Беседы о Православии
Архив форума
Добрые чувства молчаливы. Излияния чрез слова ищут более чувства эгоистические, чтоб высказать то, что льстит нашему самолюбию и что может выказать нас, как нам мнится, с лучшей стороны.
Никодим Святогорец, преп.

 Проверь себя: Где ударение в слове "просфора"?
AngelicCare - 06:25 09.09.2005
# АКАФИСТ - ударение на втором слоге: [акАфист]
# АПОСТРОФ - ударение на последнем слоге: [апострОф]
# БАГРЯНИЦА - ударение на "и": [багрянИца]
# (ТАЙНАЯ) ВЕЧЕРЯ - ударение на первом слоге: [вЕчеря]
# ВЛАСЯНИЦА - ударение на "и": [власянИца]
# ДОГМАТ - ударение на "о": [дОгмат]
# ДУХОВНИК - ударение на "и": [духовнИк]
# ЗНАМЕНИЕ (во всех смыслах) - ударение на "а": [знАмение]
# ЗНАМЕНИТЬ (икону) - ударение на "а": [знАменить]
# ИКОНОПИСЬ - ударение на первом слоге: [Иконопись]
# ИНАКОПЬ - ударение на "о": [инакОпь]
# ЛИЧНОЕ (ПИСЬМО) - ударение на "О": [личнОе]
# НАПЕРСНЫЙ (КРЕСТ) - пишется (и произносится) без "т". Происхождение от "перси" - груди. наперсный = нагрудный. Очень часто пишется с ошибкой, которая попала даже в словарь Даля: "наперстный". К перстам, т. е. пальцам, конечно же, никакого отношения нет.
# ПОЗЕМ - ударение на "о": [пОзем]
# ПОЗЬМА - ударение на "о": [пОзьма]
# ПРОСФОРА - ударение на последнем слоге: [просфорА], мн. ч.: [прОсфоры]


# АГНЕЦ - ударение на "а": [Агнец]
# АКВАРЕЛЬ - произносится через "ре" (не через рэ"") [акварЕль]
# АЛЕКСАНДРИЯ (в Египте) - ударение на "и": [александрИя] (одноименные названия в англоязычных странах - ударение на 3 слоге [алексАндрия])
# АЛЕКСИЙ (имя) - ударение на "и": [алексИй]
# АЛФАВИТ - ударение на "и": [алфавИт]
# АНАЛОГ - ударение на втором слоге: [анАлог]
# АНТИМИНС - ударение на последнем слоге: [антимИнс]
# АПОКАЛИПСИС - ударение на третьем слоге: [апокАлипсис]
# АПОКРИФ - ударение на "о": [апОкриф]
# АПОСТРОФ - ударение на последнем слоге: [апострОф]
# АТЕИЗМ - произносится через "тэ": [атэИзм]
# БЛАГОВЕСТ - ударение на "а": [блАговест]
# БОГ - оканчивается "фрикативным г", звуком средним между "г" и "х" (но никак не "к"): [боγ]. Пишется с заглавной буквы: Бог (как и имена и эпитеты Бога, Богородицы, относящиеся к Ним местоимения: Пресвятая Троица; Господь наш Иисус Христос; Сын Божий; Единородный, Иже от Отца рожденный; Богородица с Младенцем; Владычице и Мати Избавителя и т. д.)
# БРОШЮРА - произносится через "у": [брашУра]
# БЫТИЕ - ударение на "е" (не "ё"): [бытиЕ]
# ВЕРБА - ударение на "е" [вЕрба]
# ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ - главное ударение на втором "е": [веро-исповЕдание]
# (ТАЙНАЯ) ВЕЧЕРЯ - ударение на первом слоге: [вЕчеря]
# ВОЗДВИЖЕНИЕ (КРЕСТА ГОСПОДНЯ) - ударение на втором слоге: [воздвИжение]
# ДЕСНИЦА - ударение на "и": [деснИца]
# ДЕФИС - ударение на "и": [дефИс]
# ДОСКА - ударение на "а": [доскА], но: [дОску], мн. ч.:[дОски], [досОк], [доскАм]
# ДРЕВКО - ударение на "е": [дрЕфко]
# ЕВАНГЕЛИЕ - ударение на "а": [евАнгелие]
# ЕВАНГЕЛИСТ - ударение на "и": [евангелИст]
# ЕРЕТИК - ударение на "и": [еретИк]
# ЖЕМЧУГ - ударение на "е": [жЕмчук], мн. ч.: [жемчугА], [жемчугОв]
# ЖИТИЕ - ударение на "е" (не "ё"): [житиЕ]
# ЗАТЫЛЬ - ударение на "ы": [затыль]
# ЗВЕЗДИЦА - ударение на "и": [звездИца]
# ИДЕНТИЧНЫЙ - произносится через "дэ": [идэнтИчный]
# ИЕРОГЛИФ - ударение на "о": [иерОглиф]
# ИЗВЕСТНЫЙ - произносится без "т": [извЕсный]
# ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ - ударение на третьем слоге: [илюстрИрованый]
# ИНСТРУМЕНТ - ударение на "е": [инструмЕнт]
# КАТАЛОГ - ударение на "о": [каталОк]
# КЛОБУК - ударение на "у": [клабУк]
# (НЕОПАЛИМАЯ) КУПИНА - ударение на "а": [купинА]
# ЛЕВКАС - ударение на "а": [левкАс]
# ЛЕЩАДКА - ударение на втором слоге: [лещАдка]
# МЕДАЛЬОН - произносится через "ё": [медальЁн]
# МОДЕЛЬ - ударение на "е" (произносится как "э"): [модЭль]
# НАМЕСТНИК - произносится без "т": [намЕсник]
# ПАВОЛОКА - ударение на первом слоге: [пАволока]
# ПОСЛУШНИК - ударение на "о": [пОслушник] (допустимо и обретает признание и [полУшник])
# ПРОЕКТ - ударение на "е" (произносится как "э"): [проЭкт]
# ОБРАЗА (мн. ч., именит. падеж) - в смысле "иконы" - ударение на конечную "а" [образА]. У омонимичного слова "образ" (художественный) иная форма именительного падежа множественного числа: "образы" с ударением на "о".
# ПРИПЛЕСК - ударение на "е": [приплЕск]
# ПРИПОРОХ - ударение на "и": [прИпорох]
# САЖЕНЬ - ударение на "е": [сажЕнь]; мн. ч. [сажЕни], [сажЕней]
# СУСАЛЬНОЕ (ЗОЛОТО) - ударение на "а": [сусАльное]
# ТЕМПЕРА - ударение на "е" (произносится как "э"): [тЭмпера]
# ТОРОКИ - ударение на первом слоге: [тОроки]
# ТЯБЛО - ударение на "о": [тяблО], мн. ч.: [тябла]
# ФЕНОМЕН - ударение на "о": [фенОмен]
# ХРИСТИАНИН - ударение на последнем слоге: [христианИн]
# ЦАРСКИЕ ВРАТА - пишется с заглавной буквы: Царские врата
# ЭКСПЕРТ - ударение на "е": [экспЕрт]
# ЮРОДИВЫЙ - ударение на "о": [юрОдивый]

