андрей@, Вы писали: > здравствуйте батья,я протестант перешедший в православие,как себя вести в церкви,мне все так чудно
Андрей, советовать я не берусь, но расскажу Вам, что помню из своего опыта. В храм я пришел тоже в сознательном возрасте. Хоть и вопрос не вполне конкретный… Где встать, когда креститься, когда кланяться, как кланяться?… На тьму этих вопросов, ответ дать невозможно, эта тьма растет там, на месте. И вызывает опасения сделать что-нибудь не так, вполне нормальные человеческие опасения. Я наверное, начну с конца и скажу Вам. Всё равно сделаете, что-нибудь не так, не правильно и не так как принято. Как ни старайтесь. И какая-нибудь сердобольная старушка, всё равно вас одернет и скажет : ) что-нибудь вроде: «К алтарю спиной стоять нельзя», или «Руки в храме так не держат». Причем ведь чего там говорить. Может и не добро сказать так, строго. А потому, если сразу приготовитесь потерпеть, так и не начнете препираться, будет польза. А всего этого все равно не расскажешь, только опыт поможет. Оно конечно, надо горе иметь сердце, к Богу, но ведь и научиться как то надо, а потому поглядываешь как кто, и с размышлением принимаешь и привыкаешь. (Протестанты вообще люди обязательные, дисциплинированные, вон как на свои службы ходят). Если с таким же постоянством походить на службы в храм, так быстро освоитесь. И мелочи эти столь важные сначала, станут мелочами сами собой происходящими. За то потом, помню, другое сущее искушение наступает, это толкотня, теснота и давка, люди, по среди службы протискивающиеся, расталкивая всех и вся, поставить свечку или приложиться к иконе. Всякие там наступания на ноги. Это уж не знаю, пройдет ли когда-нибудь. Без терпения ни куда. Впрочем, может, где и есть храмы просторные, но я, слава Богу, не встречал. Всё это хоть и важно, для того что б было «благопристойно и чинно», но не в этом суть. Люди. Как ни крути, пока еще толком не знаешь, как и что, волей неволей приходится обращать внимание на людей. Помню, что было чудно. Одна часть людей такие сосредоточенные, угрюмые, серьезные. И другие, которые вдруг улыбнутся как старому знакомому, скажут коротко: «С праздником!». Столь разительная разница между ними иногда бросалась в глаза. Хорошо, что не надолго отвлекала. Язык. При всех непонятности, достаточно понятный, и при всём понимании останется недопонятым всегда. Первому можно помочь, чтением и обучением, второе, думаю, не является проблемой языка. Впрочем, это моё мнение, мнений на этот счет думаю, будет масса. Это же можно отнести и к самому Богослужению. Слух привыкнет к пению, глаз к убранству, спина и ноги к стоянию. «Чудность» в храме будет оставаться долго, где то читал, что она может оставаться в сердце всю жизнь. «Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу Крепкому, Живому: когда прииду и явлюся лицу Божию?»
|