Беседы о Православии
Архив форума
Важнее всего стараться быть мирным, а чтобы быть мирным, не касайся никаких чужих дел, уклоняйся от разной нелепой болтовни, чтения газет и слушания новостей.
Иоанн (Алексеев), схиигум.

 Священик как психолог
Братец Дыкъ - 08:04 27.11.2007
Среди православных, по моим наблюдениям, широко распространенно мнение о том, что одна из ролей священика - это быть чем-то вроде психолога, для своих прихожан, духовных чад. Иногда даже встречается более резкое мнение, что только духовенство на эту роль и годится, я обыкновенные психологи - это суть пародии от лукавого.

За последнии несколько дней в той или иной форме эту идею у нас на форуме высказали Владимир ( http://pravbeseda.ru/forum/view.php?bn=pb_roditeli&key=1196100804 ) и Иван ( http://pravbeseda.ru/forum/view.php?bn=pb_main&key=1196054365 )

Меня интересует откуда растет это убеждение в то, что священики наделены специальной харизмой помогать людям в решении их психологических проблемах, да и, просто, житейских тоже.

Если кто-то что-то знает помогите, пожалуйста, разобраться.

З.Ы.
Я специально выделил жирным шрифтом "решение", чтобы подчеркнуть, что речь не идет о советовании пастве как должно поступать христианину в той или иной ситуации, но именно о советах по преодолению проблем.

 Re: Священик как психолог
Татьяна Светлова - 10:02 27.11.2007
Братец Дыкъ, Вы писали:
> Среди православных, по моим наблюдениям, широко распространенно мнение о том, что одна из ролей священика - это быть чем-то вроде психолога, для своих прихожан, духовных чад. Иногда даже встречается более резкое мнение, что только духовенство на эту роль и годится, я обыкновенные психологи - это суть пародии от лукавого.

> Меня интересует откуда растет это убеждение в то, что священики наделены специальной харизмой помогать людям в решении их психологических проблемах, да и, просто, житейских тоже.


Чтобы преодолеть проблемы общения и излишней возбудимости известный специалист Щеглов советует детям заниматься онанизмом. А батюшка не советует. Я предпочитаю спрашивать совета у последнего.
К священнику который глатая и сокращая слова оттарабанивает службу, пинками гонит с исповеди и благославляя чуть не бьет крестом по голове за советом обычно не ходят. Бывает что Бог дает человеку разум и умение говорить (бывает). Если этот человек слушает про грехи и истории сотен или тысяч людей у него еще и опыт появляется. К тому же священники иногда молятся и по их молитвам (ради благодати священства - помимо личных качеств) многое складывается. Священникам это тоже известно, поэтому они говорят:"я помолюсь о вас". :-)
Поэтому доверчивые (или скорее верующие) люди часто надеются получить совет по решению своей проблемы у батюшки. (имхо)
А не говорливые и не умные священники на вопросы бывает не отвечают.
Впрочем опыт (в следствии накопления большого материала) в решении проблем и уж точно - благодать священства есть у всех священников. Так?

 Re: Священик как психолог
Вадим - 10:43 27.11.2007
> Среди православных, по моим наблюдениям, широко распространенно мнение о том, что одна из ролей священика - это быть чем-то вроде психолога, для своих прихожан, духовных чад.

Еще шире это мнение распространено во внешней, нецерковной среде. Опираясь на это мнение очень многие считают, что католичество "лучше устроено" - там на лавках сидят и музыку приятную слушают, живопись красивее, да и архитектура не отстает. Именно среди тех, кто идет в церковь "чтоб полегчало" так много людей которых "одергивают попы", на которых "шипят бабки" да и какая только собака их там не укусит.

> За последнии несколько дней в той или иной форме эту идею у нас на форуме высказали Владимир ( http://pravbeseda.ru/forum/view.php?bn=pb_roditeli&key=1196100804 ) и Иван ( http://pravbeseda.ru/forum/view.php?bn=pb_main&key=1196054365 )

Странно, я их иначе понял. Лучше бы им самим объясниться, в таком случае. :)

> Меня интересует откуда растет это убеждение в то, что священики наделены специальной харизмой помогать людям в решении их психологических проблемах, да и, просто, житейских тоже.

Это сугубо внешнее убеждение. Всевозможные психологические и житейские проблемы христианство решает противоположным от психологии образом: не "повернувшись к ним лицом", а "отвергнув себя".

