Беседы о Православии
Архив форума
Если кто спросит у тебя совета, отвечай, что знаешь, но предварительно помолись внутренне и расположись на волю Божию; говори просто, не мудрствуй, не старайся повлиять; если на пользу, благодать Божия это сделает.
Иоанн (Алексеев), схиигум.

 С Праздником! И вопрос...
Виктор П. - 11:30 19.01.2006
Поздравляю всех с Праздником Крещения Господня!
И как раз к этому Празднику я вспомнил давно мучающий меня филологический вопрос.
Само слово "Крещение" является производным от слова "Крест".
Так или иначе слова "креститься", "крещение" просто из соображений здравого смысла имеют право на существование только после Голгофских событий.
Тогда почему проповедь покаяния, совершаемое Иоанном Крестителем, называют именно словом "Крещение"?
Это особенности перевода, или есть другое объяснение?
Еще раз подчеркиваю - речь не о смысле, а лишь о термине.

С Праздником!

 Re: С Праздником! И вопрос...
Петлеванная Ольга - 11:35 19.01.2006
Виктор П., Вы писали:
> Поздравляю всех с Праздником Крещения Господня!


и вас с праздником! Присоединяюсь и поздравляю всех участников форума!

 Re: С Праздником! И вопрос...
Александр Иванов - 11:40 19.01.2006
С Праздником!

Это именно особенность перевода. Если не ошибаюсь, более точным буквальным переводом будет "омовение".

 Re: С Праздником! И вопрос...
Владимир Ковальджи - 14:08 19.01.2006
> Это именно особенность перевода. Если не ошибаюсь, более точным буквальным переводом будет "омовение".


Совершенно верно. Baptism. В большинстве языков - подобные производные от греческого. Крещение же - чисто наше слово. Но оно вполне небезосновательно. И на бытовом уровне (надевание крестика, погружение креста в воду при освящении и т.п.), и на богословском: крещение для Иисуса было началом пути ко Кресту, и крещение для каждого - есть взятие своего креста и несение его по заповеди.

 Re: С Праздником! И вопрос...
Виктор П. - 15:25 19.01.2006
> Совершенно верно. Baptism. В большинстве языков - подобные производные от греческого. Крещение же - чисто наше слово. Но оно вполне небезосновательно. И на бытовом уровне (надевание крестика, погружение креста в воду при освящении и т.п.), и на богословском: крещение для Иисуса было началом пути ко Кресту, и крещение для каждого - есть взятие своего креста и несение его по заповеди.



Спасибо за ответы!
В принципе, таким ответом и можно было бы удовлетвориться, но что-то меня всё равно тревожит :-)).
Меня просто удивляет тот факт, что и на иконах Иоанн Креститель изображается с крестом (или посохом в виде креста?), и само именование Иоанна как Крестителя закрепилось именно в таком виде, хотя вполне хватило бы "Иоанн пророк" или "Иоанн Предтеча".
Да и мало верится, что просто не нашлось другого слова для того процесса, который совершал Иоанн в водах Иордана. Запросто могло и какое-нибудь подходящее греческое слово прижиться, если б была нужда (как прижились слова "евхаристия", "дискос" и т.д.) - не означает ли это косвенно, что есть более глубокие причины для употребления слов "Крещение" в описании сегодняшнего Праздника?
Да, Владимир, Вы верно написали, но "маловато будет" :-)).
Это мы СЕГОДНЯ знаем, что Иисусово Крещение было подготовкой к Его крестным страданиям.
Но ведь еще до момента прихода Иисуса на Иордан люди УЖЕ говорили "Иоанн крестит водою".
И если точный перевод звучал бы как "Иоанн омывает водою", то почему в русском переводе именно это слово перевели как "крестить"? Если слово "омыть" слишком бытовое, то можно было бы использовать слово без перевода и т.д.
Вот я и думаю - может, есть какое-либо еще объяснение этому факту?
Понятно, что Бог вне времени, и Христос знал о Своем пути, но Иоанн крестил и других...
В общем, что-то тут есть недосказанное :-)).
Или я слишком увлекся ненужными изысканиями? :-))

 Re: С Праздником! И вопрос...
Владимир Ковальджи - 15:30 19.01.2006
> Меня просто удивляет тот факт, что и на иконах Иоанн Креститель изображается с крестом


Да, именно по той же "богословской" причине. Икона - не фотография...

 Re: С Праздником! И вопрос...
Виктор П. - 15:38 19.01.2006
> > Меня просто удивляет тот факт, что и на иконах Иоанн Креститель изображается с крестом

>

> Да, именно по той же "богословской" причине. Икона - не фотография...



Спасибо, наверное, на этом и надо успокоиться :-)).
Вообще, мне иногда православие напоминает голографию - принцип очень похожий. Ведь любой участок голограммы несет в себе информацию обо всей голограмме в целом.
Так и тут - почти любая икона, даже изображающая конкретное (короткое во времени) событие, способна "рассказать" нам гораздо больше, чем кажется на первый взгляд...

Спасибо!


Архив форума