Беседы о Православии
Архив форума
Благовествование и проповедь не есть не только первый, но и хоть бы какой-нибудь долг всякого верующего. Первый долг верующего - очистить себя от страстей.
Феофан Затворник, свт.

 Жизнь духовная и общественная
Сергей Санников - 11:12 22.10.2005
Дорогие друзья! Общение с вами очень обогащает, заставляет задуматься о многих важных вопросах.
Один из таких вопросов – о духовной и общественной жизни христианина.
Участник форума справедливо отметил, что духовная жизнь христианина может пострадать от увлечения жизнью общественной.
Но можем ли мы исключить общественную жизнь? И должны ли стремиться только лишь к жизни духовной, внутренней?
Хочу вспомнить одного из своих любимых Православных проповедников – игумена Августина (Анисимова), который сказал так: «Есть подвиг духовный, а есть подвиг административный. Не всякий человек способен на духовное служение, и не всякий на административную деятельность».
Вопрос о роли христиан в общественной жизни активно обсуждался в патристике, поскольку роль христиан в общественной жизни Римской Империи играла все большую роль, и было необходимо дать христианскую оценку этому явлению. В III столетии Тертуллиан обвинял языческую общественность, активно обсуждая вопросы общественной нравственности, и подчеркивая, что христиане не избегают жизни общественной: «Мы не можем не встречаться с вами на ваших площадях, рынках, в банях, лавках, складах, харчевнях, ярмарках, во всех местах, куда зовут человека его жизненные потребности. Мы плаваем на море, носим оружие, обрабатываем землю, мы ведем с вами торговлю точно так же, как и вы. Мы занимаемся теми же ремеслами, и рабочие у нас с вами те же самые. Я поэтому не понимаю, как мы можем казаться вам бесполезными, потому что мы ведем с вами одинаковый образ жизни». Во взглядах Тертуллиана отмечается развитие, поиск решения проблемы взаимодействия с государством языческим. Несмотря на то, что в отдельных сочинениях автор предлагает христианам оградить себя от участия в общественных делах и обязанностях (языческих), в других сочинениях он отмечает, что христиане исполняют общественный долг, соблюдают законы и чтят государство.
Христианизация Римской Империи сняла ряд проблем, но поставила и другие – перед христианами возникает необходимость решать общественные вопросы, вопросы устройства государства и общества. Многие деятели этой эпохи умело сочетали духовную и административную службу, будучи прекрасными администраторами и политиками (Василий Великий, Амвросий Медиоланский, Синезий Киренский и др.).

Для Православных христиан современной России вопрос о соотношении духовной и общественной жизни особенно актуален. Игумен Августин пишет так: «Православным является такой путь, при котором человек – во всякой своей деятельности, мысли, слове – имеет главной целью изменение собственной души в образ и подобие Божие» (Записки миссионера. С.70-71). Церковь – социальный институт. «Государство, как институт, дополняет Церковь. Ибо именно при наличии Церкви и государства человек получает полноту для удовлетворения всех потребностей и реализации всех возможностей» (Записки миссионера. С.38).

Делая некоторые выводы, хотел бы добавить, что именно от государства зачастую зависит решение вопросов социальной политики, воспитания молодежи, благотворительности, и информационной политики. Православное общество, по моему мнению, складывается из людей, каждый из которых должен принимать активное участие в решении проблем общества, в том числе – в тесном взаимодействии с институтами государственной власти.

 Хотя.
Андрей Владимирович - 12:29 23.10.2005
Хотя точка зрения
>... что духовная жизнь христианина может пострадать от увлечения жизнью общественной.

