Беседы о Православии
Архив форума |
|
Когда всех людей видит кто хорошими, и никто не представляется ему нечистым и оскверненным, тогда подлинно чист он сердцем.
Исаак Сирин, преп. |
- 10:35 25.08.2008 Справедливость и равенство (Епиходов)
- 11:57 25.08.2008 Любовь, равенство и справедливость (Александр Иванов)
- 13:28 25.08.2008 Re: Любовь, равенство и справедливость (Епиходов)
- 13:58 25.08.2008 Re: Любовь, равенство и справедливость (Александр Иванов)
- 15:49 25.08.2008 "равенство" , "уравниловка". (Александр Павлов)
- 16:03 25.08.2008 Re: "равенство" , "уравниловка". (Епиходов)
- 16:33 25.08.2008 Re: "равенство" , "уравниловка". (Александр Павлов)
- 16:23 25.08.2008 Re: Справедливость и равенство (Иван Николаевич)
- 18:20 27.08.2008 Re: Справедливость и равенство (Епиходов)
- 16:36 28.08.2008 Re: Справедливость и равенство (Иван Николаевич)
Справедливость и равенство
Епиходов - 10:35 25.08.2008
Очень надеюсь, что меня не сочтут прилипчивым как репей, но не могу удержаться, чтобы не вынести отдельной веткой эту тему, развившуюся из разговора о коммунизме.
Отдельным же злом - вернее сказать, особыми страстями - я считаю мечтательность и зависть, на которых эта идеология базируется.
Т.е. мысль (как я её понял) была высказана такая, "главным злом" являлась даже не идеология Маркса, какой он её создал - по своим воззрениям и менталитету - а сами идеи, попытки привнести больше справедливости, больше равенства (юридического и социального в плане возможности самореализации) ! В этом - основная вина коммунизма как идеи !
Не знаю, как - кто... А я вот представляю себе "православие", в котором борьба за справедливость и равенство (в указанном смысле) объявлена грехом. Это и в самом деле будет неким "возвращением к истокам", вот только не очень счастливым истокам, причем несчастливым - на более высоком витке гегелевской спирали.
И в чем "вина" справедливости ? То, что из неё произрастает зависть ? По мне - так это вопрос меры, без которой все равно - никуда. Зло может произрасти из добра, и наоборот - через меру и чрезмерность. Из осторожности - получится трусость. Да и из человеколюбия может получиться какой-нибудь член госкомиссии по оправдыванию и освобождению маньяков-убийц, и только ли на последних при этом ляжет кровь замученных впоследствии жертв ? Ну и из того же человеколюбия можно и вещички награбленные дать у себя припрятать и на атасе постоять ?
Итак - православие минус стремление к справедливости и равенству ? Нравится она вообще - эта все более ясно вырисовывающаяся концепция "православия будущего" ?
Ал-р
Любовь, равенство и справедливость
Александр Иванов - 11:57 25.08.2008
Александр, возможно, Вам знакомо это высказывание свт. Николая Сербского, но приведу его на всякий случай, очень уж по теме.
Бог есть любовь, но Бог не есть равенство. Равенство изгнало бы и справедливость, и любовь, изгнало бы нравственность.
Любит ли муж жену за равенство?
И мать любит ли своего ребенка за равенство?
Разве друзья любят друг друга за равенство?
Неравенство - основа справедливости и побудитель любви.
Пока живет любовь, никто не вспоминает о равенстве.
Пока царит справедливость, никто не думает о равенстве.
Когда уходит любовь, люди говорят о справедливости и подразумевают равенство.
Когда за любовью уходит и справедливость, начинают говорить о равенстве и подразумевают безнравственность, то есть изгнанную нравственность подменяют порочностью.
На могиле любви вырастает справедливость, на могиле справедливости растет равенство.
http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=245
Re: Любовь, равенство и справедливость
Епиходов - 13:28 25.08.2008
Уважаемый Александр,
Не очень хотелось бы начинать "войну цитат". Тем более неплодотворным было бы, на мой взгляд, выстраивание цитат из современных революции 1917 года священнослужителей, поскольку борьбу с безбожным коммунизмом они считали первоочередным делом, прямо или косвенно.