У многих по прочтении возникает не просто неприятие, но бунт, протест, "как так!? Не может такого быть! Где источник?"
У вас есть возможность отследить, искоренить его.
Искоренили? Теперь можно и источник почитать:
http://nesusvet.narod.ru/ico/gloss/orfoep.htm
И проверить самим:
http://www.gramota.ru/dic/search.php?word=&lop=x&gorb=x&efr=x&zar=x&ag=x&ab=x&lv=x&pe=x&az=x

 ударение в слове "личное"?
Владимир Ковальджи - 10:47 09.09.2005
> ЛИЧНОЕ (ПИСЬМО) - ударение на "О": [личнОе]


:-))) Если практически 100% носителей языка говорят лИчное, то гордыня ученых мужей, утверждающих иное, просто смешна.

 Re: ударение в слове "личное"?
Иван Николаевич - 12:04 09.09.2005
Дорогой Владимир!

Думаю, имеется в виду иконописный термин:
"личнОе письмо" = "писание ликов" в отличие от орнаментики и других частей изографии.
В таком случае ударение проставлено совершенно справедливо (как, впрочем, и во всех остальных приведенных примерах - не понимаю, что там кого должно удивить)...

С любовью,
Иван

 Простите, теперь понял
Владимир Ковальджи - 12:45 09.09.2005
> Думаю, имеется в виду иконописный термин:

> "личнОе письмо" = "писание ликов"


А!... Прошу прощения, не понял спросонья :)
Просто тема для меня довольно животрепещущая. У меня на радио лежит орфоэпический словарь Аванесова - там немало примеров т.ск. высокомерно-ученого отношения к языку...

