Беседы о Православии
Архив форума
Один премудрый старец духовно увещевал гордящегося брата: но сей, ослепленный, сказал ему: "прости меня, отче, я не горд". Мудрый же старец возразил: "чем же ты, сын мой, яснее можешь доказать, что ты горд, как не тем, что говоришь: я не горд".
Иоанн Лествичник, преп.

 Иисус Христос
Александр Иванов - 22:40 09.06.2005
Дорогие отцы, братья и сестры!

Я прошу помощи. У нас в "Древе" есть статья "Иисус Христос", увы, почти пустая :(. Страшновато браться за эту тему, с одной стороны боишься в схоластику удариться, с другой - ересь сморозить. Не призываю богословствовать, давайте всем миром посмотрим, какие есть варианты по структуре и наполнению этой статьи. Может быть уже есть удачные примеры в Интернете? Может быть у кого-то есть интересный печатный материал? Можно кидать наброски и ссылки прямо сюда, здесь и обсудим. Хочется, чтобы статья была не сухая, живым языком написана, но чтобы и профанации и примитивизма избежать...

Адрес статьи: http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=28

  Здравствуйте
Youriy - 04:45 10.06.2005
Вот, законспектировал кое-что из аудио записи ,лекции по основному Богословию професора А.И.Осипова.
подумал может что и выбирете для вашей статьи.



Иисус Христос есть Боговоплощение свершившееся по любви к роду человеческому.
Со слов святых старцев Христос Бог слова воспринял поврежденную человеческую природу, они в частности исходили из слов апостола Павла которые он произнес в послании к Коринфянам (Ибо не знавшего греха Он сделал за нас грехом).
Суждение Афанасия великого ученика Антония великого писал (какой долженствовал быть конец тела после вшествия в него слова, не могло оно не умереть как смертное и за всех приносимое на смерть на что и уготовил его Спаситель по сему то хотя умерло тело как смертное однако же ожило по причине сущей в нем жизни )
Смысл жертвы Христовой
Христос Бог слова, воспринял поврежденную человеческую природу, чтоб исцелить ее, и через это исцеление человек мог бы войти в полное единение с Богом т.е. в то единение к которому человек и призван от начала своего творения что и есть суть спасение.

Жертва Христова есть спасение.
Афанасий великий пишет (Покаяние не выводит из естественного состояния а прекращает только грехи ) т.е человек может меняться только нравственно и достигать святости сохраняя поврежденную природу способной в любой момент поставить ножку человеку, по этому, требовалось не очищение греха поскольку оно имело место до пришествия, жертва Христа была не на это нацелена а на то из чего проистекают все наши грехи т.е. на исцеление самой природы человеческой.
Он есть жертва и архиерей и Бог, как и по сей день священники произносят на литургии ( Ты еси приносяй и приносимый).
Семен новый богослов говорил (Христос принес себя плотью в жертву Божеству Отца и Самого Сына и Духа святого )
Григорий богослов говорил (Жертва была принесена не лукавому ибо как это было бы оскорбительно не Отцу у которого мы небыли в плену и который любит нас не меньше чем и Сын а человеку нужно было осветиться человечеством Бога )
Максим исповедник говорит (Он, Бог Христос преподнося как благий все достигнутое Им , тем ради кого Он стал человеком ) т.е. жертва совершена во имя любви Богом человека.
Если спросить кому была принесена эта жертва, мы отвечаем это жертва любви.

Относительно самой жертвы Христа Спасителя .
Апостол Павел для более глубокого понимания жертвы употребляет такие термины как (искупление и спасение оправдание, избавление, усыновление, освещение, примирение, освобождение, ).
Послание к Евреям (Ибо надлежало что бы Тот для которого все и от Которого все ,приводящего многих сынов в славу Вождя спасения их , совершил (teliose греч.)через страдания ) (2 гл. 10 стих) это является ключевым определением жертвы.
Говоря совершил – совершившись , апостол прямо утверждает , во первых, что страдания совершили Христа человека т.е. довели до совершенства сделали совершенным и этим он сделал совершенной т.е. восстановил воспринятую им человеческую природу .
В этом и есть центральный догматический смысл жертвы христовой
По этому апостол говорит , (един хадатый Богу и человеков человек Христос Иисус только Он единственный кто мог это сделать ) и таким образом произошло полноценное единение человечности с Божеством которое может сделать способным каждого человека к вечному единению с Богом .

