Беседы о Православии
Архив форума
Остерегись рассердиться на кого-либо, - прощай всем.
Антоний Великий, преп.

 Вопрос по мистицизму
Antoni - 10:43 25.10.2007
Недавно нашел проект Древо (через сайт Dict). Переписал в свой личный компьютер. Так получилось, что несколько лет в прошлом сильно увлекался оккультизмом. Потом от всего этого отрекся и сейчас возвращаюсь к православной жизни. (мне 29 лет)

Соответственно первые вопросы, которые захотелось почитать: оккультизм, магия, мистика. В разделе Мистицизм есть такая фраза:
"... Согласно христианской антропологии, эти способности естественны человеку..." Этого не знал. Мне казалось, что все относящееся к "сверхспособностям" неестественно человеку, потому и не проявляется. А обеспечивается от общения с падшими духами.
Действительно ли эти способности строго говоря естественны для человека с православной позиции? Допустим у человека появились какие то из них (например предвидение событий или т.п.). Получается, что этот человек не экстрасенс, а нормальный человек, с естественными способностями. И осуждать его нельзя, только порадоваться за него.

(сам не занимаюсь ничем оккультным больше года и решил стремиться быть православным, в любом случае буду дальше стремиться к православию. Но вопросы связанные с мистикой, хочется знать о них больше. Чтобы правильнее понимать (оккультных книг я не читаю)).

Желательно услышать ответ: не только частное мнение мирян, но и совет от священника, если это возможно.

Еще момент: оказывается мистицизм само понятие опасно и может привести к заблуждению, если им сильно увлекаться. Судя по статье.
Но мне казалось, что христиане это тоже мистики. Мне казалось, что мистика это изучение или занятия связанные с невидимым, духовным миром. Ошибаюсь?

 Re: Вопрос по мистицизму
Александр Иванов - 12:17 25.10.2007
> "... Согласно христианской антропологии, эти способности естественны человеку..." Этого не знал. Мне казалось, что все относящееся к "сверхспособностям" неестественно человеку, потому и не проявляется. А обеспечивается от общения с падшими духами.

> Действительно ли эти способности строго говоря естественны для человека с православной позиции? Допустим у человека появились какие то из них (например предвидение событий или т.п.). Получается, что этот человек не экстрасенс, а нормальный человек, с естественными способностями. И осуждать его нельзя, только порадоваться за него.


Если эти способности открываются сами собой, в результате очищения от греховной скверны, то это вполне естественно, почитайте жития святых, они и исцеляли, и пророчествовали, и т.п. Но эти способности не были целью их духовного подвига, сами они эти способности ни во что не ставили.

Если же способности открываются " с черного хода", незаконно, с бесовской помощью, то ничего кроме вреда они не приносят. В мире ничего не бывает без причины, если от меня эти способности сокрыты, то мне не полезно их иметь и не нужно их искать.

> Еще момент: оказывается мистицизм само понятие опасно и может привести к заблуждению, если им сильно увлекаться. Судя по статье.

> Но мне казалось, что христиане это тоже мистики. Мне казалось, что мистика это изучение или занятия связанные с невидимым, духовным миром. Ошибаюсь?


Здесь вопрос только в терминологии. Понятие "христианская мистика" существует и употребляется в положительном смысле и христианами. Но из-за затасканности слова "мистика", из-за того, что мистиками называют и прп. Серафима Саровского и какого-нибудь Ошо, возникает законный протест против употребления этого термина в христианском смысле, что и выразил проф. Осипов, см внизу статьи ссылку на его книгу, почитайте, очень рекомендую.

 Re: Вопрос по мистицизму
Иван Николаевич - 13:59 25.10.2007
В сакраментологии под понятием "мистика" вообще не подразумевается ничего "сверхъестественно мистичного". Мистика в переводе с греческого означает "таинственность". Как это понимается в православном богословии (по крайней мере - как меня, недоучку, учили :-( ) я рассказал выше.

