> Акафист - по определению гимн, торжество, что не вполне соответствует покаянному настрою великопостного богослужения.
> И это (в субботу 5 седмицы В. Поста), кстати, единственный предусмотренный уставом Акафист
Вот именно, уже и поправлять нечего, только резюмирую:
1) Акафисты (во множ. числе) действительно не читаются В. Постом: просто потому, что они не читаются вообще - в том числе и В. Постом Это паралитургическая благочестивая самодеятельность (в диапазоне от вполне приличных текстов до полной бездарности). 2) Во многих храмах, где практикуется регулярное чтение акафистов (скажем, всегда в определенный день недели перед местной чтимой иконой), действительно отменяют это чтение в будние дни В. Поста (по вышеприведенным причинам). 3) И наоборот - даже там, где акафисты не читаются или читаются редко и нерегулярно, как раз В. Постом по воскресеньям вечером зачастую традиционно назначают более чем неуместное последование т.н. "Пассии" - акафист Страстям Христовым в окружении страстных песнопений (странноватое для нашей богослужебной логики подражание католикам, что видно и из названия - от "пассионов"). 4) Однако, логики отмены постом торжестенных и радостных гимнов это не нарушает, ибо субботы и воскресенья и В. Постом остаются празничными евхаристическими днями (т.е. пост в них остается только "аскетическим", но не "совершенным", по терминологии Шмемана). 5) Единственный законный Акафист поется в субботу Акафиста на 5 седмице. Собственно говоря, это не какой-то отдельный и уникальный богослужебный жанр "Акафиста" (это название говорит лишь о "неседальности"), а несколько видоизмененный "Кондак" в его полном старом понимании (до вытеснения этого жанра "Каноном"; а после от Кондака остался только обрубочек из кукулия и одного икоса, поемых по 6 песни). Богородичный Акафист (сиречь полный кондак Благовещения) в пятую субботу Поста - это след традиции перенесения праздничной службы Благовещения со строгих будних дней Поста на дни евхаристические. По этой же причине в этот период всегда где-то рядом неподвижные памяти Иоанна Лествичника и Марии Египетской и такие же памяти в 4 и 5 воскресенья. Весьма вероятно (хоть уже и недоказуемо), что Акафист в основе своей (т.е. кондак Благовещения) принадлежит перу самого Романа Сладкопевца, а позднее он был лишь расширен дополнительными харетизмами (да и кукулий "Взбранной Воеводе" тоже позднее возник в связи с известными обстоятельствами).
|