Беседы о Православии
Архив форума
Мы смотрим на крест Христов и читаем его страсти, а сами не переносим ни одной обиды.
Древний Патерик

 Сретение-2010
Виталий А. И. - 17:28 14.05.2009
Здравствуйте.
В следующем году очень редкая самая ранняя Пасха, Сретение попадает на понедельник первой седмицы Поста, и по нашим правилам должно быть перенесено на прощеное воскресенье. Есть известное исследование Рубана, который убедительно показывает, что в нашем современном Типиконе ошибка: Сретение ни в коем случае не должно переноситься. У нас ни один двунадесятый праздник неподвижного круга никогда не переносится, к тому же Сретение призано к 40-му дню по Рождестве.
Вопрос:
Эта проблема была поднята и церковно-научно решена уже несколько лет назад. Знает ли кто-нибудь, решается ли этот вопрос на официальном уровне? Времени мало, а я нигде не могу найти следов рассмотрения вопроса в богослужебной комиссии при Синоде или где-то еще.

 Re: Сретение-2010
Владимир Ковальджи - 14:33 15.05.2009
И Вам здравствовать.

> Знает ли кто-нибудь, решается ли этот вопрос на официальном уровне? Времени мало, а я нигде не могу найти следов рассмотрения вопроса в богослужебной комиссии при Синоде или где-то еще.


Прошу прощения, что отвечаю фактически пустотой, т.е. ничего не знаю (молчание остальных, вероятно, является признаком того же).
С проблемой знаком, книжку Рубана читал, с выводами согласен.
Координаты Синодальной комиссии по богослужению есть вот тут:
http://www.patriarchia.ru/db/text/65985.html
Я со своей стороны уже запрос туда послал.

ЗЫ. На будущее: подобные темы уместнее, наверное, создавать в разделе "На клиросе (обсуждение церковно-певческих и богослужебно-уставных вопросов)".

 Re: Сретение-2010
Виталий А. И. - 15:34 18.05.2009
Владимир Ковальджи, Вы писали:
> Я со своей стороны уже запрос туда послал.


Спасибо, я последовал вашему примеру. Вы раньше на два дня послали, ничего не ответили?

 Re: Сретение-2010
Владимир Ковальджи - 15:45 18.05.2009
> Вы раньше на два дня послали, ничего не ответили?


Пока нет.

 Re: Сретение-2010 - вопрос решен
Владимир Ковальджи - 17:28 18.05.2009
Позвонив в богослужебную комиссию, я узнал, что это не их проблема, а календарной. Позвонив же в календарную, я выяснил (с большим трудом, правда), что вопрос обсуждался и решение уже принято. Опирается оно на ныне действующий устав и традицию. Дело в том, что данное совпадение случается очень редко - трижды за великий индиктион (532 года). Последние два раза было сие в 1688 году (выяснить, как поступали, не удалось) и в 1915 году. А вот в последнем случае сведения есть - перенос имел место. Довод серьезный. Решено, что пока так тому и быть.
Говорил с руководителем комиссии - он хороший специалист, вопрос рассматривался не поверхностно, работы иг. Никанора (Кудрявцева), Ю.Рубана и др. источники были учтены. Так что решение принято, вопрос закрыт.

 Re: Сретение-2010 - вопрос решен
Виталий А. И. - 18:26 18.05.2009
Спасибо!
И за информацию, и за урок, как надо ее быстро добывать.
Жаль, конечно, что решение - переносить. По-моему оно совсем не в русле нашей традиции. Вот Благовещение, к примеру: даже на Великий Пяток или Пасху попадает, но никуда не переносится. Чистый понедельник важный день, но все-таки не Страстная и не Пасха. А Неделя сыропустная не менее важный.
Но делать нечего, ссылка на 1915 год дает основания.

 Re: Сретение-2010 - вопрос решен
Саша Андреев - 23:34 10.07.2009
Здравствуйте.

Не давно набрел на эту дискуссию. С переносом все понятно. А вот в случае переноса Сретения на Неделю сыропустную, какую службу соединять с Триодью в Чистый понедельник? Или петь одну Триодь?

 Re: Сретение-2010 - вопрос решен
Владимир Ковальджи - 15:06 13.07.2009
> в случае переноса Сретения на Неделю сыропустную, какую службу соединять с Триодью в Чистый понедельник? Или петь одну Триодь?


Интересный вопрос. Вероятно, второе. Но надо узнать.

 Re: Сретение-2010 - что значит "ошибка" ?
Епиходов - 16:04 18.05.2009
Виталий А. И., Вы писали:
> Здравствуйте.

> В следующем году очень редкая самая ранняя Пасха, Сретение попадает на понедельник первой седмицы Поста, и по нашим правилам должно быть перенесено на прощеное воскресенье. Есть известное исследование Рубана, который убедительно показывает, что в нашем современном Типиконе ошибка: Сретение ни в коем случае не должно переноситься. У нас ни один двунадесятый праздник неподвижного круга никогда не переносится, к тому же Сретение призано к 40-му дню по Рождестве.


А не могли бы процитировать, как Рубан аргументирует свою точку зрения - помимо Вами сказанного ? (У меня выскакивают только ссылки, где его книгу "Сретение Господне" предлагается купить). Как могла возникнуть эта ошибка, кто в ней виноват, где ранее было сказано правильно, как должно быть ?

Потому как есть с одной стороны Типикон - а с другой стороны некий кандидат ист.наук с некими идеями об "ошибке". Вопрос к Патриархии : "Срочно прокомментируйте исследования кандидата наук г-на Рубана, иначе церковная жизнь может быть парализована!" Ну или нашу тут дискуссию прокомментировать.

Мне кажется, ответ может и затянуться ?

 Re: Сретение-2010 - что значит "ошибка" ?
Владимир Ковальджи - 16:55 18.05.2009
> А не могли бы процитировать, как Рубан аргументирует свою точку зрения - помимо Вами сказанного?


Позвольте я отвечу, книга у меня под рукой.
Там не "идеи", там исчерпывающая церковно-историческая база. Во всех типиконах, минеях, уставах до 80-х годов 17 века содержалась маркова глава о порядке службы Сретения в чистый понедельник (или просто "постом", что одно и тоже). Обширные цитаты из уставов (московских, новгородских, соловецких, сербских и проч.) приводятся, не оставляя никаких сомнений. Более того, даже в типиконах рубежа 19-20 вв. мы находим явный след - в некоторых из них одновременно присутствуют взаимоисключающие указания: одно - на перенос на неделю сыропустную, а другое - "аще случится предпразднсво в неделю сыропустную" (а предпраздство там один день, следовательно сам праздник - в понедельник). Первый раз это противоречие встречается в типиконе 1682 года (вероятнее всего - результат поспешной и невыверенной редакторской работы).

С другой стороны, есть и некоторая недосказанность в этом исследовании: в отличии от богато цитируемых славянских источников нет столь же четкой исторической информации об источниках греческих. Известно только, что современный греческий типикон никуда Сретение не переносит. Т.е. возникает нерешенный вопрос - справщик конца 17 века откуда взял идею переноса? При всем бардаке, тогда творившемся, все-таки трудно поверить, что просто взял да выдумал... Вероятно, хоть на какую-то, пусть маргинальную, традицию он опирался (вероятнее всего, греческого или какого-то отдельно монастырского происхождения). А вот на какую - в книге Рубана невыяснено.


Архив форума