А если под "мистицизмом" понимать сверхъестественные способности некоторых святых людей - это, конечно, просто побочный продукт благодатных даров Духа Святого.
Человек старается стяжать чистоту сердечную и любовь всеобъемлющую. И когда он получает наконец эти дары, при них сами по себе, как дым от паровоза, могут оказаться пророческий дар или видение прошлого других людей.

Но если начать строить "паровоз" духовной жизни не для того, чтобы ехать на нем к Богу, а чтобы он просто "дымил" сверхъестественными способностями - дым, боюсь, может получиться зело ядовитый!
:-)

 Re: Вопрос по мистицизму
Иван Николаевич - 12:42 25.10.2007
Дорогой Антоний!

Светская когнитивная психология и христианская антропология согласны в том, что мистические способности (если не путать их с парапсихологическими, экстрасенсорными, оккультными и т.п. !) есть у каждого человека. Они определяются одним существенным фактором, отличающим человека от животного.
Этот фактор - способность к символическому восприятию мира.

Водитель останавливается на красный свет не потому, что у него выработан рефлекс, а потому, что он ЗНАЕТ, что ОЗНАЧАЕТ этот сигнал.
Верующий человек благоговейно молится перед иконой не потому, что от нее исходят какие-то сверхъестественные эманации, а потому что он ВЕРИТ, что икона ВОПЛОЩАЕТ невидимую духовную реальность.

Мистическая способность - способность воспринимать религиозные СИМВОЛЫ. Символ (по определению хистианской сакраментологии) - воплощение одной (духовной) реальности под видом другой (земной).
В этом смысле не только иконы, обряды таинств и молитвы символичны. Но символом являются и сами Святые Дары - главный и самый "мистический" предмет христианских таинств. Они воплощают Тело Христово под видом хлеба и вина.

(Правда, обычно в текстах, предназначенных не только для богословов, Св.Дары не называются символом, чтобы не смущать людей. Ведь в обыденном, нетерминологическом понимании "символический" - это какой-то "ненастоящий". "Символический ключ" ничего не открывает :-) )

И понятие "таинство" в христианстве значит совсем не то, что в оккультизме.
Оккультизм намеренно СКРЫВАЕТ свои "таинства" от непосвященных - чтоб профаны не получили "неположенных" им духовных БЛАГ.
А христианство ОБЕРЕГАЕТ человека, который не верит или не понимает смысл символа в таинстве от неверного восприятия святыни, которое может НАВРЕДИТЬ душе новоначального.

Поэтому в древности даже бывали не только огласительные беседы для готовящихся ко крещению, но и ТАЙНОВОДСТВЕННЫЕ - для новопросвещенных.
Широко известны "Тайноводственные беседы" св. Кирилла Иерусалимского. Почитайте - очень интересно!

Уверуй в символ, узнай его смысл - и Церковь с радостью раскроет перед тобой весь свой мистицизм.
И никаких особенных способностей, кроме данных каждому человеку от рождения, здесь не нужно! :-)

С любовью,
Иван

 Re: Вопрос по мистицизму
Фота - 13:47 31.10.2007
Иван Николаевич, Вы писали:
> Дорогой Антоний!

>

> Светская когнитивная психология и христианская антропология согласны в том, что мистические способности (если не путать их с парапсихологическими, экстрасенсорными, оккультными и т.п. !) есть у каждого человека. Они определяются одним существенным фактором, отличающим человека от животного.

> Этот фактор - способность к символическому восприятию мира.

>

> Водитель останавливается на красный свет не потому, что у него выработан рефлекс, а потому, что он ЗНАЕТ, что ОЗНАЧАЕТ этот сигнал.

> Верующий человек благоговейно молится перед иконой не потому, что от нее исходят какие-то сверхъестественные эманации, а потому что он ВЕРИТ, что икона ВОПЛОЩАЕТ невидимую духовную реальность.

