 06.04.2005
> На фоне моей некоторой неудачливости мне начинает казаться, что получая икону (её мне подарила мать), мы получаем и ... ну что ли судьбу, "крест".
>
Ну, это уже православный оккультизм какой-то .
Икона - не амулет и не африканский тотем, и уж точно "навредить" Вам не может.
Да и внешний вид иконы никак не связан с судьбой человека - эдак мы договоримся до того, что все, у кого дома икона "Семистрельная", любят ездить на сафари с копьями .
> Моя икона выглядит очень суровой и как бы ничего радостного в этой жизни не обещающей.
>
Да ладно Вам, это не иначе великопостные искушения .
Икона ведь - это Образ, а не портрет.
И молитва наша направлена не к "портрету", а к Первоисточнику.
И те или иные события происходят с нами не по воле иконы, но по воле самого Господа, Который один и един для всех, вне зависимости от таланта иконописца.
Все образуется.
Где-то вычитал историю - кто-то в Интернете рассказывал о своей бабушке, которая постоянно сама сочиняла и рассказывала сказки, и сюжеты там были такие:
"Катится бочка с золотом по дороге, катится она мимо дома бедняка, и прямо к дому богача. Ангел спрашивает у бочки - "Почему ты не остановилась у бедняка, зачем покатилась к богачу?", а бочка и отвечает: "У бедняка еще рай не выстрадан, а у богача ад не выкуплен"...
Бог в помощь!
С Праздником Благовещения!
Не "навредить"
Епиходов - 14:03 07.04.2005
Виктор П., Вы писали:
> > На фоне моей некоторой неудачливости мне начинает казаться, что получая икону (её мне подарила мать), мы получаем и ... ну что ли судьбу, "крест".
> >
>
>
> Ну, это уже православный оккультизм какой-то .
> Икона - не амулет и не африканский тотем, и уж точно "навредить" Вам не может.
Речь не о "навредить". Кто-то ведь наверняка скажет : не везет, на ровном месте всё поскальзывается ? И прекрасно, гордыни меньше, очень душеполезно. А я с этим не соглашусь.
> Да и внешний вид иконы никак не связан с судьбой человека - эдак мы договоримся до того, что все, у кого дома икона "Семистрельная", любят ездить на сафари с копьями .
>
Я не понял шутки. Поясню : я не считаю, что выбирая икону мы выбираем какие-то детали своей жизни, направление нашего развития. Но может быть тяжесть груза?...
>
> > Моя икона выглядит очень суровой и как бы ничего радостного в этой жизни не обещающей.
> >
>
>
> Да ладно Вам, это не иначе великопостные искушения .
> Икона ведь - это Образ, а не портрет.
> И молитва наша направлена не к "портрету", а к Первоисточнику.
> И те или иные события происходят с нами не по воле иконы, но по воле самого Господа, Который один и един для всех, вне зависимости от таланта иконописца.
Это понятно, что - по воле Господа. Но как она возникает - эта Воля - мы же не знаем...
> Где-то вычитал историю - кто-то в Интернете рассказывал о своей бабушке, которая постоянно сама сочиняла и рассказывала сказки, и сюжеты там были такие:
> "Катится бочка с золотом по дороге, катится она мимо дома бедняка, и прямо к дому богача. Ангел спрашивает у бочки - "Почему ты не остановилась у бедняка, зачем покатилась к богачу?", а бочка и отвечает: "У бедняка еще рай не выстрадан, а у богача ад не выкуплен"...
Кошмар! Или там было пояснение, что богач немедленно все бочки откатывал в храм Божий??
А-р
Re: Не "навредить"
Виктор П. - 16:15 07.04.2005
>
> Речь не о "навредить". Кто-то ведь наверняка скажет : не везет, на ровном месте всё поскальзывается ? И прекрасно, гордыни меньше, очень душеполезно. А я с этим не соглашусь.
>
>
Дык, а что делать-то? Менять иконы в квартире? Вы думаете, это будет православный подход?
> > Да и внешний вид иконы никак не связан с судьбой человека - эдак мы договоримся до того, что все, у кого дома икона "Семистрельная", любят ездить на сафари с копьями .