 Re: Священик как психолог
Татьяна Светлова - 11:27 27.11.2007
Вадим, Вы писали:
>> Всевозможные психологические и житейские проблемы христианство решает противоположным от психологии образом: не "повернувшись к ним лицом", а "отвергнув себя".

Поэтому православные и идут в православную церкови к православному священнику за решением своих житейских проблем, чтоб узнать как в конкретной ситуации лучше "отвергнуть себя"

 Re: Священик как психолог
Владимир Ковальджи - 11:48 27.11.2007
> Среди православных, по моим наблюдениям, широко распространенно мнение о том, что одна из ролей священика - это быть чем-то вроде психолога

> За последнии несколько дней в той или иной форме эту идею у нас на форуме высказали Владимир...


Ни в коем случае! Из моего упоминания Ересиаршей позиции "психология - лженаука" никак не следует, что этой лженаукой должны заниматься еще и священники. Также, как им не следует заниматься астрологией и проч. Напротив, пусть всем этим занимаются именно психологи и астрологи - это их хлеб. Если многие им доверяют и готовы, яко Буратино, ракручиваться на денежки - то и грех (в житейско-рыночном смысле) не окучивать такую грядку.

ЗЫ. Не путать психиатра и психолога (аналогично астроному и астрологу).

 Re: Священик как психолог
Братец Дыкъ - 20:58 27.11.2007
Владимир Ковальджи, Вы писали:
> > Среди православных, по моим наблюдениям, широко распространенно мнение о том, что одна из ролей священика - это быть чем-то вроде психолога

> > За последнии несколько дней в той или иной форме эту идею у нас на форуме высказали Владимир...

>

> Ни в коем случае! Из моего упоминания Ересиаршей позиции "психология - лженаука" никак не следует, что этой лженаукой должны заниматься еще и священники. Также, как им не следует заниматься астрологией и проч. Напротив, пусть всем этим занимаются именно психологи и астрологи - это их хлеб. Если многие им доверяют и готовы, яко Буратино, ракручиваться на денежки - то и грех (в житейско-рыночном смысле) не окучивать такую грядку.


Владимир, я не ставил цель обсудить достоинства и недостатки психологии как науки.
Или даже сравнить кто лучше психолог или священик в качестве консультанта в той или иной области.
Чувствую, что это было бы чистой воды провокация. :)
Но я хочу попытаться понять откуда взялось само виденье священика как советчика в области напрямую не связанную с вопросами вероучения и духовной жизни?

Поясню на примере.
Есть ситуация мать выяснила что сын подворовывает.
Когда она приходит по этому поводу к батюшке с вопросом как ей следует поступить как христианке в этой ситуации - это вопрос о духовной жизни.
Когда она приходит по этому поводу к батюшке с вопросом как ей отучить сына воровать - это из области, которую я хочу обсудить.

> ЗЫ. Не путать психиатра и психолога (аналогично астроному и астрологу).


А в чем ты видишь принципиальную разницу между психиатром и психологом (всмысле практика-консультанта, а не ученого)?

 Re: Священик как психолог
Владимир Ковальджи - 22:48 27.11.2007
> я хочу попытаться понять откуда взялось само виденье священика как советчика в области напрямую не связанную с вопросами вероучения и духовной жизни?


Ну, очевидно же... Просто из желания получить правильный совет и убеждения, что благодать священнику именно таковой и подскажет.

> А в чем ты видишь принципиальную разницу между психиатром и психологом (всмысле практика-консультанта, а не ученого)?


Это надо объяснять?..
Психиатрия - область медицины, занимающаяся болезненными отклонениями сознания и поведения. Область, без сомнения, очень рискованная и подверженая злоупотреблениям и т.п. Но все же хоть отчасти пересекающаяся с классической медицинской наукой и ее методами. Короче, банальных уколов и таблеток тут гораздо больше, чем дурацких "философий".
Психология - НЕ область медицины, а область произвольных (и очень разных) посылок, на которых строится некое внешнее подобие "науки" (точнее, даже разных наук на разных посылках). Идеологична до мозга костей в любом своем варианте. Наукоподобие большинства ее построений не стоит на деле выеденного яйца, ибо вся система "аксиом" и "основных понятий" произвольна. Цели - обслуживание и поддержка той или иной "философии" (и заработок на хлеб с маслом, конечно).