И ради этой борьбы, использовались и логические натяжки и жесткие обобщения. Вот например :
> Бог есть любовь, но Бог не есть равенство. Равенство изгнало бы и справедливость, и любовь, изгнало бы нравственность.
Между тем, первые христианские общины, как они описаны в Деяниях, или крепкие монашеские общины в России вполне сочетали и то, и другое и третье.
А что было бы, если бы они начали бы целенаправлено изгонять из своей жизни справедливость и равенство ? Что было бы тогда с любовью ? Гроб, без вариантов.
Ал-р
Re: Любовь, равенство и справедливость
Александр Иванов - 13:58 25.08.2008
Александр, я не хотел бы ввязываться в спор, цитату предложил исключительно потому, что она как нельзя по теме и, на мой взгляд, никогда не потеряет своей актуальности. Попробуйте ее прочитать вдумчиво и непредвзято.
Когда есть любовь, нет никакой надобности в разговоре о справедливости: любимому скорее отдашь последнее, вплоть до своей жизни, безо всяких рассуждений о справедливости. В отсутствие любви приходится пользоваться понятием справедливости как костылем, чтобы хоть как-то приструнить эгоистическую мотивацию. По справедливости можешь отдать женщине или ребенку лучший кусок в ущерб себе, или, скажем, уступить им место в транспорте. А вот по соображениям равенства себя уже не обделишь.
"равенство" , "уравниловка".
Александр Павлов - 15:49 25.08.2008
Странно, что приходится как бы оправдываться.
Ну кто ж спорит - что люди разные, что Дары каждому особые?
Это как-то отменяет равенство людей перед Богом?
Ну давайте уж разнесем понятия - "равенство" и "уравниловка".
А то ерунда какая-то а не обсуждение получается
Re: "равенство" , "уравниловка".
Епиходов - 16:03 25.08.2008
Александр Павлов, Вы писали:
> Странно, что приходится как бы оправдываться.
> Ну кто ж спорит - что люди разные, что Дары каждому особые?
> Это как-то отменяет равенство людей перед Богом?
>
> Ну давайте уж разнесем понятия - "равенство" и "уравниловка".
> А то ерунда какая-то а не обсуждение получается
Александр, я ведь и уточнил там : я имел в виду равенство юридическое и социальное (в плане возможностей для самореализации), а не чтоб все были умными или лысыми. Процитированный святой не конкретизирует равенство и просто сурово ставит его на противоположную сторону "баррикад" по отношению к любви. Почему, отчего ? Что плохого, если государственный суд судит честно, по закону, не взирая на положение и достаток, не принимая взяток ? Так ли это ужасно и не по-христиански - добиваться этого положения ?
Или если в государстве развитая система образования и отбора перспективных молодых кадров - а не непременно - из ленивых жизнелюбов благородного происхождения, которым на дело наплевать ? Так ли это ужасно, противоречит Любви и всему святому ?
К сожалению, порасспросить человека на этот счет не удастся. Да и тогда он наверняка не стал бы вдаваться в детали, так мне кажется.
Ал-р
Re: "равенство" , "уравниловка".
Александр Павлов - 16:33 25.08.2008
Епиходов, Вы писали:
> Так ли это ужасно, противоречит Любви и всему святому ?
Нет не противоречит. Как не противоречит Любви- здоровье.
И.Н
>я делаю еще лучше. (создаю СПРАВЕДЛИВОСТЬ в том же смысле)
Конечно. Кто ж с этим спорит.
>никаких равенства и справедливости тут нет, а чистые склока, зависть и бунт.
Если для себя - да.
Скандал с начальство за ближнего -подвиг любви. IMHO
Re: Справедливость и равенство
Иван Николаевич - 16:23 25.08.2008
Для веры ПРИНЦИПИАЛЬНЕЙШИМ в подходе к этим понятиям является субъектно-объектная характеристика. А все рассматриваемые социально-идеологические системы этого просто не учитывают, то есть не различают добро и зло.