> >
>
> Я не понял шутки. Поясню : я не считаю, что выбирая икону мы выбираем какие-то детали своей жизни, направление нашего развития. Но может быть тяжесть груза?...
>
Не знаю, я так не думаю. Понимаете, ну не может наличие той или иной православной иконы в квартире хоть как-то определять судьбу человека. Ну не может этого быть просто по определению!
Иначе нам придется скатиться до уровня оккультизма, навешивать на себя амулеты и обереги, вешать на стены всякие "штучки от сглаза" и т.д.
Это важный мировоззренческий момент, тут надо определиться - либо мы веруем в Господа, и тогда любая освященная икона для нас - хороша, либо мы рассматриваем иконы с совершенно нехристианских позиций - всего лишь как "энергетически сильный амулет", висящий в углу.
>
> Это понятно, что - по воле Господа. Но как она возникает - эта Воля - мы же не знаем...
>
И не надо нам этого знать. Вон Адам с Евой захотели узнать "как" - и ничего хорошего из этого не вышло.
Я Вас понимаю - Вы хотите изменить жизнь к лучшему, и в этом желании нет ничего предосудительного. Но вопрос в том, каким образом Вы собираетесь добиться этих изменений.
Путь 1 - оккультный (тупиковый - см. выше).
Путь 2 - христианский. Тут самое сложное - увидеть пользу для нас от любых неприятностей. Осознать, что эти неприятности будут случаться с нами до тех пор, пока мы не научимся извлекать душеполезные уроки из любых событий.
И как только мы искренне скажем "Слава Богу" после очередной неприятности, так сразу получим шанс на положительные изменения.
Простите, что я как бы "учительствую", это случайно так получается , я и сам далек от реального благочестия, но и согласиться с Вашими "подозрениями" по отношению к иконе не могу.
Простите.
Бог в помощь!
Re: Не "навредить"
Александр Павлов - 18:21 07.04.2005
Виктор!
Вряд ли человек говорит об оккультном отношении.
Не похож он на "бурханьщика"
одно словечко может раставить все по местам.
Икона человеку достается промыслительно
Всегда.
Нам нужно только понять и исполнить Промысел.
Re: Не "навредить"
Виктор П. - 19:53 07.04.2005
Александр Павлов, Вы писали:
> Виктор!
> Вряд ли человек говорит об оккультном отношении.
> Не похож он на "бурханьщика"
>
Да я вовсе так и не думаю, это я так, на всякий случай
> одно словечко может раставить все по местам.
>
> Икона человеку достается промыслительно
> Всегда.
> Нам нужно только понять и исполнить Промысел.
Согласен, спасибо за ценное дополнение - очень емко и кратко.
Я, собственно, это и пытался сказать, но более многословно
Спасибо, Александр!
"Промыслительно"
Епиходов - 09:36 08.04.2005
Я собственно речь завел с одной целью - узнать : почему бы не иметь две иконы Спаса : одну - для Великого поста (та, что у меня сейчас), другую - небольшую, праздничную, в золотистом окладе - для прочего времени?
Оно конечно всё нам достается и отнимается промыслительно, но это не значит, что наши личные решения и представления ничего не значат.
С уважением
А-р
Re: Не "навредить"
Епиходов - 09:56 08.04.2005
Виктор П., Вы писали:
>
> Дык, а что делать-то? Менять иконы в квартире? Вы думаете, это будет православный подход?
А молитвы как - положено читать всегда одни и те же, не зависимо от того, что с тобой происходит? Они ведь разными бывают, в зависимости обстоятельств.
>
> Не знаю, я так не думаю. Понимаете, ну не может наличие той или иной православной иконы в квартире хоть как-то определять судьбу человека. Ну не может этого быть просто по определению!
Я понял, Виктор. У меня - одни ощущения, у Вас - другие.
> Это важный мировоззренческий момент, тут надо определиться - либо мы веруем в Господа, и тогда любая освященная икона для нас - хороша, либо мы рассматриваем иконы с совершенно нехристианских позиций - всего лишь как "энергетически сильный амулет", висящий в углу.