Мне приходилось немножко общаться с проф. консультантами-психологами. Блин, это очень смешно! С кем их можно сравнить отчасти - это с саентологами или иеговистами. Или деятелями "сетевого маркетинга"... Довольно несчастные люди, некритично исповедающие вдолбленные им в голову "научные" схемы.

 Re: Священик как астролог
Братец Дыкъ - 01:00 28.11.2007
>> я хочу попытаться понять откуда взялось само виденье священика как советчика в области напрямую не связанную с вопросами вероучения и духовной жизни?

> Ну, очевидно же... Просто из желания получить правильный совет и убеждения, что благодать священнику именно таковой и подскажет.


Мотивация этих людей понятна. А какая исторически была позиция Церкви к этому?

> Просто из желания получить правильный совет ...


Ты чуть раньше сравнил психологов с астрологами. Судя по популярности последних, получить прогноз на следущую неделю, желают еще больше людей, чем получить совет. Почему же тогда мы не наблюдаем в церквях очереди за прогнозом на следующую неделю? (Только у старцев это можно наблюдать, и то сравнительно чуть-чуть).

Более того возникни такая тенденция, и потянись желающии к батюшкам узнать благоприятная ли будет следущая неделя, интуиция подсказывает мне, что церковь начала бы с ней бороться.

Почему тогда мы совершенно некритично, как само-собой разумеющееся и естественое воспринимаем поток желающих получить психологическую консультацию в церкви?

> ... и убеждения, что благодать священнику именно таковой и подскажет.


А это убеждение имеет под собой какую-то основу? И когда и как оно возникло в Церкви?
Последний вопрос и является моим оригинальным вопросом, на который я надеюсь кто-нибудь сможет мне помочь ответить.


>> А в чем ты видишь принципиальную разницу между психиатром и психологом (всмысле практика-консультанта, а не ученого)?

> Это надо объяснять?...

> ....


Мне кажется что ты несколько путаешь разные понятия (в частности, психологию как науку и как практику).
Но для меня это оффтопик, и я бы не углублялся в него, если только, конечно, тебе не архиинтересно узнать мое мнение по этому поводу. :)

P.S.
С твоей оценкой проф. консультантов-психологов, особенно на пост-совковых просторах, я, впринципе, согласен.

 Re: Священик как астролог
Владимир Ковальджи - 11:54 28.11.2007
> > ... и убеждения, что благодать священнику именно таковой и подскажет.

>

> А это убеждение имеет под собой какую-то основу? И когда и как оно возникло в Церкви?


За второе не скажу. Постепенно, вероятно.
А основа - это просто предмет веры, и только.
Ну, а чем отличается просьба о житейском совете от прогноза погоды - это ясно. Про второе очень легко сказать "ну не знаю я!", про первое - очень трудно. Конечно, есть священники, ясно и адекватно понимающие, что они могут, а что - не их дело. Но это признак большой мудрости, а она слишком частой не бывает... Искушение велико. Ведь, как известно, в таких вещах, как педагогика и т.п. - все люди "специалисты" :)
Если у меня просят совета - ну как не посоветовать! :) Многие ли из нас и подобных нам на тех же форумах сознательно отказываются высказать свое мнение по житейским вопросам?.. Надень на нас епитрахили - продолжим то же самое...

 Re: Священик как психолог
Иван Николаевич - 15:04 27.11.2007
Костя!
Ты вынуждаешь писать банальности.
Психология (якобы!) - наука о душе.
Продолжать надо?..

 Re: Священик как психолог
Братец Дыкъ - 01:04 28.11.2007
Иван Николаевич, Вы писали:
> Костя!

> Ты вынуждаешь писать банальности.


Дык, а ты не поддавайся и пиши что-то не банальное. ;)

> Психология (якобы!) - наука о душе.


Это весьма попсовое определение. На уровне "Математика - это наука о числах" или "Физика - наука об устройстве вселенной". Я, честно говоря, не припомню чтобы слышал это определение от самих психологов.

> Продолжать надо?..


100%. Посмотри ветку, где я общаюсь с Владимиром.

 Re: Священик как психолог
Иван Николаевич - 17:43 28.11.2007
Ну хорошо.
Используем метод ab absoluto.

1.
У преподобных старцев нет психологических проблем.
У послушников преподобных старцев психологические проблемы исчезают по мере усердия в послушании.
Следовательно, преподобный старец является успешным психологом.

