Беседы о Православии
Архив форума |
|
Воздать злом за зло можно не только делом, но и словом, и видом.
Дорофей, авва |
- 12:33 27.10.2005 Яхромская икона Божией Матери (Александр Иванов)
- 13:18 27.10.2005 Re: Яхромская икона Божией Матери (Вадим)
- 10:12 14.12.2005 Re: Яхромская икона Божией Матери (Вадим)
- 13:53 27.10.2005 Яхромская икона Божией Матери и храм успения (Андрей Владимирович)
- 13:56 27.10.2005 Re: Яхромская икона Божией Матери и храм успения (Александр Иванов)
- 15:16 27.10.2005 Мнение. (Андрей Владимирович)
Яхромская икона Божией Матери
Александр Иванов - 12:33 27.10.2005
Сегодня празднуется память Яхромской иконы Божией Матери. В связи с этим вопрос. Во всех найденных мной интернет-источниках (см. например http://www.days.ru/Life/life1741.htm) упоминается, что св. Косме Яхромскому явилась икона Успения Пресвятой Богородицы. Но иконографический тип Яхромской иконы совсем другой. Как разрешается это противоречие?
Re: Яхромская икона Божией Матери
Вадим - 13:18 27.10.2005
Очень интересный вопрос. У меня только предположение.
>Но иконографический тип Яхромской иконы совсем другой.
Возможно это связано с тем, что название Успение Пресвятой Богородицы у нас однозначно закрепилось за образом, который иначе именуется как Взятие на Небо Пресвятой Богородицы. Возможно, раньше иконография Успения была шире. Ведь на Яхромской иконе есть все то, что видим на "Взятии на Небо...", есть воссоединение Богородицы со своим Божественным Сыном (очень чувствуется в сравнении с Одигитрией), смерти нет, жест правой руки Христа как бы совершает упокоение (придите ко Мне... и Аз упокою вы) при этом одновременно - покорность и стремление Богородицы, вобщем, смотреть - очень много общего, если иметь в виду само Событие, а не общепринятый образ.
Это только на мой непросвещенный взгляд, с интересом выслушаю любое мнение.
Re: Яхромская икона Божией Матери
Вадим - 10:12 14.12.2005
В общем, продолжаю поиски.
И.К. Языкова. Богословие иконы. Об иконографическом типе Умиление.
В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Взаимоотношение души с Богом - мистическая тема многих писаний св. отцов. Богоматерь Умиление - один из наиболее мистических типов богородичных икон.
На сколько понимаю, Взятие на Небо - "акафистный" тип, который сторится по принципу иллюстрирования. Умиление же, выражает целое направление в богословском осмыслении образа Богоматери, "один из аспектов Ее служения, Ее роли в спасительной миссии Христа, в истории нашего спасения"[там же].
Поэтому с Яхромской получается обратная ситуация (обратная относительно Взятия на Небо) - не образ отражает событие, а само Успение выражает "аспект служения" Богородицы, обобщенно выражаемый Умилением.
Яхромская икона Божией Матери и храм успения
Андрей Владимирович - 13:53 27.10.2005
На соседней ссылке http://www.days.ru/Life/life466.htm более правильно увязаны те же факты. Успенским был храм, воздвигнутый на месте обретения иконы св. Космой. Тогда нет никаких противоречий.
Спаси, Господи, люди твоя заступничеством Пресвятой Богородицы Марии, в стольких чудных образах на землю свою являющуюся.
Re: Яхромская икона Божией Матери и храм успения
Александр Иванов - 13:56 27.10.2005
Андрей Владимирович, Вы писали:
> На соседней ссылке http://www.days.ru/Life/life466.htm более правильно увязаны те же факты. Успенским был храм, воздвигнутый на месте обретения иконы св. Космой. Тогда нет никаких противоречий.
Цитата оттуда: "Здесь преподобному Косме явилась на дереве икона Успения Пресвятой Богородицы"
Мнение.
Андрей Владимирович - 15:16 27.10.2005
За исключением этой фразы всё остальное вразумительно. Возможно это одна из ошибок переписывания.
Икона Божией Матери была, храм был. Но по чудесному обращению к св. Косьме даётся имя храму и иконе (иконе и храму) имя Успения. Может быть традиции не было в 15-м веке именами явленных икон наименовывать воздвигаемые храмы. Тут лично я могу только гадать.
Иконографически (на изображении) нет явных признаков того, что эта икона - поминание исторического события, успения Пресвятой Богородицы. (на мой грешный взгляд). Но вера наша такова, что необяснимых "взявшихся невесть откуда" понятий, образов и названий быть не должно... Имя иконе и храму пришло через св. Косьму, стало быть на его святой совести правота наименования.
Положимся на неё, будучи уверенны, что искать видимых совпадений бессмысленно.