Я и не говорю, что моя икона - плоха. Но пост- особое время. Не знаю, как у кого, но на меня особенно сыплются всевозможные неудачи, проваливаются усилия, возникают угрозы и заботы. Не хотелось бы всю жизнь делать постом без перерыва.
>
> Путь 2 - христианский. Тут самое сложное - увидеть пользу для нас от любых неприятностей. Осознать, что эти неприятности будут случаться с нами до тех пор, пока мы не научимся извлекать душеполезные уроки из любых событий.
Мудро, я и сам любил говорить подобное. Но если честно, не в любых неприятностях и катаклизмах я пока улавливаю позитивный Высший смысл. Чисто практическим взглядом - чтобы от них укреплялась вера или иное что-то хорошее лучшало. Ну не улавливаю !
> И как только мы искренне скажем "Слава Богу" после очередной неприятности, так сразу получим шанс на положительные изменения.
Пробовал. Но как-то всё больше шансы...
Z
Re: Не "навредить"
Виктор П. - 13:00 08.04.2005
>
> А молитвы как - положено читать всегда одни и те же, не зависимо от того, что с тобой происходит? Они ведь разными бывают, в зависимости обстоятельств.
>
Ну так что ж теперь - на каждую молитву иметь отдельную икону?
>
> Я и не говорю, что моя икона - плоха. Но пост- особое время. Не знаю, как у кого, но на меня особенно сыплются всевозможные неудачи, проваливаются усилия, возникают угрозы и заботы. Не хотелось бы всю жизнь делать постом без перерыва.
>
И Вы думаете, дело в иконе?
> Мудро, я и сам любил говорить подобное. Но если честно, не в любых неприятностях и катаклизмах я пока улавливаю позитивный Высший смысл. Чисто практическим взглядом - чтобы от них укреплялась вера или иное что-то хорошее лучшало. Ну не улавливаю !
>
Простите, я вовсе не пытался Вас "поучать", и все слова, которые я писал, относятся ко мне самому в еще большей мере.
И я тоже далеко не всегда могу встретить с душевным спокойствием и благодарностью неприятности, которые мне даются.
Но тут вопрос не в том, что мы с Вами уже умеем, а в том, куда мы движемся - стараемся ли мы видеть Промысел, или ругаемся на жизнь, даже не пытаясь смиряться.
Еще раз - я это не Вам говорю, и не в укор, а скорее себе, ибо имею те же проблемы.
> > И как только мы искренне скажем "Слава Богу" после очередной неприятности, так сразу получим шанс на положительные изменения.
>
> Пробовал. Но как-то всё больше шансы...
>
Ну так нам всю жизнь придется "пробовать" - для того и живем. Это на лыжах можно покататься, и бросить, если не получается.
А тут уж надо пытаться снова и снова, и так до конца, и никто не гарантирует результат .
Ничего, все образуется.
Пост для того и пост, чтоб трудиться душою. А для такой работы неприятности - самое оно. .
Думаете, у Вас одного всякое нехорошее происходит? Да у всех вокруг такое.
С Божией помощью - пересилим.
Удачи!
Re: Благодарю (+)
Elena_D. - 16:43 07.04.2005
Виктор П., Вы писали:
> Да и внешний вид иконы никак не связан с судьбой человека - эдак мы договоримся до того, что все, у кого дома икона "Семистрельная", любят ездить на сафари с копьями .
> > Моя икона выглядит очень суровой и как бы ничего радостного в этой жизни не обещающей.
> >
ИМХО, тут связь есть, но, пожалуй, обратная той, о которой говорил Епиходов. Неоднократно замечала, что разные люди одну и ту же икону видят по-разному; один, например, говорит "Ах, как тут Богоматерь улыбается" и тут же другой "Ой, какая она здесь суровая". Так что, думаю, и от устроения смотрящего зависит...
С праздником Благовещения всех!!!
"Труждающиеся и обремененные, Я упокою вас".
Valerius - 20:52 09.04.2005
Епиходов, Вы писали:
> Я считал, что есть "праздничные" и "постные" иконы. У меня Спас на иконе держит книгу открытую в месте : "Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные и упокою вас". На фоне моей некоторой неудачливости мне начинает казаться, что получая икону (её мне подарила мать), мы получаем и ... ну что ли судьбу, "крест".