Мысль Григория Богослова (Главное одно, мое совершение, воссоздание и возвращение к первому Адаму)

Григорий Палама (Но естество которое от нас, ради нас прияв Он новосоделал, соединившись с Ним по эпостасии Он сам совершил ) .

Ириней Лионский (И человека восстановляя в Себе Самом , Слово стало человеком ).

Афанасий Великий (Поскольку естество человеческое претерпев изменения оставило правду и возлюбило беззакония , Единородный сделался человеком чтобы в себе самом исправив сие , внушить естеству человеческому любить правду и ненавидеть беззаконие )

Кирилл Александрийский (А кроме того, благополезно возбуждались во Христе человеческие состояния, чтобы побежденную силою слова, прекращались с преобразованием природы в первом Христе в некое лучшее состояние, таким именно образом а не иначе образ исцеления мог перейти и на нас ибо во Христе как начатке природа человека возводилась в обновление жизни в Нем и сверх природные приобрели мы почему и вторым Адамом назван в Божественных писаниях ).

Иоанн Дамаскин (Он, потому что уделил нам лучшее и мы не сохранили , принимает худшее разумея наше естество для того, чтобы через Себя и в Себе восстановить бывшее по образу и по подобию )

Максим Исповедник (Чтобы совершенно истощив в себе пагубный яд их злобы как то истощает огонь, полностью уничтожить его в естестве человеческом и совлечь с Себя во время крестной смерти начала и власти ( т.е. духов злобы) ).

 Спасибо
Александр Иванов - 08:13 10.06.2005
Спасибо, уже кое что. Только святоотеческие цитаты надо будет выверить и найти для каждой ссылку на ее источник.

 Re: Здравствуйте
Youriy - 11:48 10.06.2005
Извените меня пожалуйста , я не дал саму ссылку на источник .
Исправляюсь , на этой ссылке найдете ниже в столбце под названием (Лекции по основному богословию) 12-я лекция (Суть жертвы Христовой ) . я от туда выписал только православное понимание этого вопроса, и святоотеческие цитаты тоже от сюда ,
( http://www.radonezh.ru/audioarhiv01/osipov/ )

 Re: Здравствуйте
Александр Иванов - 11:59 10.06.2005
У меня есть аудио-лекции Алексея Ильича. Кстати, сам он не разрешает, насколько я знаю, публиковать расшифрованные записи лекций. И это вполне понятно, на бумаге теряется интонация и запечатлеваются неудачные обороты речи.

 Я не знал
Youriy - 12:05 10.06.2005


 Может эта информация поможет
Youriy - 23:37 11.06.2005


http://www.krotov.info/libr_min/a/alfeev1/3_12.html

 Re: Спасибо
Александр Павлов - 14:02 10.06.2005
Андрею cпасибо
http://www.livejournal.com/users/ahl/248705.html?thread=1222785#t1223041

 Re: Иисус Христос
Наталья Бубнова - 09:42 10.06.2005
Вот здесь очень большая подборка: http://serafimov.narod.ru/temmat/temmat.html
(см. Христос)

 Re: Иисус Христос
Владимир Ковальджи - 10:50 10.06.2005
Вот некоторые ключевые фрагменты из нижеуказанного источника. Привожу здесь, а не сразу на Древе, потому что надо их еще компилировать дополнять и редактивовать...

************************************************************
Источник:
Библейская Энциклопедия.
Труд и издание архимандрита Никифора, Москва, 1891

Христос (греч.) или Мессия (евр.) - "Помазанник".