уже озвучена, рискуя быть навязчивым, всё же хочу пояснить.
Господь не запрещает быть воином (поучение Иоанна Крестителя вопрошающим войнам: как нам жить?), иметь семью (тёща и следовательно супруга апостола Петра), заниматься общественной деятельностью (чудо обращения ко Христу Константина в последствии Великого, а будучи императором он не мог не быть самым активным "общественником"), воспитывать детей, стремиться к установлению более справедливой и правильной жизни. Всего этого Господь не запрещает, запрещает лишь одно - грешить. Поэтому кто в состоянии заниматься общественной жизнью без вреда (а соответственно с превеликой пользой!) для себя (имеется в виду своей душе и делу спасения), тот не просто может, обязан ею заниматься. Правда "стратегия" у православных как бы шиворот на выворот. (излагаю с дерзостью своё понимание, пусть поправят меня знающие)
Любая общественная деятельность направлена на установление большей справедливости и порядка, победу над обманом, всяким грехом, который пребывает в обществе. Но это несправедливое устройство не откуда из другого места появилось, как из души человека. Сначало одного, потом другого, потом больше - потом укоренилось уже в общественном статусе. Но и исполнение неправды в общественном статусе возможно лишь тогда, когда это исполняют конкретные люди, соглашаются и исполняют. Опять получается носителем конкретная душа конкретного человека. Обдумав всё это, можно понять, почему Господь и вслед за ним Апостолы нигде не говорят о несправедливом жизнеустройстве и желании реформировать законы и правительства.
Ведь есть два ошибочных ответа на эту "странность".
1.Господь выше этого. Божественная сущность Христа не опускается до таких практическо-земных вопросов как организация государственной власти, систем сбора пошлин и организации войск и.т.д. Но, если Господь хочет блага каждому человеку не проще ли централизованно, на уровне общества, начиная с руководства установить справедливость и воплотить таким образом волю Божию?
2. Господь определил Себе Своё Царство, в которое Он и призывает людей. Общество в целом и любые структуры земные если не конкуренты, то уж совершенно никак не пересекаются с делами Божественного жизнеустройства.
Если хотите, это позиции первосвященника Анны и Понтия Пилата соответственно.
Ответ Господа ин. Установи внутри себя порядок и справедливость, чистоту и гармонию. Вынь прежде сук из своего глаза! Так постепенно, незаметно, без революций и эвалюций, видимых объективных причин (например прогресса в орудиях труда) общество изменится. А.И.Осиипов как-то сказал: рабовладельческий строй сам собой упразднился в Мировой Империи, постепенно с принятием христианских идеалов.
Потому многие великие подвижники вовсе не стремились занять видные общественные посты и сколько-нибудь заметные места. Архиепископ Мир Ликийских Николай, даже будучи племянником архиепископа (не помню точно), вовсе не считал себя даже близко достойным на наделение таким бременем общественного служения. Божественным промыслом он первый из священников вошел в церковь, где накануне было большое совещание по выбору главы и где решено было положиться на волю Бога в этом важном выборе. Так Господь выбрал пастыря для Мир Ликийских.
То есть принцып православный - уйди и смирись, не помышляй отнюдь ни о чём таком. Господь Сам даст тебе повод и время на то, что потребно. Отсюда великие подвижники, такие как святой Кирилл Белозерский уходили в безвестность и глушь. А там по милости Божией открывались такие силы. Приходилось бывать в Кириллове, монастырь там не слабее Кремля по постройке своей. Боже, откуда силы были выстроить такое? Да в такой непролазине? А там соль нашли, соляные залежи. Представляете, насколько ценилась тогда соль? Вот из её продажи и брали средства для такого колоссального строительства. Но это наружность, а внутренне же Царица Небесная указала Кириллу: "Иди Кирилл на Бело озеро!"
Там и нашел он спасение душе своей, а то что дело его приняло серьёзный общественный размах .... что это в сревнении со спасением человеческой души?!

 Текущая мудрость.
Андрей Владимирович - 12:57 23.10.2005
Чтобы люди почитали и любили друг друга, не гордились, не надмевались друг перед другом, премудрый Господь дал разным людям различные свои преимущества естественные и благодатные так, чтобы они имели нужду друг в друге. Таким образом каждый из нас невольно должен признаться в той или другой немощи и смириться пред Богом и людьми.
Иоанн Кронштадтский, св.
* * * * * * * * * * * * * *
Только что вычитал в изречениях Святых Отцев. Тоже под определённым углом зрения раскрывает тему обсуждения.

