Беседы о Православии
Архив форума
Крепко наблюдай за проявлениями гордости: она проявляется незаметно, особенно в огорчении и раздражительности на других из-за самых неважных причин.
Иоанн Кронштадтский, св.

 Вера "во времени"
Сергей (Москва) - 00:26 06.07.2007
При обсуждении другой темы две недели назад на этом сайте, уважаемый Андрей Владимирович, вы написали мне сообщение, на которое я тогда не ответил, потому что хотел его обдумать. Теперь возвращаюсь к этой теме.

Вы писали: "Нужно быть готовым к тому, что понимаемое нами вдруг объявить всего лишь примерным внешним наброском, а не абсолютной правдой. Конечно после того, как откроется что-то и другое, новое, то, что ты оказался способен различить.
Ещё можно сказать так. Когда из состояния неверия человек обретает состояние веры, то "весь мир" вдруг преображается, с новой точки зрения все предметы и явления становятся видимы иначе. Так вот это самое наблюдение должно нас научить чему? Не тому, что вот теперь наконец-то я увидел истинное положение вещей, нет! Напротив, научить тому, насколько миру и тебе свойственно видоизменяться так сказать, и быть уверенному, что такие изменения ещё и ещё грядут. Если первое обращение из неверующего в верующего вроде бы спасительно, то глубоко задумавшись и пожив в вере прийдёшь и к другому: если останешься в этом первом состоянии веры - то и погибнешь, надо искать правду дальше, стремиться усовершенствоваться далее.
Ясно ли удалось высказаться? "
- - - - - -
Мое первое впечатление было согласиться с этой мыслью, потому что она близка. Потом я подумал - почему? Увидел параллель с процессом познания. Потом что-то заставило насторожиться. Это что-то - подобие идеи прогресса применительно к Вере.
Подумал, что что-то здесь не так...

Конечно, Вера - она развивается. Вера - жизнь, а не статика.
Но развитие Веры - не через механизм "совершенствования". Совершенствование - это процес от чего менее совершенного к более совершенному. Но разве можно назвать настоящий опыт Веры, даже самый простой, несовершенным?

Мне кажется, здась скорее можно привести аналогию строительства здания. Первый ряд кирпичей, второй, цоколь, первый этаж... С каждым новым рядом более ясен замысел, дальше видно вокруг. Но все же это не совершенствование, а приобретение нового опыта, при этом старый опыт не обесценивается, а служит базой для нового, идет процесс накопления, роста, а не "смены парадигм"...

Пришло на память образное сравнение, я не помню из какой книги, кажется, Антония Сурожского. Шла речь о том, как представить, как по мере приближения к святости подвижники все более искренне ощущали себя грешниками? Ответ был в образе - человек, приближающийся к подножию высокой горы: чем ближе человек подходит к горе, тем более он осознает, какая он песчинка по сравнению с ней...

Все же, развитие Веры идет совсем другими путями, чем процесс познания...
И говорить о совершенствовании нужно с большой осторожностью.


Архив форума