Беседы о Православии
Архив форума |
|
Непамятозлобие есть знак истинного покаяния; а кто содержит в сердце памятозлобие, и думает, что он творит покаяние, тот подобен человеку, которому во сне представляется, что он бежит.
Иоанн Лествичник, преп. |
- 20:25 28.11.2006 Кто творит добро? (Дима)
- 10:33 29.11.2006 Re: Кто творит добро? (Вадим)
- 22:22 02.12.2006 Начали. (Андрей Владимирович)
- 20:04 04.12.2006 Re: Кто творит добро? (slavindo)
- 23:34 31.12.2006 Re: Кто творит добро? (Дима)
Кто творит добро?
Дима - 20:25 28.11.2006
Здравствуйте. Я много думаю о смысле жизни =) и вот какое у меня сложилось впечатление:
Бог, безусловно, есть. Он, безусловно, идеален. Но кто МЫ? Человек - образ Божий. А что такое образ? Образ - это отпечаток, блеклое воспоминание по сравнению с самим Богом. Так или не так?
Отсюда следует, что мы, конечно, не совершенны, да и как может быть совершенен (благ) кто-либо, кроме Бога? Значит, и воля наша несовершенна, и мы должны подчиняться воле Его. Однако может ли человек "подчиниться" и следовать заветам Бога так, как он следует любому наставлению? Разве может ЧЕЛОВЕКА душа стать ИСТОЧНИКОМ ВОЛИ БОГА? Сказано же, что "кто возненавидит душу свою, тот её сохранит" и "что можете без Него? ничего." Получается, что человек НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ без Бога, то есть может - но это что-то будет несовершенным - а значит, ложным. Также есть указание на то, что гордость - источник всех грехов. Это подтверждает мои мысли - если кто гордится и думает, что САМ может что-то сделать, он глубоко ошибается. Таким образом, чтобы делать что-то по воле Его, нам надо смириться (забыть о своей воле) и принять В СЕБЯ Христа, чтобы Он делал всё по воле Своей. "Уже не я живу, но Господь живёт во мне."
Значит ли это всё, что человек не способен на добрые дела? Значит ли это, что СВОБОДА как таковая Божьего творения предполагает наличие (возможность) ГРЕХА? Но как объяснить жизнь Адама и Евы до первородного греха - неужели он был неизбежен? Гордиться может буквально каждый свободный РАЗУМ, отделённый от Бога?
Извиняюсь за сумбурность изложения. Был бы очень благодарен за ответы.
Re: Кто творит добро?
Вадим - 10:33 29.11.2006
Здравствуйте, Дима,
Бог, безусловно, есть....<пропущено только из экономии, но не из-за значимости!> "Уже не я живу, но Господь живёт во мне."
Очень рад за Вас. Больше всего радует, что Вы сами до этого дошли.
Значит ли это всё, что человек не способен на добрые дела?
В нынешнем (падшем) состоянии - да, не способен. Это, пожалуй, основная причина по которой в святоотеческой литературе (на мой непросвещенный взгляд) ударение делается не на то как надо творить добро, но больше - как удерживаться от зла.
Значит ли это, что СВОБОДА как таковая Божьего творения предполагает наличие (возможность) ГРЕХА?
Да. Между чем и чем был бы выбор если бы возможности греха не существовало? И в чем была бы свобода?
Но как объяснить жизнь Адама и Евы до первородного греха - неужели он был неизбежен?
По-моему, вопрос не следует из предыдущих. Но похожее как-то обсуждалось.
Гордиться может буквально каждый свободный РАЗУМ, отделённый от Бога?
Ну собственно с гордости началось (и каждый раз начинается) всякое отделение от Бога. Не понятно только, что такое "свободный разум"? Свобода существует только до выбора, после - ее уже нет.
Начали.
Андрей Владимирович - 22:22 02.12.2006
Дима, Вы писали:
> Здравствуйте. Я много думаю о смысле жизни =) и вот какое у меня сложилось впечатление:
* * * * * * * * * * *
Димитрий, здравствуйте. Думаю, что многие участники разделят эту радость - появление нового собеседника. В добрый путь!
> Бог, безусловно, есть. Он, безусловно, идеален. Но кто МЫ? Человек - образ Божий. А что такое образ? Образ - это отпечаток, блеклое воспоминание по сравнению с самим Богом. Так или не так?