 Re: Хотя.
Екатерина А.В. - 12:41 24.10.2005
Андрей Владимирович, простите меня, но мне не понятно к чему Вы призываете? Уйти всем православным по скитам? или что, перестать жить общественной жизнью?
Знаете, Вы приводите примеры ярких святых, а сколько их не ярких праведников! Тот же самый проф. Осипов А.И. рассказывал как умирал его дед: пришел, лег на лавку и сказал: "Я сейчас умру, позовите остальных..." когда позвали родственников, он дал распоряжения, благословил, сложил руки на груди и отошел ко Господу.
Я не смею претендовать на место святой, но на основании чужого опыта думаю, что можно и в миру прожить благочестивую жизнь праведника, и не важно насколько активную жизнь вел человек, самое главное, что внимание к внутренней духовной жизни можно сохранять и в суете... сложнее... да бесспорно, но Господь дает нам крест по силе.

 Жаль таких разногласий.
Андрей Владимирович - 05:40 25.10.2005
Екатерина А.В., Вы писали:
>Тот же самый проф. Осипов А.И. рассказывал как умирал его дед:

* * * * * * *
Насколько я припоминаю не дед, а прадед. /Есть повод переслушать, перечитать/ :-)

Екатерина, наши расхождения могут быть сближены может быть, если мы перефразируем проблему. Есть личный христианский подвиг (не обязательно отшельнический и не обязятельно монашеский), а есть общественное служение. Надеюсь и Вы и я одинаковое понятие вкладываем в это. Так вот ответьте: на Ваш взгляд ПРИОРИТЕТ чего должен быть выше? Давайте поясню что я понимаю под словом приоритет. Это очередность исполнения.
Пример: я православный христианин. Следовательно жить я должен, воплощая идеалы Евангелия в своей жизни. Как мы знаем на Страшном Суде будет приниматься решение о моей личности, взыщутся мои личные грехи. Поэтому мои заботы - спасение души. Но вот у меня есть дети (двое), и их воспитание на моей ответственности. Совершенствование меня как личности не будет совершаться, если я начну пренебрегать воспитанием детей. Вот появился компанент общественного служения (бракосочетание я упустил, хотя с него надо было конечно начать). Но с детьми явственнее ту мысль освятить, что ПРЕЖДЕ надо благодетели в себе воспитать (ну хоть дать им начатки), а ПОТОМ продолжая начатое, вести общественное дело. Иначе как я их буду учить благочестивой жизни, если сам в себе этого не имею?
Не поймите меня так, что расстановкой приоритета на личном я призываю полностью игнорировать общественное (это уже не приоритет, а односторонний выбор получается). Мысль о порядке, правильном ходе развития. Прошу Вас согласится, что приоритет должен всё таки быть на стороне личного.
* * * * * *
Очень сбивчиво пишу сегодня, смущен тем, что Екатерина меня не понимает. Простите меня такого....
* * * * * *

 Re: Жаль таких разногласий.
Екатерина А.В. - 11:14 25.10.2005
Андрей Владимирович, Вы писали:

> Так вот ответьте: на Ваш взгляд ПРИОРИТЕТ чего должен быть выше? Давайте поясню что я понимаю под словом приоритет. Это очередность исполнения.

Приоритет - это как метка: вот это выполнить первым, а тут наверное не так... не выполнить первым, а выполнять.... просто выполнять. Ведь можно и работать и молиться одновременно, например схиигумен Иоанн писал о том, что для мирянина и богомыслие - молитва. То есть, нет приоритета: что первее работа или молитва, а есть некий симбиоз молиться во время работы или богомыслить :)

> Пример:... Но с детьми явственнее ту мысль освятить, что ПРЕЖДЕ надо благодетели в себе воспитать. Иначе как я их буду учить благочестивой жизни, если сам в себе этого не имею?

Да дело в том, что тут такая опасность есть: уйти в себя и заниматься только своей внутренней жизнью... а попробовать совместить? то есть совершенствоваться вместе со своими детьми. Мои родители покрестились вместе со мной, я крестилась по их вере... сейчас я и они идем в параллельных плоскостях (за счет того, что им многое сложно принять на веру, остатки советского воспитания)... опять таки нет приоритета... я буду учить это сегодня, а когда научусь, тогда научу своих детей... просто по закону духовной жизни: чем больше вы будете учиться, тем будете казаться себе хуже и недостойнее учить кого-то еще... пусть даже собственных детей. :)

> Не поймите меня так, что расстановкой приоритета на личном я призываю полностью игнорировать общественное (это уже не приоритет, а односторонний выбор получается).

