Беседы о Православии
Архив форума |
|
В нас ни в ком нет героизма. Все мы маленькие, все боимся больших скорбей. Надо всех жалеть, искренне всем желать и делать больше добра. Какою мерою мерим, такою и нам возмерится и здесь, и в будущем.
Никон (Воробьев), игум. |
- 09:42 01.09.2009 Проблемы приходской жизни: взгляд психолога (Александр Бочаров)
- 11:49 01.09.2009 Re: Проблемы приходской жизни: взгляд психолога (р.б.Григорий)
- 12:18 01.09.2009 Re: Проблемы приходской жизни: взгляд психолога (Александр Бочаров)
- 13:15 01.09.2009 Re: Проблемы приходской жизни: взгляд психолога (р.б.Григорий)
- 12:41 01.09.2009 "Измерить температуру забортной воды не представляется возможным из-за отсутствия таковой..." (Александр Иванов)
- 12:37 04.09.2009 Что есть? (Андрей Владимирович)
- 17:36 05.09.2009 Могу ответить (Lanka)
Проблемы приходской жизни: взгляд психолога
Александр Бочаров - 09:42 01.09.2009
Вместе с моим другом и соавтором А.В. Чернышевым собираемся переработать нашу книгу «Очерки современной церковной психологии». В связи с этим такой вопрос: какие проблемы современной приходской жизни Вы считаете наиболее актуальными? Что в поведении прихожан считаете неверным?
Re: Проблемы приходской жизни: взгляд психолога
р.б.Григорий - 11:49 01.09.2009
Для меня всегда наиболее острой и актуальной встает проблема чрезмерного внимания приходской жизни. И тем более ее «улучшения». Попробую объяснить ход своих мыслей. Может, Вы меня поймете.
Вот приходим мы в храм. Стоим на службе "во дворе дома Бога нашего". За 1-6часов богослужения сподобил нас Бог хоть 15минут поучаствовать в службе, помолиться, принять таинства. Богу ли нужен наш храм и наша служба? Нет. Это нужно нам. Мы пришли, как блудные дети, Он нас принял как любящий Отец. Закончилась служба и мы в миру. Вправе ли мы делить свою жизнь на приходскую, семейную, жизнь в коллективе на работе или службе? Не помню я такого в Писании, не встречал и в предании. Но у нас всё не так. Мы пытаемся вокруг прихода обустроить кусочек мира, наполненного особым вниманием, участием, спокойствием, радостью почему-то, полагая, что тут то вот получится. Как будто там вне этого нашего прихода кто-то мешает. И вроде и выглядит это как благо. Тут будет тепло и уютно. Сюда попав человек приблизится к Богу. Он увидит, что люди добрые. И мы начинает строить, обсуждать, обустраивать, тот делает не так, этих надо подучить, тех надо объединить, это ли хорошо то ли плохо, нужно ли то или не нужно, батюшка ли хорош, прихожане ли?… Обустраиваем мы кусочек хорошего мира. Чувствуете? Строим этакий кусочек Царства Божия на земле. Тыркаемся как слепые пыхтим и строим. Забыв про себя. И трудно нам в этой стройке услышать слова «царство Моё не от мира сего», и глухо наше сердце к «Царство Божие внутрь вас есть». Как мы злые можем творить добро? Мы же имеем уши и не слышим. Мы упорно строим благо тут и тут оставляем наши силы и мысли, а до самих нас уж и времени не остается. Подменяем свой духовный рост или произрастание, благоустроением кусочка этого мира. Чем зачастую наносим вред не только себе, но и вновь пришедшим в храм. Воцерковляющийся и так пришедши чувствует сябя другой раз неловка, а тут мы еще пытаемся построить свой мирок в котором он еще и тут должен адоптироваться. Да еще и разграничить понятия где Бог и где приходская жизнь.
Именно в этом я вижу самую большую проблему. Почитал бы об этом с большим удовольствием. А то всё больше обсуждаем, возможна ли рок музыка, да как привлечь молодежь... Только простите мне слово «психология» мне в этой тематики претит.
Александр Бочаров, Вы писали:
> Вместе с моим другом и соавтором А.В. Чернышевым собираемся переработать нашу книгу «Очерки современной церковной психологии». В связи с этим такой вопрос: какие проблемы современной приходской жизни Вы считаете наиболее актуальными? Что в поведении прихожан считаете неверным?