Название помазанника произошло от помазания свящ. миром. Помазанниками издревле называли царей, первосвященников и пророков. Иисус Сын Божий называется Помазанником, потому что Ему в высочайшей степени принадлежит ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя. Сам Господь Иисус Христос так говорит о Своем духовном помазании: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем... (Ис 41:1).

Имя Иисус происходит от еврейского слова: спасать или посланного спасти (Мф 5:21, Лк 2:21). Имя Иисус имело то же значение, как и предыдущее, и это имя встречалось очень часто у евреев (см. Иисус). Оно служило человеческим именем Господа. Когда первые человеки исповедали пред Богом грех свой, то Бог по милосердию Своему дал им надежду спасения.

Господь Иисус Христос пришел в мир, чтобы принести Себя в жертву за грехи рода человеческого. Повествование о непрерывных, спасительных действиях Божьего Промысла в судьбах Церкви Христовой, от самого начала и даже доселе, самым убедительным образом доказывает всю безмерную великость жертвы Господа, Его ходатайства между Богом и человеками, и что Он есть конец закона праведности для всякого верующего. В высшей степени ясное и полное наставление относительно сего преподано нам возлюбленным Сыном Божиим, сущим в недре Отчем. Он есть путь, истина и жизнь, и никто не приходит к Отцу, как только чрез Него (Ин 14:6).

Он принес Себя в жертву, в полное умилостивление за грехи наши, удовлетворив тем непреложному правосудию Божию. Как великий Первосвященник и Ходатай за род человеческий (Рим 8:34, Евр 4:14), вошедший со Своею кровью в Святая святых (Евр 9:12). Он стал вечным искуплением за всех нас. В Нем мы имеем искупление кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его (Еф 1:7). Он искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (Гал 3:13). Он, подобно всем нам, воспринял плоть и кровь, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, т.е. диавола, и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству (Евр 2:14-15). Чрез благовестие Его явились в мир жизнь и нетление (2Тим 1:10). Он сказал о Себе: Я живу, и вы будете жить (Ин 14:19).

Будучи истинным Богом, Господь наш Иисус Христос есть истинный человек. В Символе веры говорится, что Он "нас ради человеков и нашего ради спасения сошел с небес и воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился." Под словом воплощения в Символе веры разумеется то, что Сын Божий принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не преставая быть Богом. Это слово заимствовано из слов Евангелиста Иоанна: Слово стало плотью (Ин 1:14). В Символе веры прибавлено еще, что Он вочеловечился, для того чтобы кто не подумал, что Сын Божий принял одну плоть или тело, но чтобы признавали в Нем совершенного человека, состоящего из тела и души. Апостол Павел пишет о сем так: "Один посредник между Богом и людьми, человек Христос Иисус" (1Тим 2:5). Таким образом в Иисусе Христе находятся нераздельно и неслиянно два естества, Божеское и человеческое, и, по сим естествам, две воли. Впрочем, несмотря на сие, в Нем одно Лице, Бог и человек вместе, одним словом: Богочеловек.

ИИСУС (Греческая форма Евр слова Иешуа, сокращенного из Иегошуа, и значит помощь Иеговы, или Спаситель) - означенное имя не редко встречается между Евреями и усвояется в Свящ. Писании разным лицам, но первее всего Господу Иисусу Христу, совершителю нашего спасения. Означенное имя было назначено Богомладенцу-Господу по указанию Божию во сне Иосифу, через ангела Гавриила. "Родит же сына и наречешь Ему имя: Иисус, возвестил ангел Иосифу и Пр. Деве Марии, ибо Он спасет людей своих от грехов их" (Мф 1:21). см. Христос.

 Этого я и боялся
Александр Иванов - 11:04 10.06.2005
"Он принес Себя в жертву, в полное умилостивление за грехи наши, удовлетворив тем непреложному правосудию Божию"

Ох... Если не ошибаюсь, свт. Григорий Богослов очень жестко отозвался о подобных формулировках...