>
> Моя икона выглядит очень суровой и как бы ничего радостного в этой жизни не обещающей.
Это всего лишь недоразумение.
Во времена земной жизни Иисуса "труждающимися и обремененными" называли вовсе не измученных и битых жизнью людей, как сейчас, а совсем наоборот, вполне "продвинутых" и
уважаемых. Человек "трудился" над исполнением заповедей Божиих, содержащихся в Моисеевом Законе, которым он был "обременен".
Хорошо известно, что фарисеи даже ходили сутулясь, чтобы показать, что они "обремененные" и таскают на себе всю тяжесть святых божественных предписаний.
За это Бог их "упокоивал", как надеялись. В отличие от дня сегодняшнего, когда фраза Иисуса "Я упокою вас" воспринимается как "Я пожалею вас", в те времена она означала совершенно иное, а именно "Я дам вам Небесное Царство - Покой". В еврейском языке слова "Покой", "Суббота", "Шалом", "Мир" - все это заменители выражения "Царство Бога" или "Царство Небесное".
В том-то и состоит исторический курьез, что мы, христиане, ошибочно воспринимаем фразу Иисуса "Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные и Я упокою вас" - как утешение в печалях, а вот древние евреи, по-видимому, понимали ее совершенно правильно, что Иисус ставит Себя вместо Торы, на место Бога. Одного этого было вполне достаточно, чтобы на основании того же Моисеева Закона забить Иисуса камнями.
Тяжесть закона и тяжесть Креста
Александр Павлов - 15:33 11.04.2005
Valerius, Вы писали:
> Это всего лишь недоразумение.
Valerius! Рад, что ты заглянул сюда.
Спаси тебя Господь.
Почти каждое твое сообщение добаляет понимания, "объемности" знания.
Понятно, что приведенное тобой толкование - диахроническое по сути своей - верное, но не исключающее "привычного"
Насколько я понимаю, переосмысление Ветхозаветной символики - происходит именно так.
Крест каждого тяжел. Но эта тяжесть - во благо
Единственное ли толкование?
Епиходов - 20:59 11.04.2005
Спасибо, Валерий. Но вообще-то и сейчас священники часто говорят о том, как надо "потрудиться" в пост. Одно толкование другого не исключает.
В любом случае, это место можно понимать "либо-либо". Или : "упокою" в смысле "дарую вечный покой" - это как бы без обещания чего-то в этой жизни, кроме трудов и бремени. Или : "я успокою вас" - это уже как-то обнадеживает в смысле достижения спокойствия души ещё в этой жизни?
Z
Re: Единственное ли толкование?
Valerius - 06:41 13.04.2005
Епиходов, Вы писали:
> Но вообще-то и сейчас священники часто говорят о том, как надо "потрудиться" в пост. Одно толкование другого не исключает.
>
> В любом случае, это место можно понимать "либо-либо". Или : "упокою" в смысле "дарую вечный покой" - это как бы без обещания чего-то в этой жизни, кроме трудов и бремени. Или : "я успокою вас" - это уже как-то обнадеживает в смысле достижения спокойствия души ещё в этой жизни?
>
> Z
Да тут, понимашь, проблема-то принципиально христианская. Дело в том, что наша божественная жизнь в Божием Царстве начинается уже сейчас, буквально в нашей повседневности. То, с чем мы втсречаемся в Церкви, - это и есть Небесное Царство (следует отбросить, конечно же , человеческие немощи) другого Царства уже не будет. Разумеется, ничто божественное не может пригодится, скажем, в устройстве нашего повседневного быта, - скорее повредит. А вот если мы душу положим за врагов своих (а не только за друзей), то мы, понятное дело, будем выглядеть дураками в общественном мнении, но праведниками в очах Божиих. То есть, отсутствие выгоды и благополучия в обыденной жизни (если это сознательно избрано ради Бога и ради смерти в Иисусе Христе), есть показатель нашей принадлежности к Царствию не от мира сего.
"Успех", конечно же, нормальному христианину в обыденной жизни "гарантирован", вот только "успех" этот, показатель его вхождения в Божественное жилище, обязательно связан со страданием и смертью сейчас, в сегодняшней жизнью.