Александр Бочаров, Вы писали:
> Вместе с моим другом и соавтором А.В. Чернышевым собираемся переработать нашу книгу «Очерки современной церковной психологии». В связи с этим такой вопрос: какие проблемы современной приходской жизни Вы считаете наиболее актуальными? Что в поведении прихожан считаете неверным?
Александр Бочаров, Вы писали:
> Вместе с моим другом и соавтором А.В. Чернышевым собираемся переработать нашу книгу «Очерки современной церковной психологии». В связи с этим такой вопрос: какие проблемы современной приходской жизни Вы считаете наиболее актуальными? Что в поведении прихожан считаете неверным?
Re: Проблемы приходской жизни: взгляд психолога
Александр Бочаров - 12:18 01.09.2009
р.б.Григорий, Вы писали:
> Именно в этом я вижу самую большую проблему. Почитал бы об этом с большим удовольствием... Только простите мне слово «психология» мне в этой тематики претит.
Спасибо, думаю, я Вас понял. Главное - молиться, поститься. Не анализировать, не рефлексировать. Есть и такая позиция.
Re: Проблемы приходской жизни: взгляд психолога
р.б.Григорий - 13:15 01.09.2009
Александр Бочаров, Вы писали:
> Спасибо, думаю, я Вас понял. Главное - молиться, поститься. Не анализировать, не рефлексировать. Есть и такая позиция.
Вы меня действительно правильно поняли. Я искренне убежден, что молиться главное. Как это на первый взгляд, не казалось бы нелепым. Однако, про не думать и не анализировать, я не писал. Ум не просто так нам дан. Впрочем, я не смею ни в коем случае ни навязывать свою точку зрения, ни настаивать на ней. Извините, если обидел.
"Измерить температуру забортной воды не представляется возможным из-за отсутствия таковой..."
Александр Иванов - 12:41 01.09.2009
> какие проблемы современной приходской жизни Вы считаете наиболее актуальными?
Абсолютное бесправие священников перед епископом и полная финансовая зависимость от него, порождающие безволие и безынициативность как священника, так и прихожан, которые также не имеют возможности влиять на жизнь прихода. Как говорил сантехник-диссидент, "тут всю систему менять надо"...
Что есть?
Андрей Владимирович - 12:37 04.09.2009
> > какие проблемы современной приходской жизни Вы считаете наиболее актуальными?
* * * *
1.Нет живых общин. Живые люди, верующие безусловно есть, а вот общин как содружества, объединения прихожан нет. Поэтому нет даже идеала, какой-то общины, на которую можно было бы взглянуть как на образец. С чем сравнивать-то?
2.Священник, среди множества направлений своих усилий избирает (вопрос почему - это уже следующий вопрос), зачастую совершенно второстепенные. Как выступит наша воскресная школа? Как красив будет наш храм, как наш отчёт о работе будет смотреться относительно отчётов других приходов? За действительно активную работу подчас переводят в другой приход.
3. Нет действительно живого общения как среди прихожан, так и люди - священник. Тебя никто не выслушает в храме.
4. Какую-то действительно беспокоющую всех проблему невозможно гласно обсудить, вообще как-то решить. "не имеют возможности влиять на жизнь прихода". От тебя ничего не зависит. А в живом организме такого просто не должно быть.
5. Прекрасно зная из богословя человеческие грехи, Церковь (прошу с поправкой понимать моё обобщение на всю Церковь).каждый раз от неожиданности дёргается и поступает вразрез учению при обнаружении того или иного греха у Себя самой. Ворует староста - покрыть, чтобы "не выносить сор из избы". Пьёт священник - зачем порочить "лицо Церкви", потеихоньку перевести его в другое место!
Боятся обличать прямо грехи "сильных мира сего" - так надо в интересах Церкви, так ведь только навредишь и ничего мол не добъёшься. А надо каяться в своей трусости и лицеприятии...
Выступаем и Соборы собираем для общественности, мол надо оддерживать молодёжь и семьи, чтобы работник мог содержать себя и семью, а сами имеем ставки сотрудников, кто на полный рабочий день заучаствован, такие, что хватит только на хлеб. Почему к себе-то эти вопросы не обращаем?
Вы если действительно проблемами общины хотите поинтересоваться, мой вам совет - прийдите в Храм Христа Спасителя и на этом примере разберите, какая там община, как она живёт и какими болезнями болеет. Показательный Храм - показательная и община... Я серьёзно.
Могу ответить
Lanka - 17:36 05.09.2009
Если Вы в Москве - можем встретиться на предмет интервью Проблем много.