Беседы о Православии
Архив форума |
|
Кто засмотрится в сердце свое, тот забудет, что на земле находится грешник, кроме его одного... Нуждаясь сам в милости, он обильно изливает ее на ближних, имеет для них - одну милость.
Игнатий (Брянчанинов), свт. |
- 12:50 01.08.2005 Полупелагианство - ересь? (Александр Иванов)
- 15:49 01.08.2005 Re: Полупелагианство- звучит как-то... не очень (Александр Павлов)
- 20:53 01.08.2005 Вот римлянин, в котором льсти несть (Александр Иванов)
- 14:44 02.08.2005 Re: Вот римлянин, в котором льсти несть (Александр Павлов)
- 23:45 07.08.2005 Re: Полупелагианство - ересь? (Екатерина А.В.)
Полупелагианство - ересь?
Александр Иванов - 12:50 01.08.2005
Считается ли т.н. "полупелагианство" - ересью с православной точки зрения и в чем суть этого учения? В интернете довольно большой разброд мнений от полной православности полупелагианства (к чему тогда этот термин?) до подтверждения еретичности полупелагианства. Однако о сути этого учения нет почти ничего. Есть подозрение, что этим термином назывались разные понятия - еретическое компромиссное пелагианство (т.е. все-таки ересь) и православное учение в смысле "что не согласно с Августином, то близко к Пелагию" (т.е. термин скорее "обзывательный"). Так есть ли такая ересь "полупелагианство" и какова суть этой ереси?
Re: Полупелагианство- звучит как-то... не очень
Александр Павлов - 15:49 01.08.2005
Александр Иванов, Вы писали:
> Так есть ли такая ересь "полупелагианство" и какова суть этой ереси?
Гм. Первая же строка поиска Яндексом :
http://religion.irk.ru/chr/eres/ppelag.htm
Цитата
"Полупелагианцы утверждали, что для начала верования благодать не нужна".
Вот это как-то нехорошо звучит...
Хотя возможно, вопрос формулировки. ( и пересказа)
Еще цитата:
"Благодать сообщается человеку только в том случае, когда он прилагает максимальные усилия для того, чтобы стать достойным ее."
А вот с этим - трудно не согласится.
Если решения Собора Оронте в никто не отменял - то ересь ( материальная )
Александр, у меня до сих пор стойкое заблуждение.
Как только мощь и красоту Духа пытаются описать средставми философии - получается настоящий генератор ересей.
И пытаясь отбится от одной - легко впасть в другую.
Вот римлянин, в котором льсти несть
Александр Иванов - 20:53 01.08.2005
> > Так есть ли такая ересь "полупелагианство" и какова суть этой ереси?
> Гм. Первая же строка поиска Яндексом :
> http://religion.irk.ru/chr/eres/ppelag.htm
Ага, я был там, не впечатляет.
> Если решения Собора Оронте в никто не отменял - то ересь ( материальная )
Тут уже подсказали, вот каноны упомянутого собора http://pagez.ru/olb/023.php. Там нет прямого осуждения "полупелагианства", а есть утверждение смягченного учения Августина, некоторые спорные моменты которого были вовсе опущены.
> Александр, у меня до сих пор стойкое заблуждение.
> Как только мощь и красоту Духа пытаются описать средставми философии - получается настоящий генератор ересей.
Александр, ты выразил позицию Западной Церкви по поводу многочисленных византийских споров. Римляне зачастую просто не понимали природу этих споров и считали их просто "тараканами" в мозгах греков (большинство ересей формулировалось на Востоке). Но мы - Греко-Восточная Церковь, наследники Византии, и должны научиться разбираться в этоих вопросах, поскольку они, вопреки мнению римлян, имеют важное значение.
Re: Вот римлянин, в котором льсти несть
Александр Павлов - 14:44 02.08.2005
Александр Иванов, Вы писали:
> Тут уже подсказали, вот каноны упомянутого собора
А-а. я подозревал
1.Что какноны без меня отыщутся.
2. Однозначного вывода по ним будет сделать нельзя ...
>
> Александр, ты выразил позицию Западной Церкви
Вот. Поспешили католики с избранием нового Папы. Да и я чтой-то поскромничал. не выдвинулся....
Впрочем, нынешний Понтифик , говорят, силен в догматическом богословии.
Так что за каталиков я спокоен .
> (большинство ересей формулировалось на Востоке).
Ага. И большинство религий - там же. IMHO.
>Но мы - Греко-Восточная Церковь, наследники Византии, и должны научиться разбираться в этоих вопросах, поскольку они, вопреки мнению римлян, имеют важное значение.
Стойкое недоверие к любомудрию - это действительно, мой личный таракан.
Нужно ли знать физику и химию горения?
Нужно, конечно.
Это позволит предотвратить пожар и спасти множество жизней.
Просто, когда дом горит нужно не столько знания - сколько навыки
Для наработки навыков формальные знания необходимы, но недостаточны.
По существу вопроса:
До тех пор, пока у меня нет четких, и недвусмысленных указаний на осуждение учения как ереси, буду считать его заблуждением.
Дабы не судить его приверженцев.
Кстати, эллинофильство чем считается?
Заблуждением, или чем то вроде уклонизма?
Re: Полупелагианство - ересь?
Екатерина А.В. - 23:45 07.08.2005
Вот что я прочитала в одной из энциклопедий, которые называются одним грозным именем "Христианство": В двадцатых годах 5-го столетия в южной Галлии, в Марселе, в монастыре Иоанна Кассиана, образовалось особое богословское учение о благодати и свободе, отличное и от августиновского, и от пелагианского. Наиболее крупным представителем этого направления был сам Иоанн Кассиан, он же Кассиан Римлянин. Ученик Иоанна Златоуста, Кассиан в своих воззрениях на благодать и свободу следовал восточным богословам. Для него учение Августина с отрицанием участия человека в деле собственного спасения и с безусловным предопределением, казалось слишком мрачным и безотрадным<...> Учение Кассиана признано правильным было в 475 на соборе в Арле, одобрившем трактат Фауста "О благодати Божией и свободе воли человека". В двадцатых годах 6-го столетия африканские епископы выступили на защиту учения Августина, и один из них, Фульгенций написал трактат "Об истине предопределения и благодати Божией". На соборе в Оронте в 529 учение Августина было утверждено. одновременно с этим и в Галлии на нескольких поместных соборах было осуждено полупелагианство. В сущности учение Иоанна Кассиана может быть признано православным, оно только отводило излишне первенствующую роль нравственной свободе."