> не понимаю, что там кого должно удивить


Удивить - ничего. Но некоторые тонкости есть. Имхо, давно пора принять в качестве допустимого альтернативного варианта ударение "догмАт". У живого языка есть своя логика: когда мы произносим "дОгмат", то последнее "т" звучит гораздо легче и "незаметнее", чем оно же после ударного "а". Поэтому "правильный" вариант на слух почти не отличается от слова "догма". Но эти слова, по происхождению абсолютно одинаковые, в русском языке "разошлись" по смыслу: "догмой" мы пользуемся в весьма широком и даже переносном смыслах, а "догмат" закрепился за специфически церковной областью (например, невозможно сказать "марксизм - не догмат", здесь употребима только "догма"). Поэтому подсознательное стремление развести эти понятия по ударениям вполне объяснимо.
Кроме того, есть еще один момент, который часто игнорируют ученые, берущие на себя смелость определять, что "правильно", а что нет. Живая русская речь (во всяком случае, современная) недолюбливает ударения на первых слогах, если после них еще три-четыре безударных (эдакое длинное безударное "послесловие"). Поэтому "простецы" всячески смещают его в середину ("горочкой", и вообще в сторону ямба - икОнопись, знамЕние, послУшник ). И с этим рано или поздно придется считаться (особенно с "икОнописью", где есть мощная инерция слова "икОна").

 Re: Простите, теперь понял
Иван Николаевич - 13:08 09.09.2005
Понимаете, дорогой Владимир, вот Вы музыкант.
Представьте джазовую синкопированную мелодию со сплошными легато. А теперь представьте, что любитель слушать такие мелодии говорит: эти музыковеды - просто душители свободы! Зачем они лезут в глаза со своими гаммами, ритмами...
Id est: норма необходима, потому что только в ее свете стилистически работают отклонения.
Хотя конечно... нас вот в ящике регулярно долбят: готорить ТОЛЬКО обеспЕчение и одноврЕменный. Иначе - штраф зарплаты. Есть в этом... свой какой-то ДОГМАТИЗМ :-)

С любовью,
Иван

 А как речь-то говорит... словно реченька журчит. (c)АСП
Александр Павлов - 14:21 09.09.2005
Иван Николаевич, Вы писали:

> Id est: норма необходима, потому что только в ее свете стилистически работают отклонения.


Аминь! :)

Правда, всегда меня занимало. Насколько кодификация ударений опирается на исследование речи?
И что это были за исследования...
( Ага, тебе икнулось ;) )
Ведь ударение - изначально артикуляционое явление в речевом потоке.
Иван, Владимир - музыкант... он услышит фальшь в обертонах там где мы с тобой могли бы рассуждать (типа)
"Омофоны и омографы как следствия семантической деривации"
:)

 Re: А как речь-то говорит... словно реченька журчит. (c)АСП
Иван Николаевич - 14:46 09.09.2005
Знаешь, дорогой Саша, есть такой человек Сандро Васильевич Кодзасов. Лучший фонетический слух современной русской лингвистики. Он слышит в современном русском ударении 8 различных тоновых рисунков.
Но интраспекция "наивного носителя языка" его опыт не подтверждает.
А ударение в слове можно научить определять ребенка 4-х лет. "Позови собачку!" - "Со-бАА-чка!" - "Какую буковку ты растягиваешь?" - "ААА" - "Вот на эту буковку падает ударение, сыночек".

С любовью,
Ваня

 Re: А как речь-то говорит... словно реченька журчит. (c)АСП
Александр Павлов - 15:40 09.09.2005
Иван Николаевич, Вы писали:

Хех. А он пробовал исследовать русский - как бесписменный?
судя по всему - да раз уж:
> Но интраспекция "наивного носителя языка" его опыт не подтверждает.

> А ударение в слове можно научить определять ребенка 4-х лет. "Позови собачку!" - "Со-бАА-чка!" - "Какую буковку ты растягиваешь?" - "ААА" - "Вот на эту буковку падает ударение, сыночек".


(Кивая головой) можно, можно. Когда у ребенка уже норма устоялась ( в подражание окружению)
Да и то... все до разу.

(десткий крик)

"бА-бУ-шкаАА"

:) ;)

Простите Православные за офф-топ.

 Re: А как речь-то говорит... словно реченька журчит. (c)АСП
Иван Николаевич - 15:52 09.09.2005
Наука фонетика по определению исследует язык в его устной форме...

Все, хорош тут!
Если хочешь - продолжим по мылу...

С любовью,
Ваня

 Re: Простите, теперь понял
Иван Николаевич - 13:14 09.09.2005
ЗЫ

Но конечно, норма должна быть такой, чтобы в так называемом "наивном сознании носителя языка" она и воспринималась как "норма", о не как дикость.
Поэтому "пОслушнику" давно, конечно, место в исторических трудах...


Архив форума