Беседы о Православии
Архив форума |
|
Однажды, когда авва Иоанн вместе с другими братьями шел из скита, проводник их сбился с дороги, потому что была ночь. Сказали братья авве Иоанну: что нам делать, авва? Брат этот сбился с дороги, как нам не умереть, заблудившись? И сказал им старец: если скажем ему, он опечалится и будет стыдиться, но вот я покажу себя занемогшим, скажу, что не могу идти и останусь здесь до утра. И сделал так. И прочие сказали: и мы не пойдем, но посидим с тобою, - и просидели до утра, и не обличили брата.
Древний Патерик |
- 05:23 28.12.2005 Помните? (Андрей Владимирович)
- 15:59 28.12.2005 Re: Помните? (Вадим)
- 17:17 28.12.2005 а у нас на эту тему в воскресенье (Петлеванная Ольга)
- 17:26 28.12.2005 Re: еще такой момент (Вадим)
- 22:51 28.12.2005 Re: а у нас на эту тему в воскресенье (Братец Дыкъ)
- 09:24 29.12.2005 Re: а у нас на эту тему в воскресенье (Петлеванная Ольга)
- 12:37 29.12.2005 Re: а у нас на эту тему в воскресенье (Вадим)
- 13:31 29.12.2005 Интересно (Епиходов)
- 15:23 29.12.2005 Re: Интересно (Петлеванная Ольга)
- 17:16 29.12.2005 Re: Интересно (Братец Дыкъ)
- 17:41 29.12.2005 Re: так и убить можно, если в лоб. (Вадим)
- 07:52 30.12.2005 Re: Интересно (Андрей Владимирович)
Помните?
Андрей Владимирович - 05:23 28.12.2005
Помните тему Братца Дыка о непонятных местах Евангелия?
Вот недавно совсем выяснил для себя одно недоразумение, хочу поделиться с Вами.
Мф.22;1-14. в притче о званных на брачный пир мне было не понятно, как это случайно найденные на распутиях, у евангелиста Луки это вообще "нищие, увечные, хромые и слепые", имеют брачные одежды, приличные собранию? Тем более одного из возлежащих уже на пире не в брачной одежде царь изгоняет.
Но вот в одной из ссылок Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа http://www.klikovo.ru/db/book/msg/2759
приводит такие исторические сведения. Для явления пред лицем царя, на Востоке заведён был обычай иметь нарядный кафтан. Этакий дежурный наряд, чтобы не смущать царское достоинство непотребным внешним видом.
Так вот получается, что оказавшийся на пиру не в надлежащем виде не просто поленился добыть, как прочие гости, себе одежды - он умудрился этот временный подарок царя уже куда-то использовать.
Вот где особое нечестие-то!?!
В приложении к нашей жизни картина на мой взгляд получается такая: Евангелие учит нас не просто способу решения своих насущных проблем: здоровья, семьи, душевного спокойствия, всё это предлагается рассматривать лишь как средства, главное - это Царствие Божие.
Сказано же Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником. (Лк 14,33).
А кто "божественный инструментарий", который действительно имеет могучие силы, использует всё для тех же мирских своих привязанностей и есть тот нищий, который одежды, ему преподнесённые для пира (как единственное условие участия в нём), даже не доносит до этого пира, а прётся туда как есть.
Re: Помните?
Вадим - 15:59 28.12.2005
Андрей Владимирович,
> приводит такие исторические сведения. Для явления пред лицем царя...
когда-то слышал об этом, но как-то "невнятно", спасибо огромное за ссылку.
> В приложении к нашей жизни картина на мой взгляд получается такая: Евангелие учит нас не просто способу решения своих насущных проблем: здоровья, семьи, душевного спокойствия, всё это предлагается рассматривать лишь как средства, главное - это Царствие Божие.
