Беседы о Православии
Архив форума |
|
Насколько ум удаляется многословия: настолько просвещается в разборе помышлений. От многословия теряет эту способность и самый сильный ум.
Исаак Сирин, преп. |
- 20:37 07.11.2010 Распятие (Saymon)
Распятие
Saymon - 20:37 07.11.2010
В V — VII веках Церковь вела догматическую борьбу с монофизитской ересью. Монофизиты утверждали, что человеческая сущность Христа полностью поглощена Божеством, и поэтому в нем следует признавать только одну Божественную природу. Поэтому на христианском Востоке, где богословские споры были наиболее обострены, появилась необходимость более полно раскрыть сюжет Распятия во всем величии искупительной Жертвы Бого-Человека. Первым известным изображением, где Христос показан принявшим смерть на кресте, была упомянутая выше иллюстрация Анастасия Синаита, как раз и служившая аргументом в споре с монофизитами. С этого времени в Церкви зарождается иконография Распятия, в которой художественными методами решается сложная догматическая задача — показать в равной степени и единстве две сущности Христа — Человеческую и Божественную, одновременно показать и смерть, и победу Спасителя, передать конкретный исторический образ и в нем раскрыть другую реальность — реальность духовную и пророческую.
Такая иконография получает свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82-м правиле Трульского Собора. Собор создает канон, который определяет дальнейшее развитие православного искусства, где главным является сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения, выраженного посредством известных форм, соответствующих духовному опыту Церкви.
В лучших образцах русской иконописи XIV — XVI веков Спаситель изображается умершим на кресте. Глава склонена вправо, тело прямое или слегка изогнуто. Руки имеют горизонтальное положение, открытые ладони пробиты гвоздями.
Ступни ног пригвождены, каждая отдельно своим гвоздем. Его фигура выражает Божественный покой и величие, она как бы наложена на крест, и Господь, как и в древних Распятиях, открывает свои объятия всем народам, сходя с креста навстречу людям. Крестчатый нимб с греческой надписью , что зна-
чит сущий, символически подтверждает Божественную сущность Христа3 и говорит о Крестной Жертве Господа.
Римская Церковь не поняла и не приняла правил Трульского Собора, и в VIII — IX веках осуждала Восточную иконографию, как умаляющую божественное достоинство. В то время Запад оставался сторонником идеализированного и символического изображения Христа. На Распятиях он изображался живым, часто в царском обличий, в длинном одеянии и короне.
В средние века на Западе отказались от идеализации в пользу земного реализма, и возник тот тип Распятия, который принято называть католическим. Его черты навеяны духом того времени и отражают учение средневековых схоластов и проповеди Франциска Ассизского. Христос на кресте изображается как умерший или испытывающий муки крестной казни человек. Натуралистически передается тяжесть провисающей на руках, страдающей плоти, перекрещенные ступни ног пригвождены одним гвоздем, глава увенчана терновым венцом. Такое реалистическое изображение с достоверными анатомическими подробностями является правдивой иллюстрацией казни, но ничего не говорит о главном — торжестве Господа, победившего смерть и открывшего нам жизнь Божественную. Концентрируя внимание на муках и смерти, оно обладает лишь простым эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения своих греховных страданий с безгрешными искупительными Страстями Христа.
Изображения распятого Спасителя, сходные с католическими, встречаются и на православных крестах, особенно часто в XVIII — XX веках. Единственным различием между православным и католическим Распятием, в этом случае, оставалось только положение ступней ног Христа, особо отмеченное в русском иконописном подлиннике.
Хочу спросить почему православная церковь не соблюдает каконов изображения распятия. В храме рядом где я проживаю все распятия сходные католическим как написано выше. На распятии что я видел Иисус изображен провисающим на руках и на голове у него кроме крестчатого нимба и изображен терновый венец. И можно ли носить крест с таким распятием(распятие отличается от католического только положением ступней Христа).Распятие.bmp200,42 Kb