"Юридическую теорию", конечно, придется отразить, слишком глубоко она врослась в наше догматическое богословие, увы. Но не хотелось бы базироваться на ней. Архим. Никифор был первым, куда я заглянул. И очень был разочарован. :(

 Цитата свт. Григория Богослова
Александр Иванов - 11:10 10.06.2005
Вот упомянутая цитата свт. Григория Богослова:

"Ибо для кого и ради кого пролита кровь, (излиянная) за нас - великая и преславная кровь Бога, Архиерея и Жертвы? Мы были подчинены лукавому, проданные (в рабство) греху и в обмен на зло получившие наслаждение. Если же выкуп бывает не кому-либо другому, кроме держащего (нас в своей власти), то спрашиваю: кому и по какой причине принесен этот выкуп? Если лукавому, то - долой оскробление! Не только от Бога, но и самого Бога получает разбойник в качестве выкупа, и столь безмерную плату берет за свою тиранию, что за такую плату справедливо было пощадить нас. Если же Отцу, то, во-первых, как? Ведь не у Него были мы в плену! А во-вторых, по какой причине кровь Единородного будет приятна Отцу, Который даже Исаака не принял, приносимого его отцом, но заменил жертвоприношение, дав овна вместо разумной жертвы?"

Сл.45,22; PG 36,653 = 1.675-676

Источник: http://www.wco.ru/biblio/books/alfeev1/H50-T.htm

 Re: Этого я и боялся
Владимир Ковальджи - 12:36 10.06.2005
А отчего ж дальше не цитируете из того же источника?...

"Истинно то, что Он Сам Себя приносит Богу,
Чтобы Самому похитить нас у владевшего нами
И чтобы взамен падшего принят был Христос...
Так мыслим. Но уважаем и образы.12
Как мы видим, Григорий не отказывается от традиционной терминологии "выкупа", однако воспринимает ее лишь как "образ", помогающий лучше понять таинство спасительного подвига Богочеловека: Христос назван "избавлением" (apolytrōsis) как давший себя в "искупление" (lytron - выкуп) и в очистительную жертву за вселенную.13 Григорий также не отказывается говорить об Отце, Который принимает жертву: однако принимает не потому, чтобы имел нужду в такой жертве, а из снисхождения и ради того, чтобы человек освятился человеческой природой воплотившегося Бога.""

Далее - опять из свт. Григория:

"Очистив кровью Агнца всякую нечистоту,
Преграждавшую смертным путь от земли к небу."

Почему "преграждавшую"? По правосудию Божию.

Теперь цитата, которая Вам не понравилась:

"Он принес Себя в жертву, в полное умилостивление за грехи наши, удовлетворив тем непреложному правосудию Божию"

Здесь нет ни "дьяволу", ни даже "Отцу", а "правосудию Божию" (Своему же, сиречь) - что никак не противоречит рассмотренным в источнике взглядам свт. Григория Богослова, а уж тем более свт. Григория Нисского, Василия Великого и вообще богословию и богослужению церкви.
Неким (если уж сильно придираться) отголоском средневековой латинской теории здесь является только слово "умилостивление" - дык, его можно убрать. Больше ничего. Не вижу предмете огорчения...

 Re: Этого я и боялся
Александр Иванов - 13:19 10.06.2005
> А отчего ж дальше не цитируете из того же источника?...


Оттого, что не считаю, что дальнейший текст мне противоречит :)

> "Истинно то, что Он Сам Себя приносит Богу,

> Чтобы Самому похитить нас у владевшего нами

> И чтобы взамен падшего принят был Христос...

> Так мыслим. Но уважаем и образы.12

> Как мы видим, Григорий не отказывается от традиционной терминологии "выкупа", однако воспринимает ее лишь как "образ", помогающий лучше понять таинство спасительного подвига Богочеловека:


Именно. Юридизм можно найти и у ап. Павла, и у многих древних отцов, но он используется ими именно как образ, как педагогический прием. Католики же построили на этом образе _догматическое_ юридическое богословие, с известными вытекающими.

> Григорий также не отказывается говорить об Отце, Который принимает жертву: однако принимает не потому, чтобы имел нужду в такой жертве, а из снисхождения и ради того, чтобы человек освятился человеческой природой воплотившегося Бога.""