2.
Имеется ли категориальная связь по этому признаку между преподобным старцем и попом Мартыном, любителем заложить за воротник?
Очевидно, имеется, если поп Мартын честно старается использовать опыт преподобных старцев, а не колбасит с похмелья, что ему взбрело на ум.

3.
Есть ли способ понять, пользуется ли поп Мартын психологическим опытом преподобных старцев или, несмотря ни на что, колбасит, что ему взбрело?
Есть!
Это статистический опыт прихожан и чад попа Мартына.

Quod erat demonstrandum.

Другое дело, что доказали мы здесь не более, чем "веревка - вервие простое", ибо и по результатам работы обычных психологов можно судить об их адекватности.
И все же сухой остаток имеется. В основе современной психологии не лежит опыт людей, избавившихся от психологических проблем.
А в основе пастырской психологии - лежит.

Да, кроме того, и учат ведь этому будущих попов!
Вот, к примеру:
http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/pokayanie2/5g7_7-all.shtml
Там, ближе к концу, под тремя звездочками...

 Re: Священик как психолог
Недостойный раб Божий †Иоанн - 19:04 27.11.2007
Братец Дыкъ, Вы писали:
> Среди православных, по моим наблюдениям, широко распространенно мнение о том, что одна из ролей священика - это быть чем-то вроде психолога...


А вот, что по этому поводу сказал Свт. Игнатий Брянчанинов: "Святые иноки, достигнув при свете
Божественной Благодати самовоззрения,
которому самообольщение уж
не может дать той неправильности
темноты, которые оно сообщало философам,
водимым духом века сего,
духом лжи и прелести,
соделались единственными истинными психологами" (Слово о смерти. Прибавление к «Слову о смерти», часть 1 «О духах», примечание 117). "К истинной философии приводит одно христианство
только при посредстве его можно быть
непогрешительным психологом и метафизиком" (О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви. См. http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=464).

 Re: Священик как психолог
Братец Дыкъ - 06:16 28.11.2007
Большое спасибо Иоанн.

Это упоминание довольно позднее - вторая половина XIX века иговорится тут не о священиках, но о духовно продвинутых святых. Но все равно это лучше чем ничего.

 Два ответа.
Андрей Владимирович - 20:07 27.11.2007
Братец Дыкъ, Вы писали:
> Среди православных, по моим наблюдениям, широко распространенно мнение о том, что одна из ролей священика - это быть чем-то вроде психолога, для своих прихожан, духовных чад.

* * * * * * * * * * *
Хороший священник - хороший педагог (наука немного отличная от психологии).
Насколько священник психолог??? Тут от позиции человека, который обращается за помощью, многое зависит. Всё можно свести до бытового мещанского уровня. Заболел - лечиться надо (типа кончилась соль - надо сходить в магазин, старый стал - помирать пора, пока молод - кути напропалую и проч.) (такой "неосознанный" подход к жизни вполне может удовлетворится "болеутоляющим лекарством", даже если налицо серьёзная стадия воспаления апендицита и давно пора оперировать)
Обращение к Богу тоже приносит облегчение страданий (наподобие лекарств). И опытно поняв это, человек вообще-то призван следовать дальше вот этого болеутоляющего уровня. А если человек не хочет, то он вот и опошляет свою веру, снижает её до уровня посещения "узкого специалиста".
Господь же говорит, что страдания человека происходят от греха. (притча о исцелении больного, спущенного на носилках через разобранную кровлю). Приходя к святыне, по мере его веры человеку авансом даётся ослабление его страданий, чтобы у него появились силы к побеждению греха. Если же человек не уменьшает свой грех, то неразумно ожидать состояния нестрадательного. Ведь причины своих страданий человек не устранил.
Благо, если психолог научает подобному же (напрмер я слышал, что обратившихся за помощью к врачу спасти сына-наркомана некоторые психологи заставляют проанализировать и пересмотреть своё собственное (родителей) потребительское отношение к жизни).

 исправление
Андрей Владимирович - 20:54 27.11.2007
Ошибка в сообщении
> Господь же говорит, что страдания человека происходят от греха. (притча о исцелении больного, спущенного на носилках через разобранную кровлю)

надо читать:
Господь же говорит, что страдания человека происходят от греха. (читай о исцелении больного, спущенного на носилках через разобранную кровлю)

 Re: исправление
Иван Николаевич - 23:48 27.11.2007
Ошибки нет.
Любая евангельская история может быть названа "притчей".
Это второе значение этого слова.


Архив форума