На днях понравилось у митрополита Антония Сурожского на эту притчу:
Господь призвал на брак, т.е. на самую глубочайшую, совершенную радость - самых близких Ему людей, тех, которые всегда, в минуты радости, около Него были, тех, которые умели делить все светлое, что проходило в Его жизни... Но вот, когда дошло до последней радости, до радости Господней, до брака Его Сына, когда радость оказалась Его собственной и неразделимой, когда радость оказалась такая, что надо было приобщиться Его радости, а не только разделить с Ним радость, тогда все начали от этого брачного пира отказываться<...>
Когда радость чужую - будь то Божию, будь то человеческую - мы можем так разделить, чтобы она стала радостью нашей, не только приобщиться чужой радости, но присвоить себе хоть какую-то долю ее, - мы с готовностью идем; но когда нам надо только радоваться чужому счастью, когда, в конечном итоге, радость окажется не нашей, а его - Божией или человеческой - нам некогда
а у нас на эту тему в воскресенье
Петлеванная Ольга - 17:17 28.12.2005
была проповедь в храме.
Батюшка объяснял, что тот кто купил землю - считал своей первейшей обязанностью ее возделывать, тот, кто купил волов - их испытать. Вообщем они по своему разумению занимались улучшением мира и считали это важнейшим. Тот который женился - имел свою домашнюю радость и ему не нужна была еще и радость Господина... Эти три лица притчи олицетворяют каждого из нас.
Потом он объяснял и про слепого, хромого...(я точно не воспроизведу) сравнивая их с блаженными из заповедей блаженства. И в результате получилось все правильно, на пиру оказались те, кто и должен был быть, кому принадлежит Царство Небесное.
Кстати на пир ведь были призваны и люди не из города, а с дорог... (то есть не евреи уже только, а язычники).
Что касается брачной одежды, то я читала и такое сравнение, что человек пришел не подготовленным (не имеющим брачной одежды)... Часто ведь Причастие сравнивают с пиром (к теме: хорошо было сказано, что люди признающие церковь, приходящие ставить свечи и целовать иконы, но не причащающиеся уподобляются тем, которых Господь зовет на пир, а они предпочитаюсь собирать крошки под столом). И вот как к Причастию нужно готовиться, так и душа должна облечься в смирение и прочие добродетели, чтобы можно было неосужденно предстать перед Господом ...
Очень, конечно, коряво написала. Простите.
Re: еще такой момент
Вадим - 17:26 28.12.2005
> Батюшка объяснял, что тот кто купил землю - считал своей первейшей обязанностью ее возделывать, тот, кто купил волов - их испытать.
пять пар волов - по числу чувств человеческих. Очень перекликается с девизом: жизнь коротка - надо все попробовать, все испытать.
Re: а у нас на эту тему в воскресенье
Братец Дыкъ - 22:51 28.12.2005
Петлеванная Ольга, Вы писали:
> была проповедь в храме.
> Батюшка объяснял, что тот кто купил землю - считал своей первейшей обязанностью ее возделывать, тот, кто купил волов - их испытать. Вообщем они по своему разумению занимались улучшением мира и считали это важнейшим. Тот который женился - имел свою домашнюю радость и ему не нужна была еще и радость Господина... Эти три лица притчи олицетворяют каждого из нас.
Я не буду оспаривать верность толкования вашего священика. По сути он прав, а притча на то и притча, чтобы не иметь одного правильного толкования.
Однако я хочу обратить Ваше внимание, на саму суть отговорок приглашенных.
Лк.14:18-20:
"...Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти."
После того как ты купил землю, поздно идти смотреть на нее, какая бы она не была, ты ее уже купил и никуда она не денется. Тоже касается и волов. Как миниум они отказались из-за нелепой причины, или, скорее всего, просто неумело отбрехались.
Это же касается и третьего. Он же говорит "я женился", а не "я женюсь сегодня", речь идет не о свадьбе, а о том, что он, пардон, не натешился еще со своей новой женой и поэтому отказывается прийти.
