Беседы о Православии
Архив форума
Святые отцы советуют читать святое Евангелие ежедневно; если очень недосужно, хоть одно зачало все же прочти. Читай не так, чтобы только прочесть, но внутренне помолись Господу, чтобы открыл очи твои сердечные для уразумения силы святого благовествования Христова; читай внимательно, точно по складам. Опытом познаешь духовную силу, исходящую от такого чтения, подобно кровоточивой жене.
Иоанн (Алексеев), схиигум.

 Старообрядчество
Машуля - 16:53 21.09.2006
Всем,кто меня помнит,снова здравствуйте:) надеюсь все живы здоровы:)
что то сегодня натолкнуло меня на прочтение "Истории старообрядческой Церкви" (http://www.kirov.ru/~umcnd/books/oldhist.htm)
..про раскол Никона я знала еще из курса школьной истории, на уроках катехизиса в Воскресной школе как то этот вопрос обходился стороной.. ну и вобщем я никогда толком не задумывалась над тем,что такое старообрядчество.. для меня оно всегда было "неправильным"..по прочтении "Истории старообряд.церкви" я задалась множеством вопросов: если Никон ввел кучу самовольных изменений в церковный устав, никак не согласуя с Собором,если он предавал анафеме всех,кто не принимал эти изменения,вобщем был таким тираном итд,то почему мы,православные христиане,или как говорится в "Истории.." "новообрядцы",являемся его последователями, а не остались верны старым греческим канонам,древней Церкви итд..???или я что то не поняла?
или эта история пересказана как говорится "со своей колокольни"??
вобщем кто прав кто виноват, жду ваших мнений.
иначе эти открытия внесут раскол в мою душу..прошу делиться полезными ссылками,высказывать свои мнения вообще и в пользу/против этой всей истории в частности..

 Re: Старообрядчество
Владимир Ковальджи - 17:39 21.09.2006
> или эта история пересказана как говорится "со своей колокольни"??


Конечно, надо почитать нечто с самых разных колоколен, чтобы приобрести "объемное" впечатление. Почитайте по этому вопросу Карташева, Каптерева, Успенского, Голубинского и т.д. Очень многое можно легко найти в сети.

 Re: Старообрядчество
Машуля - 17:42 21.09.2006
спасибо:)ушла читать:)

 Re: Старообрядчество
аня титова - 19:24 22.09.2006
Да, конечно, тема эта сложная и ее так просто не решишь. Конечно тут нужно читать Но к примеру русские религиозные философы ( напр. Н. Бердяев и Г, Федотов ) считали что раскол показал какова была русская духовность того времени, что в тогдашней русской жизни господствовали обрядоверие и невежество. Ведь из-за чего начался спор (ну так чисто формально) - из-за обрядов, из-за традиций. Ведь разногласия были непринципиальные и при нормальной духовной жизни можно было договориться полюбовно. Да конечно, мне могут сказать, что тут дело было серьезнее, речь шла не только об обрядах, но и о к примеру взаимоотношении церкви и гос-ва, или чего-то еще, а обряды лишь предлог, но все-так, уж больно пустячный был этот предлог. Конечно, вожди раскола были люди без сомнения героические и самоотверженные, но такой героизм заслуживал лучшего применения.

 Re: Старообрядчество
Киот - 10:47 26.09.2006
Никон, конечно, был не сахарным и могое из его поведения подлежит критике. Это и личные его немощи: любовь к пышности, помпезности; и манера действовать - знаменитые "телеграфные указы".
Но если манеру можно осуждать, то само направление борьбы было совершенно верным: исправление ошибок, закравшихся при переписке, упразднение привнесенных нелепых традиций, обрядоверия, народного магизма и т. п. - уж кому-кому, а нам, сталкивающихся сейчас с похожими проблемами, очень понятна предраскольная ситуация.

 Re: Старообрядчество
аня титова - 15:36 26.09.2006
Все справедливо: реформы были нужны и исправление было нужно. Но все это было можно сделать другими средствами, не так резко проводить в жизнь. Да противники были конечно зачастую мракобесами и обрядоверами. Но ведь то какими методами действовали сторонники реформ тоже говорит об их обрядоверии - куда было так торопиться, что разве церковь бы разрушилась, если бы немного подождать.

 Re: Старообрядчество
Александр Иванов - 15:46 26.09.2006
Тогда дров наломали обе стороны, но факт остается фактом: старообрядцы покинули Церковь, раскол есть раскол. На сегодняшний день Русская Церковь исправила ошибки со своей стороны - со старых обрядов сняты прещения, у старообрядцев не осталось видимых причин для того, чтобы оставаться в расколе, кроме слепого консерватизма и невежества, а со стороны их "иерархов" - властолюбия.

 Re: Старообрядчество
Киот - 05:52 27.09.2006
Ну... собственно, об этом и речь. Ждать, правда, было нечего, но вот вести реформы поаккуратнее - это конечно, тут не поспоришь. Однако. Что было - то было, с обеих сторон не хватило такта и смирения. Противниками птрх. Никона были отнюдь не мракобесы - на уровне идеологов старообрядчества - это были лучшие люди своего времени - наиобразованнейшие члены кружка ревнителей благочестия, бывшие соратники и друзья Никона. Так что с обеих сторон было достаточно перегибов.
Самой главной, на мой взгляд, ошибкой как никониан, так и раскольников (я имею в виду идеологов движений) было то, что они позволили внутрицерковному диспуту переместиться в политическую область - под знаменами старообрядцев стали собираться все недовольные (оппозиционеры, так сказать): опальные бояре, стрельцы, посадские и пр. И вот тогда началась война.


Архив форума