Тогда что вы призываете делать, при ограничениии обсуждения той же самой политики на форуме?

 Re: Жаль таких разногласий.
Братец Дыкъ - 19:29 25.10.2005
Екатерина А.В., Вы писали:
> Андрей Владимирович, Вы писали:

> > Не поймите меня так, что расстановкой приоритета на личном я призываю полностью игнорировать общественное (это уже не приоритет, а односторонний выбор получается).

> Тогда что вы призываете делать, при ограничениии обсуждения той же самой политики на форуме?


Ну например, найти другое место в сети, где интересные для вас люди в приемлимой атмосфере обсуждают политику. :)
Серьезно, если на футбольный матч не пускают со спиртным, это же не значит, что ФИФА считатет что болельщики должны быть трезвениками. :)

А вообще, честно говоря, все меньше понимаю чего ее обсуждать эту самую политику? В чем смысл?
Тем более сейчас в России, когда с одной стороны вы уверенно возращаетесь к "управляемой демократии", с главным принципом: "голосуй - не голосуй, все равно получишь чай", с другой лежит огромное не паханное поле общественной деятельности (вне политической), не возделав, которое все равно, сколько не политикуй получишь в итоге тот же чай.

 Re: Жаль таких разногласий.
Екатерина А.В. - 09:41 26.10.2005
Братец Дыкъ, Вы писали:
> Ну например, найти другое место в сети, где интересные для вас люди в приемлимой атмосфере обсуждают политику. :)

Я сужу по себе... простите, но мне интересны именно православные люди, именно православная точка зрения на все вопросы и стороны нашей жизни, в том числе и политику.

> Серьезно, если на футбольный матч не пускают со спиртным, это же не значит, что ФИФА считает что болельщики должны быть трезвениками. :)

Нет, не значит. Но там есть определенный резон: не пускают со спиртным, потому что спиртное у нас продается в бутылках и жестяных банках - это все потенциальное оружие... чтобы избежать травм. Потом пьяный человек - это человек, который не отвечает за свои действия в полной мере... большинство бытовых убийств происходит по пьяной лавочке... плюс еще при накале азарта на футболе... А тут что? Что мешает обсуждать на православном форуме православную точку зрения на политику нашего государства? Воообще, почему какая-то сторона нашей жизни должна быть лишена обсуждения именно с православной точки зрения?

> А вообще, честно говоря, все меньше понимаю чего ее обсуждать эту самую политику? В чем смысл?

Смысл обсуждения... Вам, например, это не интересно, соответственно вы можете не обсуждать ее, не касаться даже. А я живу здесь и иногда совсем не знаю как реагировать на ту или иную ситуацию, например: наших мальчиков отправляют воевать в Чечню...как можно разговаривать сними после? до? что можно сказать им доброго, ободряющего, чтобы поддержать их? Православие учит терпению, добру, любви... да, но в конкретной ситуации требуется еще и оценка того или иного действия государства, а как оценить, если православные будут избегать обсуждения этого действия или государства в целом? Одна голова хорошо, но все же когда голов много, тогда вероятность найти правильное решение гораздо больше.

> ... сколько не политикуй получишь в итоге тот же чай.

Возможно... даже скорее всего мы получим тот же чай :) но вы забываете о другой стороне жизни, о духовной...как мы этот чай будем пить... Благословленная пища больше насыщает, чем не благословленная... это уже личное наблюдение :)

 Re: Справедливые доводы.
Сергей Санников - 12:18 26.10.2005
Екатерина, хочу согласиться с Вами.
От себя добавлю, что, хотя на этом форуме я человек совсем новый, и не знаю всех его традиций, но Ваши доводы кажутся мне очень справедливыми. Православные люди должны знать, что происходит в их стране, иметь мнение о происходящем, и говорить об этом прямо. Конечно, следует знать меру, чтобы не начать заниматься риторикой, но уходить от общественных вопросов не следует.
Помимо прочего, мне кажется, что все участники дискуссии узнали для себя много нового и важного. Во всяком случае, я почерпнул для себя много важных мыслей.
Хотел бы также поблагодарить всех участников за интересные и мудрые ответы.