> Потом он объяснял и про слепого, хромого...(я точно не воспроизведу) сравнивая их с блаженными из заповедей блаженства. И в результате получилось все правильно, на пиру оказались те, кто и должен был быть, кому принадлежит Царство Небесное.
Царствие Небесное принадлежит абсолютно всем людям, но его надо прийти и взять, т.е. явиться на пир.
Re: а у нас на эту тему в воскресенье
Петлеванная Ольга - 09:24 29.12.2005
"После того как ты купил землю, поздно идти смотреть на нее, какая бы она не была, ты ее уже купил и никуда она не денется. Тоже касается и волов. Как миниум они отказались из-за нелепой причины, или, скорее всего, просто неумело отбрехались.
не совсем согласна. Нам батюшка объяснял по поводу земли - что тот, кто купил ее, собирался начать ее возделывание, размежевать ее и т.д. То есть он не придумывал нереальной причины, он действительно собирался идти и заниматься своей землей, ему его личные дела просто были важнее. То же и с волами.
Что касается третьего по-моему наши "трактовки" вполне совпадают. У него уже была своя домашняя радость, так что было не до пира.
Так и все мы чаще предпочитаем делать свои дела...
"Царствие Небесное принадлежит абсолютно всем людям, но его надо прийти и взять, т.е. явиться на пир."
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царсто Небесное... В этом контексте говорил батюшка. На пир в результате нищие и пришли, которые в притче являлись как бы прообразом нищих духом.
"Царствие Небесное принадлежит абсолютно всем людям, но его надо прийти и взять, т.е. явиться на пир."
Просто прийти недостаточно, прийти нужно в брачной одежде, т.е.подготовленным.
Re: а у нас на эту тему в воскресенье
Вадим - 12:37 29.12.2005
Интересно
Епиходов - 13:31 29.12.2005
Братец Дыкъ, Вы писали:
> Однако я хочу обратить Ваше внимание, на саму суть отговорок приглашенных.
> Лк.14:18-20:
> "...Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти."
> После того как ты купил землю, поздно идти смотреть на нее, какая бы она не была, ты ее уже купил и никуда она не денется. Тоже касается и волов. Как миниум они отказались из-за нелепой причины, или, скорее всего, просто неумело отбрехались.
> Это же касается и третьего. Он же говорит "я женился", а не "я женюсь сегодня", речь идет не о свадьбе, а о том, что он, пардон, не натешился еще со своей новой женой и поэтому отказывается прийти.
>
Да, это интересно и не приходило мне в голову, хотя не раз встречал это место.
Интересно и то, что эта притча - одно из оснований для проповеди полного отрешения от всякой деятельности, кроме монашеской молитвенной, для прововеди полного ухода ото всего, чем живет человек в этом мире, экстремального аскетства. Если понимать в лоб - то выводы просты: не возделывай землю, не женись - всё грех и суета.
Re: Интересно
Петлеванная Ольга - 15:23 29.12.2005
по моему скромному мнению отнюдь не так нужно понимать эту притчу. Как это возделывать землю и жениться - грех и суета?
Во-первых монахи тоже возделывают землю. Во-вторых кто-то из апостолов (мне кажется Павел) сказал очень строгие слова относительно тех, кто считал недостойными тех, кто женится, а не принимает монашество. К сожалению я не помню даже нескольких точных слов этой цитаты, поэтому не смогла ее найти.Кто знает, помогите найти.
Re: Интересно
Братец Дыкъ - 17:16 29.12.2005
Епиходов, Вы писали:
> Братец Дыкъ, Вы писали:
>
> > Однако я хочу обратить Ваше внимание, на саму суть отговорок приглашенных.
> > Лк.14:18-20:
> > "...Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти."
> > После того как ты купил землю, поздно идти смотреть на нее, какая бы она не была, ты ее уже купил и никуда она не денется. Тоже касается и волов. Как миниум они отказались из-за нелепой причины, или, скорее всего, просто неумело отбрехались.