Если я делаю все в меру своего скудного умишка, чтобы мои подчиненные получали зарплату, соразмерную их работе, - это хорошо. (создаю РАВЕНСТВО в здравом христианском понимании)
Если я вхожу в личные обстоятельства некоторых моих подчиненных и устанавливаю им зарплату, учитывающую не только их трудовой вклад, но и особенности личных потребностей (болезнь родственников, необходимость снимать жилье и т.п.) - я делаю еще лучше. (создаю СПРАВЕДЛИВОСТЬ в том же смысле)
Но если я иду к руководству и скандалю, что получаю гораздо меньше других аналогичных начальников, а еще требую учесть, что живу за 70 км от места работы - никаких равенства и справедливости тут нет, а чистые склока, зависть и бунт.
Re: Справедливость и равенство
Епиходов - 18:20 27.08.2008
Иван Николаевич, Вы писали:
> Для веры ПРИНЦИПИАЛЬНЕЙШИМ в подходе к этим понятиям является субъектно-объектная характеристика.
Я уже догадался, что это - не из св.отцов цитата.
Внимаю дальше...
>А все рассматриваемые социально-идеологические системы этого просто не учитывают, то есть не различают добро и зло.
>
Да что Вы говорите ! Какое упущение. Но мне все же кажется, что они (системы) как раз стараются добро и зло детализировать, а Вам эта детализация не нравится, Вам бы - широкими мазками, общими категориями, благими призывами ко всеобщему добру.
А мне вот детализация интересна.
Даже если кто-то при этом испытает беспокойство за свое ныне безоблачное будущее. Потому как спокойствие для власть имущих - недушеполезно.
К 4й власти это кстати тоже относится.
> Если я делаю все в меру своего скудного умишка, чтобы мои подчиненные получали зарплату, соразмерную их работе, - это хорошо. (создаю РАВЕНСТВО в здравом христианском понимании)
> Если я вхожу в личные обстоятельства некоторых моих подчиненных и устанавливаю им зарплату, учитывающую не только их трудовой вклад, но и особенности личных потребностей (болезнь родственников, необходимость снимать жилье и т.п.) - я делаю еще лучше. (создаю СПРАВЕДЛИВОСТЬ в том же смысле)
>
Этот страстный конфликт между хорошим и очень хорошим - красив, но к нашей жизни не имеет отношения, поскольку соревнование идет как раз в обратном.
> Но если я иду к руководству и скандалю, что получаю гораздо меньше других аналогичных начальников, а еще требую учесть, что живу за 70 км от места работы - никаких равенства и справедливости тут нет, а чистые склока, зависть и бунт.
Но коммунизм Ваши действия охарактеризует как "мелкобуржуазные", и особого упора на них не делает, поскольку эти же чувства, после победы революции, оборачиваются проблемами для соцвласти.
А вот если не такие плюшевые примеры взять ? А что если массово и безнаказано идет отъем собственности у незащищенных слоев ? Через "зеленый свет" всяческим воровским схемам, подделке документов, рейдерству и т.п., а суды в ответ на обращения зевают, и гоняют миллионы "терпил" по кругу...Что если идет тихий геноцид определенных, нежелательных групп населения, и тоже - нет механизмов влияния ? И тд и тп ?
Жить, точнее выживать жертвам такого "тихого" террора нужно здесь и сейчас, и потому им нужна защита. И как укоришь их, если они за этой защитой идут - в КПРФ или даже куда покруче ? Прочим-то - наплевать, потому как "субъектно-объектная характеристика" этих процессов неясна...
Ал-р
Re: Справедливость и равенство
Иван Николаевич - 16:36 28.08.2008
> И как укоришь их, если они за этой защитой идут - в КПРФ или даже куда покруче?
Да не надо никого укорять!
Надо смотреть внутрь самого себя и ТАМ давить коммунизм. В виде, например, обидчивости, подозрительности, алармизма, вспыльчивости...