 Re: Просто уточнение.
Сергей Санников - 16:52 26.10.2005
Хотел бы уточнить, что, в моем понимании, общение носит, прежде всего, познавательный характер. Наша главная задача - духовное совершенствование. Давайте вспомним главное.
"Ищите же прежде Царства Божия и правды Его" (Мф. 6, 33).
"Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божья" (Еф. 5,17).
В том же, что касается вопросов политических, лишь очень немногие из них действительно имеет смысл обсуждать. Поэтому очень важно помнить о сдержанности и рассудительности. Важно также помнить главное.
"Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены" (Рим. 13, 1).
"Итак, прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте; ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему" (1 Тим. 2, 1-3).
"Будьте покорны всякому человеческому начальству, ради Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро" (1 Пет 2, 13-14).

 Дорогим моим друзьям-собеседникам.
Андрей Владимирович - 10:04 27.10.2005
Добрый день!
Знаете же как? К чему говорить, если наперёд известно, что слова твои вызовут негативную реакцию? Если слушателю отнюдь не нужно и не важно всё то, о чём ты толкуешь? Конечно такая трата слов в осуждение и тебе и ему. Каким искусством в этом смысле обладали Святые Отцы?! Их слова как золото и свет! Читаешь и начитаться не можешь, понимаешь, что и всего сразу понять не в состоянии, интрига не в увлекательности сюжета (как у современных авторов), а в открывающейся глубине понимания жизни.
Потому, как мне кажется, не в количестве прочитанного надо упражняться, а в погружении в ту самую глубину слов жизни. Ведь понятно (пусть не сразу и не всем), что святые все одинаковы, они ВСЕ святы. Потому что бы не было темой слов: супружеская жизнь (как у Иоанна Златоуста) или поучение о ипостасях Святой Троицы (как у Максима Исповедника) - за этими словами сквозит свет богопросвященности и глубокого смиренномудрия. Ради этих Божественных качеств и стоит читать, т.к. ради этого одного они и писались.
* * * * * * * * *
Как говорил Иван Ильин (http://www.pravoslavie.ru/jurnal/051003120611), прославленный учёный и религиозный филосов начала 20-го века: Россия, родина - это не просто место, где ты родился физически, это место, где ты приобрёл духовное рождение, а духовное рождение происходит с приобщением со всем духовным миром своей страны, родной России.
Поэтому одной вешкой на пути моего приобщения с духовностью России (а может быть и самого рождения, произошло оно или нет, до сих пор не знаю) были слова великого святого русской земли, священномученика Иллариона (Троицкого).
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/051003120611
Рекомендую в струе обсуждения жизнь духовная и общественная прочесть эти слова и вам.

 Поправил ссылку
Андрей Владимирович - 10:13 27.10.2005
http://www.vgx.orthodoxy.ru/collect/book13.shtml
Буду рад, если кому-то принесёт пользу. :-)

 Re: Сходство мнений
Сергей Санников - 09:39 28.10.2005
Полагаю, все мы согласны с тем, что именно вера определяет жизнь христианина. Поскольку вера наша Православная, то мы прежде всего ищем внутреннего преображения, образа Божия внутри себя, подлинного совершенства в вере.
Поэтому между нами нет и противоречий.
Наша жизнь также - служение нашим ближним. "Служите друг другу, каждый тем даром, какой получили" (1 Пет. 4,10).
Следует помнить и о том, что Господь - источник сил. "Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас" (1 Пет. 5,7).

 Re: Жаль таких разногласий.
Братец Дыкъ - 20:17 26.10.2005
Екатерина А.В., Вы писали:
> Братец Дыкъ, Вы писали:

> > Ну например, найти другое место в сети, где интересные для вас люди в приемлимой атмосфере обсуждают политику. :)

> Я сужу по себе... простите, но мне интересны именно православные люди, именно православная точка зрения на все вопросы и стороны нашей жизни, в том числе и политику.