> > Это же касается и третьего. Он же говорит "я женился", а не "я женюсь сегодня", речь идет не о свадьбе, а о том, что он, пардон, не натешился еще со своей новой женой и поэтому отказывается прийти.
> >
>
> Да, это интересно и не приходило мне в голову, хотя не раз встречал это место.
Мне тоже. Это я почерпнул из проповеди нашего настоятеля.
> Интересно и то, что эта притча - одно из оснований для проповеди полного отрешения от всякой деятельности, кроме монашеской молитвенной, для прововеди полного ухода ото всего, чем живет человек в этом мире, экстремального аскетства. Если понимать в лоб - то выводы просты: не возделывай землю, не женись - всё грех и суета.
Я никогда не встречал такого ее толкования, покрайне мере в православных источниках.
Мне кажется, что "проблема" с этой притчей состоит в следующем: наша церковь настолько хорошо усвоила идею, которая несется в этой притче, что нам теперь усвоившим эту идею о Царствии Небесном чуть ли не "с молоком матери", трудно остановиться на этой идее размышляя над притчей. Нас тянет копнуть глубже, потому что о том на что подобно Царствие Небесное, согласно этой притче, мы и так знаем, как само собой разумеющееся, и для передачи этой идеи, притча нам как бы и не нужна.
Но, насколько я понима, это было совсем не так для тех людей, которым Иисус рассказал эту притчу: евреям периода второго храма.
Re: так и убить можно, если в лоб.
Вадим - 17:41 29.12.2005
лучше я Вам, Александр, спину подставлю - вижу ищете об кого кий сломать
> Если понимать в лоб - то выводы просты: не возделывай землю, не женись - всё грех и суета.
Для такого буквализма у нас давеча была притча о талантах, по ней же вобще невозможно спастись, не будучи предпринимателем.
PS Подпеваю (чего, действительно, Вам одному-то )
Вроде не бездельники
И могли бы жить...
Re: Интересно
Андрей Владимирович - 07:52 30.12.2005
Епиходов, Вы писали:
> Интересно и то, что эта притча - одно из оснований для проповеди полного отрешения от всякой деятельности, кроме монашеской молитвенной, для прововеди полного ухода ото всего, чем живет человек в этом мире, экстремального аскетства. Если понимать в лоб - то выводы просты: не возделывай землю, не женись - всё грех и суета.
* * * * * * * * * * * *
Вспомнил о мнении, которое часто приходится слышать от посторонних, атеистов и т.д. Что же это выходит по-вашему, если все станут верующими, уйдут в монахи, кто же тогда останется???
Тут, как мне кажется, само дело неверно понимается. Главное для верующего - это установка ударения на любовь к Богу (первая Заповедь), которую и предлагается выразить в нашей обыденной жизни, в чём же другом это можно выразить?
Например то, что я признаю Москву столицей нашей страны вовсе не означает, что я должен в этом городе жить, всеми силами стремиться самому там поселиться. Не в этом выражается моё принятие этого города столицей.
Так же и Царство Небесное должно стать главным делом для человека. Господь же призывает любить мать и домашних своих меньше чем Его Самого, даже самого себя любить меньше, чем Его Самого. Но показать эту любовь в чистом виде как бы нельзя по причине неосязательности как Самого Бога, так и Царствия Небесного. Помните, как у Апостола говорится: "Если не любишь брата своего, которого видишь, как сможешь тогда возлюбить Бога, которого не видишь?"
К тому же грех - это сознательное (с полным ведением и пониманием) нарушение человеком Божиего установления. Суета - это тщетная, пустая трата времени и сил, которые Господь даровал тебе для спасения. Знаете же, что каждый из нас жив до той поры, когда Господь ждёт, что мы ещё возможно станем лучше?
Так почему грех и суета - наша обыденная жизнь? Грех и суета - не знать воли Божией, грех и суета - идти против этой воли. Или считаете, что грех и суета невозможны в монашеской жизни?