Беседы о Православии
Архив форума |
|
Ощутив гнев, тотчас отвергни его далеко от себя, чтоб радость твоя о Господе пребыла ненарушенною до конца. Умоляю, как юношей, так и старцев, чтоб они не дозволяли гневу обладать собою.
Антоний Великий, преп. |
- 10:15 07.10.2009 Вопросы по критике Библии (Васильев Владимир)
- 10:57 07.10.2009 Re: Вопросы по критике Библии (Владимир Ковальджи)
- 11:33 07.10.2009 Re: Вопросы по критике Библии - если на пальцах (Анна)
- 12:04 07.10.2009 Re: Вопросы по критике Библии - если на пальцах (Васильев Владимир)
- 22:09 07.10.2009 Вопросы по критике Библии (Андрей Владимирович)
Вопросы по критике Библии
Васильев Владимир - 10:15 07.10.2009
Всем доброе утро!
Встретил утверждения критиков Библии:
Утверждение 1: Книга Бытие составлена их двух разных, потиворечащих друг другу книг, условно Яхвист и Элохист.
Вопрос от неспециалиста в языкознании:
Насколько достоверен и точен анализ и методы применяемые для подобных анализов текстов?
Утверждение 2 : Доказано и признано, что библейские патриархи во многом мифологические фигуры, не существовавшие в реальности.
Вопрос от неспециалиста в истории: как можно доказать несуществование кого-либо несколько тысч лет назад? Доказать существование, вроде понятно как - если сохранилось что-то признаваемое достоверным. А обратное?
ВВ
Re: Вопросы по критике Библии
Владимир Ковальджи - 10:57 07.10.2009
> Доказать существование, вроде понятно как - если сохранилось что-то признаваемое достоверным. А обратное?
Классику знать надо!:
"Армяне: - Мы копали триста метров в глубину и нашли обрывок медного провода. Значит, уже триста лет назад у нас был телеграф!
Грузины: - Ха! А мы копали пятьсот метров в глубину и ничего не нашли. Значит, уже пятьсот лет назад у нас была радиосвязь!!"
Re: Вопросы по критике Библии - если на пальцах
Анна - 11:33 07.10.2009
1. Как может проверить любой желающий, четырехбуквенное имя Бога (Яхве) не встречается в первой главе книги Бытия, только имя Бог (Элогим). К тому же, во второй главе есть повтор изложения. Отсюда (и из других аналогичных фактов) делается вывод о существовании двух рассказчиков.
Убедительность этого довода Вы можете взвесить сами.
А в книге Исайи рассказчиков уже не два, а как минимум 3! Но в какой-то момент я перестала следить - кажется, последняя цифра была уже даже 5. Не вполне понятно, какое из этого всего назидание можно извлечь. Лично мне не удается никакого
Re: Вопросы по критике Библии - если на пальцах
Васильев Владимир - 12:04 07.10.2009
Анна, Вы писали:
> 1. Как может проверить любой желающий, четырехбуквенное имя Бога (Яхве) не встречается в первой главе книги Бытия, только имя Бог (Элогим). К тому же, во второй главе есть повтор изложения. Отсюда (и из других аналогичных фактов) делается вывод о существовании двух рассказчиков.
Мне труднее всего представить третью фигуру - условного редактора, который, взяв два источника, начинает механически смешивать главы. О чем он думает в этот момент?
ВВ
Вопросы по критике Библии
Андрей Владимирович - 22:09 07.10.2009
Васильев Владимир, Вы писали:
> Мне труднее всего представить третью фигуру - условного редактора, который, взяв два источника, начинает механически смешивать главы. О чем он думает в этот момент?
* * * * * * * * * *
Как правильно говорит прот.Димитрий Смирнов - Библия - это книга для богослужебного пользования. Это как минимум надо держать в голове, когда общаешься с "критиками". Т.е. главное, для чего Библия была "перебрана" и в настоящем виде установлена всецерковными собраниями - это литургическая практика и как главный письменный вероучительный документ. Всё это глубоко внутрицерковно.
Кто может оценить Библию из людей светского сознания? Литературный, драматургический уровень? Да! Вообщем-то повествование впечатляет.
Историки, любители древнего эпоса? Само собой! Им это интересно.
Наука? Это наверное гораздо слабее, на учёный трактат Библия не похожа. Ну разве что психолога что-то заденет...
Остальные же ... Именно критиковать Библию берутся с целью опорочить Христианство. Кажется эффективным найти в Писании ошибки и расхождения, а после и сделать вывод о беспочвенности веры во Христа.
Но ту сам подход не верен. Если цель жизни христианина - спасение, борьба с грехом и пестование добродетелей, то Библия - одно из действенный подручных средств в решении этой задачи. Встретил в Писании нечто непонятное - лишний раз вспомни свою ограниченность и тупоголовость. Неспособность видеть истину идёт от грехов, потому чем меньше понимаешь - тем стало быть больше грешишь.
Атеистического сознания человек напротив радуется в таких случаях чужим ошибкам, на их фоне своя праведность выпуклее видна.
Какие тут споры можно вести?
Меня поразило в своё время Евангельское повествование, в котором описывается моление Христа перед Его взятием под стражу. Приводятся сами слова Христа, когда как все, и ближайшие ученики, спят. Как евангелисты дословно могут приводить это моление?
Вот вам основа Библейского рассказа: Дух Святой, который в упор не замечается нецерковными критиками.
"Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет". (Иоан.16;13).
а так же и тут:
"Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;" (Иоан;15:26) и в других многих местах.
Кстати мой знакомый (мусульманин по вере), рассуждает ещё так: если есть какая-то видная историческая личность, то и память о ней долгое время хранится людми. Вот если мы с тобой (указывает на меня и себя) ничем не выдающиеся люди, то кроме наших родственников-потомков никто нас и не вспомнит через небольшое количество лет после нашей кончины. Стало быть такие люди как Авраам, раз память о нём хранится в трёх мировых религиях, был, существовал и высоко ценился при жизни и после смерти.
Авраам - яркий образ верующего человека, которого прославил Господь за его подвиг веры.