Екатерина, тут ИМХО надо различать "православную точку зрения на политику" и "точку зрения православных на политику". Это далеко не одно и тоже.
Первая, очень скучна, хорошо Вам известна и не зависит от собственно политических событий: молиться за все стороны в политических конфликтах, принимать любую власть как посланную от Бога, всяческие неудобства вызванные этой властью и политикой вообще принимать с благодарностью как наказание за свои грехи и средство к вразумлению и спасению и т.д.
Вторая, гораздо более интересна и не перестает меня временами приводить в состаяние изумления :) , но она имеет мало чего специфически православного, почти все тоже представленно и среди не православных и даже не христиан.
По этому и был мой совет, найти просто околополитическую тусовку с интересными для Вас людьми, где поддерживается приемлемая для Вас атмосфера общения. От того что там в спорах будут в меньшей степени приводить ссылки на Библию ИМХО в данной области является только плюсом.

> > Серьезно, если на футбольный матч не пускают со спиртным, это же не значит, что ФИФА считает что болельщики должны быть трезвениками. :)

> Нет, не значит. Но там есть определенный резон: не пускают со спиртным, потому что спиртное у нас продается в бутылках и жестяных банках - это все потенциальное оружие... чтобы избежать травм. Потом пьяный человек - это человек, который не отвечает за свои действия в полной мере... большинство бытовых убийств происходит по пьяной лавочке... плюс еще при накале азарта на футболе... А тут что?


Почти тоже самое, только из-за виртуальности общения отсутствует возможность перековывания бутылок на розочки. :)

> Что мешает обсуждать на православном форуме православную точку зрения на политику нашего государства? Воообще, почему какая-то сторона нашей жизни должна быть лишена обсуждения именно с православной точки зрения?


Опять таки собственно "православную точку зрения" фактически не возможно обсуждать из-за ее "скучности".

Поговорить же здесь с православными соБеседниками о политике... не думаю чтобы кто-либо был против этого из-за идеологических или теологических причин. Просто на практике это выливается в эмоциональные разборки, которые объективно мешают основной миссии этого форума. Это проверялось эмпирически достаточное количество раз.

> > А вообще, честно говоря, все меньше понимаю чего ее обсуждать эту самую политику? В чем смысл?

> Смысл обсуждения... Вам, например, это не интересно, соответственно вы можете не обсуждать ее, не касаться даже.


Почему, я отнюдь даже не прочь поговорить о политике в подходящем месте и обстоятельствах. Но это мне не мешает задумываться над КПД и вообще целью таких разговоров. :)

> А я живу здесь и иногда совсем не знаю как реагировать на ту или иную ситуацию, например: наших мальчиков отправляют воевать в Чечню...как можно разговаривать сними после? до? что можно сказать им доброго, ободряющего, чтобы поддержать их?


Простите, Катерина, но не ужели, то что Вы скажите в поддержку Вашим сотрудникам, отбывающим в Чечню, будет зависеть от Вашей оценки политической целесообразности этой компании??

> Православие учит терпению, добру, любви... да, но в конкретной ситуации требуется еще и оценка того или иного действия государства, а как оценить, если православные будут избегать обсуждения этого действия или государства в целом? Одна голова хорошо, но все же когда голов много, тогда вероятность найти правильное решение гораздо больше.


Это в теории, на практике же в случае с обсуждением полит. ситуации в России этого не наблюдается.

> > ... сколько не политикуй получишь в итоге тот же чай.

> Возможно... даже скорее всего мы получим тот же чай :) но вы забываете о другой стороне жизни, о духовной...как мы этот чай будем пить... Благословленная пища больше насыщает, чем не благословленная... это уже личное наблюдение :)


Ну тут ИМХО как и с собственно питьем чая: мало есть что обсуждать, надо просто пить, см. начало моего ответа.

 "Доктор Хайдер снова начал есть"(с) ?
Вадим - 17:10 26.10.2005
Братец Дыкъ, Вы писали:

> Ну например, найти другое место в сети, где интересные для вас люди в приемлимой атмосфере обсуждают политику. :)


Их - в дверь, они - в окно? :)
Константин, к тебе slavindo, Nik еще не являются во сне, в смысле в офлайне? :)
Не жалко?

По теме:
Может кто знает откуда взято -
"худой гражданин в своем Отечестве и для Отечества Небесного негоден"
святитель Филарет, митрополит Московский
?
Прочитал давеча здесь Православие.Ру, контекста охота.