* * * * * * * * * * * *
Есть мнение, что "образ" - это как бы данное сразу, без усилий, по праву рождения. А вот "подобие" приобретается уже усилиями самого человека.
Очень важно именно действовать, а не рассуждать, интересоваться, увлекаться идеями только. Так и Господь говорил, не слушатели закона, а исполнители блаженны.
> Отсюда следует, что мы, конечно, не совершенны, да и как может быть совершенен (благ) кто-либо, кроме Бога? Значит, и воля наша несовершенна, и мы должны подчиняться воле Его.
* * * * * ** * * * * * * * * * *
Воля Бога желает добровольности человека, т.е. сознательного следования по пути исполнения Заповеди Божиих.
>Таким образом, чтобы делать что-то по воле Его, нам надо смириться (забыть о своей воле) и принять В СЕБЯ Христа, чтобы Он делал всё по воле Своей. "Уже не я живу, но Господь живёт во мне."
* * * * * * * *
Подобные высказывания как бы верны/неверны одновременно. Где, у Иоанна Лествичника опысывается наказ игумена монастыря нарушить Заповедь Божию? Кажется там. И даётся ответ сообразно духовному возрасту монаха. Монаху с опытам предписывается правильным не исполнять волю игумена. А монаху молодому исполнить, показать послушание. Так и с отказом от своей воли. Покуда воля на одно только греховное тянет, от неё по-Божески надо отказываться. Однако гимн православия в обретении разума, жизни по разуму и разумному устроению.
Ничего "безумного" в Церкви нет.
> Значит ли это всё, что человек не способен на добрые дела? Значит ли это, что СВОБОДА как таковая Божьего творения предполагает наличие (возможность) ГРЕХА? Но как объяснить жизнь Адама и Евы до первородного греха - неужели он был неизбежен? Гордиться может буквально каждый свободный РАЗУМ, отделённый от Бога?
* * * * * * * * * * * * * * * * *
Разумно постичь, для чего тебя сотворили и жить воплощением этого замысла. Разве можно пилой забивать гвозди, а стамеской их выдёргивать из доски? Нет, инструменты только попортишь. Так и с человеком. Гибнет он и мучается от неправильно своего применения. Ну не сделан он для того, что бы грешить, а сделан для жизни с Богом.
Re: Кто творит добро?
slavindo - 20:04 04.12.2006
Дима wrote:
> Здравствуйте. Я много думаю о смысле жизни =) и вот какое у меня сложилось впечатление:
> Бог, безусловно, есть. Он, безусловно, идеален. Но кто МЫ? Человек - образ Божий. А что такое образ? Образ - это отпечаток, блеклое воспоминание по сравнению с самим Богом. Так или не так?
Здравствуйте, Дминтрий. Я тоже думаю много на эти темы...
Как вам такое рассуждение: По православному катехизису Бог - вездесущ и безграничен. Он - безграничный океан разума (как я читал где-то в Добротолюбии. Т.е. - бесконечный разум, бесконечное всеобъемлющее сознание. Ни для кого не секрет, что мы тоже обладаем некоторым разумом и некоторым сознанием (как известно, ограниченным). Так вот, из этого выходит вот такое заключение: раз Бог - бесконечный, всеобъемлющий разум, то наш разум является как бы частью (подмножеством) Божественного разума, я бы сказал, он "сделан" в нём и из него, поскольку не может быть такого конечного, которое бы не входило в бесконечное. Если развить мысль - то по компьютерным понятиям человеческий разум "эмулируется " из Божественного путём определённого творческого акта, заключающегося в наложении определённых ограничений.
Вот нам и остаётся думать: что есть наша ограниченность (или отдаленность) от Бога? Зло? Но зачем тогда было создавать ограниченных тварей вообще? Скорее всего, можно сказать о свободном творческом акте. Об акте Познания (самопознания) в том числе и с помощью наших глаз и ограниченных разумов.
Короче говоря, вот в каком ключе я предполагаю понимать мысль об "образе Божием".
P.S Ну вот, чувствую, сейчас посыпется: "Анафема! Анафема!"...
Re: Кто творит добро?
Дима - 23:34 31.12.2006
Мне кажется, что мы скорее ФОРМА, которой надлежит быть заполненной, нежели ограниченные "кусочки" Божественного разума.
Я извиняюсь, что не отвечал.. мне просто было нужно подтверждение моим мыслям. Впрочем, если честно, и оно не принесло облегчение. Спасибо вам. С Новым Годом.