Вопрос же сей: КТО (покажите пальцем, я в него че-нить тяжелое кину) придумал тот кошмарный ужас, который происходит во многих (слава Богу, не во всех) храмах в начале пасхальной службы? Имею в виду следующее: народ во главе с хоругвями и духовенством выходит из храма, обходит его крестным ходом, а затем хоругви, иконы, попы и певчие заходят в притвор пред закрытые внутренние двери и плотно закрывают за собой двери внешние двери храма, оставляя себя в запечатанном с обеих сторон притворе за пределами видимости и слышимости всего остального народа!!! И там в закрытом притворе происходит пасхальное начало в жанре "междусобойчика", которого никто из народа, стоящего на улице, не видит и не слышит... Т.е., я понимаю, откуда это пошло, но насколько ж сие извращенная интерпретация устава... Чтобы разобраться, читаем начало Цветной триоди:
"О часе утреннем параекклисиарх, взем благословение у настоятеля, исходит и ударяет в великое, и клеплет довольно. (...) Таже настоятель, вшед во святый алтарь со иереи и диаконы, облачатся в весь светлейший сан. И раздает свещи братии, и вземлет Честный Крест: кадило же вземлет диакон: иерей же святое Евангелие, ин иерей образ Воскресения Христова: и ставятся лицем на запад. И затворят врата церковная, яже к западу. Исходит настоятель со иереи в притвор, северными дверьми, предыдущим пред ним диаконом со двема свещами, и оба лика поюще стихиру, глас 6: Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити"
Да - "врата яже к западу", т.е. внешние тут сказано затворить. Но братия-то осталась внутри, а не вышла на улицу!! Как говорится, почувствуйте разницу! Обхода вокруг храма тут не предусмотрено, а только исход в притвор. Далее:
"И, вшедше в притвор, станут со Евангелием и со образом, лицем на запад, якоже указася прежде. Таже настоятель вземлет у диакона кадило в правую руку, Крест же в левую и кадит образы и клиросы, и братию по обычаю"
Потому что она, братия, там и есть!:
"Братия же вси стоят держаще свещи своя, со вниманием молящеся в себе, и благодаряще нас ради пострадавшаго и воскресшаго Христа Бога нашего"
Ну и далее по чину:
"По скончании же каждения, приходит настоятель пред великия врата ... и назнаменает великия врата церкве, (затвореная суща), кадилом крестообразно, трижды, держа в левой руце Честный Крест, и светильником стоящим со обою страну. И велегласно возгласит:"
И т.д. В кошмарном сне отцам-составителям не приснилось бы устроить такой порядок, чтобы затворить духовенство в притворе, а всех при этом оставить на улице, в результате чего пасхального начала никто не слышит. Это ж нонсенс, абсудрд, импосибл!
|