 Re: "Доктор Хайдер снова начал есть"(с) ?
Братец Дыкъ - 20:44 26.10.2005
Вадим, Вы писали:
> Братец Дыкъ, Вы писали:

>

> > Ну например, найти другое место в сети, где интересные для вас люди в приемлимой атмосфере обсуждают политику. :)

>

> Их - в дверь, они - в окно? :)


Всмысле? Я же никого никуда не гоню, всего лишь пытаюсь объяснить причины стоящиее за мораторием на полит. темы, принятым Александром в том числе и по моей просьбе. (Его правда долго уговаривать не пришлось :) ).

> Константин, к тебе slavindo, Nik еще не являются во сне, в смысле в офлайне? :)


Slavindo, увы, мне не снится, а жаль - он приносил много веселья на нашу завалинку. Ника я раз видел в реале, но отношения как-то не завязались.

> Не жалко?


Slavindo - жалко по эгоистическим сооображеним, см. выше.
Ника - по альтруистическим: у него на чужбине жизнь не сахар, на сколько я могу судить.

Но что именно ты имеешь ввиду? Что я их отсюда турнул что ли? Поясни, плз.

> По теме:

> Может кто знает откуда взято -

> "худой гражданин в своем Отечестве и для Отечества Небесного негоден"

> святитель Филарет, митрополит Московский?

> Прочитал давеча здесь Православие.Ру, контекста охота.


Я нашел только кучу упоминаний этой цитаты, но не первоисточник. :( Обычно это не хороший признак.

 Re: "Доктор Хайдер снова начал есть"(с) ?
Вадим - 09:58 27.10.2005
> Всмысле? Я же никого никуда не гоню,

Все равно как-то не гостеприимно :) Да и предложение "прогуляться до чукотских сайтов" звучит уже не в первый раз, прости, Константин, что на тебе обобщил.

> Но что именно ты имеешь ввиду? Что я их отсюда турнул что ли?

Ни коим образом, и очень рад твоему к ним отношению. Просто, доставалось им порой ;) (не только от тебя, прости еще раз за обобщение). Думаю, не по этой ли причине пропали? Вот я за Екатерину и испугался, вдруг она примет твое предложение - поискать в сети других собеседников? :)

> Я нашел только кучу упоминаний этой цитаты, но не первоисточник. :(

то же самое :(

> Обычно это не хороший признак.

Вот-вот, с одной стороны дает почву для спекуляций, а с другой - не выплеснуть бы ребенка.

 Дорогие друзья!
Петлеванная Ольга - 17:09 24.10.2005
С интересом и печалью читала споры на форуме о соотношении личной духовной и общественной жизни христианина, о роли русского народа в истории и наличии/отсутствии у него особого предназначения. А тут случайно наткнулась на книгу "Россия в современном мире. Православное осмысление мира" Игоря Непомнящих.
http://www.zavet.ru/rus/rus.php?itemid=168
Я еще ее сама не дочитала, но уже в том, что успела прочесть нашла принятые разумом и сердцем ответы на многие обсуждавшиеся здесь вопросы. Самое интересное, что разные мнения, прозвучавшие на этом форуме, в этой книге сходятся в одно и не противоречат друг другу. Роль то у русского народа все-таки особая, но гордиться то, по правде, нечем и ответственность велика...
Ну а что касается участия в общественной жизни, то приведу такую цитату:
"Каждый человек (мирянин) живет и действует в среде своей нации, своей страны. И если он хочет трудиться по слову Божьему, то он обязан действовать в согласии с Промыслом Божиим об этой нации, об этой стране. Это означает, что мирянин каждой нации, каждой страны на земле должен стремиться уяснить и исполнить свою личную роль в истории своей нации, своей Родины. Особенно важно это для России, где жизнь каждого вследствие соборности русского характера и Православия в значительной степени определяется жизнью всей нации. Именно поэтому, хотя “Церковь не благословляет священнослужителям участвовать в политической деятельности, но с одобрением относится к участию православных мирян в делах государственного управления.” ("Мир можно изменить" Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II журналу "Экономические стратегии" № 04/2002).


Архив форума