>

> Мистическая способность - способность воспринимать религиозные СИМВОЛЫ. Символ (по определению хистианской сакраментологии) - воплощение одной (духовной) реальности под видом другой (земной).

> В этом смысле не только иконы, обряды таинств и молитвы символичны. Но символом являются и сами Святые Дары - главный и самый "мистический" предмет христианских таинств. Они воплощают Тело Христово под видом хлеба и вина.

>

> (Правда, обычно в текстах, предназначенных не только для богословов, Св.Дары не называются символом, чтобы не смущать людей. Ведь в обыденном, нетерминологическом понимании "символический" - это какой-то "ненастоящий". "Символический ключ" ничего не открывает :-) )

>

> И понятие "таинство" в христианстве значит совсем не то, что в оккультизме.

> Оккультизм намеренно СКРЫВАЕТ свои "таинства" от непосвященных - чтоб профаны не получили "неположенных" им духовных БЛАГ.

> А христианство ОБЕРЕГАЕТ человека, который не верит или не понимает смысл символа в таинстве от неверного восприятия святыни, которое может НАВРЕДИТЬ душе новоначального.

Вот, мне интересно, служители церкви видят, что сейчас у многих людией появились способности, которые раньше были им не свойственны? Кто-то мысли читает, кто - то энергию видит, кто-то предвидеть начинает. Причем, не все из них - люди воцерковленные. Между собой они называют друг-друга "сведущими", а тех, кто еще не обрел способности - "слепыми". Я думаю, что мир развивается и вместе с ним развиваются и люди. Как церковнослужители вомприниамют таких "чведущих" людей.

> И никаких особенных способностей, кроме данных каждому человеку от рождения, здесь не нужно! :-)

>

> С любовью,

> Иван

А если они появляются, эти способности сами по себе? без особого желания? Без особого рвения перед иконами, это от дьявола? Неужели, все нововведения церковь всегда принимает только как "дьявольские"?

 не цитируйте целиком
Владимир Ковальджи - 14:28 31.10.2007
Фота, не цитируйте в ответе целиком предыдущее сообщение. Оставляйте только нужное, на что собственно отвечаете, не более.

 Re: Вопрос по мистицизму
Иван Николаевич - 16:58 02.11.2007
Дорогая Фота!
Я знаю как минимум 15 человек, у которых, по их мнению, "появлялись экстрасенсорные способности сами по себе".
Пятеро из них позднее стали церковными людьми - теперь они вспоминают о своих давно пропавших "способностях" с ужасом и благодарят Бога, избавившего их от этого наваждения.

 Re: Вопрос по мистицизму
Александр Павлов - 19:14 31.10.2007
Иван Николаевич, Вы писали:

> Водитель останавливается на красный свет не потому, что у него выработан рефлекс,

Восприятие символа -есть рефлекс, очень навороченный.
Когда одни рефлексы служат раздражителем для других.

Как из всего этого вырастает сопричастность Господу - вот это Тайна тайн.
Пока мы тут - мы ее не поймем. А для Спасенного все тайное станет явным.
Отблеск этого всезнания - в момент Причастия.
IMHO.

 Re: Вопрос по мистицизму
Иван Николаевич - 16:54 02.11.2007
Ну да. Рефлекс.
И когда ребенок к иконе тянется или, наоборот, человек в делирии ее пугается, - тоже рефлекс.
Только безусловный, как у вольвокса!
Ты, Саша, настоящий магистр марксистско-ленинской теории отражения!

 Re: Вопрос по мистицизму
Александр Павлов - 19:50 02.11.2007
Иван Николаевич, Вы писали:

> Ты, Саша, настоящий магистр марксистско-ленинской теории отражения!

(Скромно потупившись от комплимента) Фамилия обязывает.
Да Иван, сплошные рефлексы. Но сверху до низу их разобрать НЕ получится.
Как не распутать Гордиев узел.А ведь он - из вервий простых - весь состоит.


Архив форума