Вот тут как раз мы слышим православное понимание юридической образности: не "удовлетворение правосудию Божию", а "исцеление поврежденной природы". Чувствуете разницу?

> Далее - опять из свт. Григория:

>

> "Очистив кровью Агнца всякую нечистоту,

> Преграждавшую смертным путь от земли к небу."

>

> Почему "преграждавшую"? По правосудию Божию.


По причине повреждения природы падшего человека, т.е. той самой "нечистоты", о которой пишет святитель. Откудо повреждение? Божиим Промыслом, конечно. Но убирая это важное звено, получаем нелепую католическо-протестантскую, простите, карикатуру, в которой Бог не может простить человека без выкупа. См. ниже.

> Теперь цитата, которая Вам не понравилась:

>

> "Он принес Себя в жертву, в полное умилостивление за грехи наши, удовлетворив тем непреложному правосудию Божию"

>

> Здесь нет ни "дьяволу", ни даже "Отцу", а "правосудию Божию" (Своему же, сиречь) - что никак не противоречит рассмотренным в источнике взглядам свт. Григория Богослова, а уж тем более свт. Григория Нисского, Василия Великого и вообще богословию и богослужению церкви.


Противоречие есть, и оно в том, что Богу не требовалось никаких жертв, чтобы простить человека, ибо Он есть любовь и милосердие. Человек нуждался не в прощении, а в исцелении. Вот это и хочется раскрыть на основании богословия восточных отцов, упомянув отдельно, конечно, и юридическую образность с соответствующими оговорками.

А насчет богослужения... Есть мнение, что оно-то как раз и сохранило во многом неповрежденным древнее отеческое богословие. Так что слышать такие слова от Вас немного странно.

> Неким (если уж сильно придираться) отголоском средневековой латинской теории здесь является только слово "умилостивление" - дык, его можно убрать. Больше ничего. Не вижу предмете огорчения...


А мне кажется, сотериологическая часть статьи архим. Никифора, увы, вполне католического духа.

 Re: Этого я и боялся
Александр Павлов - 13:45 10.06.2005
Может, из Святитель Николай Сербский (Велимирович)
"Катехизис Восточной Православной Церкви" Святителя Николая Сербского взять?

Для чего Сын Божий сошел с небес, то есть из Своей вечной славы и блаженства сошел на этот свет страданий?
Он сошел ради людей и для их спасения.

По какой причине Он покинул небеса? Что его побудило к этому?
Его милосердие и безмерная любовь к людям.

Он пришел на землю ради всех людей?
Да, Он пришел предложить спасение всем людям земли. Однако спаслись только те, что уверовали в него и которые на Его любовь ответили своей любовью.

Что означают слова: воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы?
Воплотился означает, что Сын Божий принял на Себя плоть человеческую. Пресвятая Дева Мария зачала Его сверхъестественным путем, чудесным образом, когда сошел на Нее Дух Святый.

Как могло случиться, что Дева родила Сына, не зная мужа?
Всемогущему Богу все возможно. Своим могуществом сотворил Он в начале первых мужчину и женщину, Адама и Еву. Так и здесь, сила Вышняго осенила Ее, и Дева Мария зачала Иисуса Христа, совершенного Человека и совершенного Бога.

В чем Иисус Христос такой же, как и остальные люди?
Он имел тело и душу, как любой другой человек, но был безгрешен. Он был совершенным человеком, человеком без греха и порока.

Чем Иисус Христос отличается от всех других людей в истории земли?
В одной Его личности соединились два естества, Божеское и человеческое. Люди есть люди, а Он был Богочеловек.


Почему мы называем Иисуса Христа Спасителем?
Потому что Он сошел с небес, чтобы спасти людей от сатаны, греха и смерти, ибо сатана вызвал грех, а за грехом пришла смерть.

 Спасибо
Александр Иванов - 13:52 10.06.2005
Саш, спасибо. В чистом виде, правда, не подойдет по стилю, но, думаю, можно будет использовать фрагменты при компоновке статьи.


Архив форума