Беседы о Православии
Архив форума |
|
Святые отцы советуют читать святое Евангелие ежедневно; если очень недосужно, хоть одно зачало все же прочти. Читай не так, чтобы только прочесть, но внутренне помолись Господу, чтобы открыл очи твои сердечные для уразумения силы святого благовествования Христова; читай внимательно, точно по складам. Опытом познаешь духовную силу, исходящую от такого чтения, подобно кровоточивой жене.
Иоанн (Алексеев), схиигум. |
- 17:50 08.06.2011 Молитвы св.Духу (Епиходов)
- 08:32 09.06.2011 Re: Молитвы св.Духу (Даша К.)
- 10:44 09.06.2011 Re: Молитвы св.Духу (Епиходов)
- 21:51 09.06.2011 Re: Молитвы св.Духу (Даша К.)
- 11:05 10.06.2011 Re: (Епиходов)
- 11:27 10.06.2011 Re: Молитвы св.Духу (Владимир Ковальджи)
- 14:17 09.06.2011 Re: Молитвы св.Духу (Владимир Ковальджи)
- 16:09 09.06.2011 Re: Молитвы св.Духу (Епиходов)
- 17:38 09.06.2011 Re: Молитвы св.Духу (Владимир Ковальджи)
Молитвы св.Духу
Епиходов - 17:50 08.06.2011
Я все-таки не очень понимаю, почему в Вечерних молитвах человек должен исповедовать (предполагаемые) грехи - св.Духу ? Почему не Иисусу ?
Кроме того - сейчас идет время, для которого в Молитвослове в утреннем и вечернем молитвенном правилах рекомендуется почему-то опускать молитву св.Духу (а начинать с Трисвятого). Есть какой-то духовный смысл в этих тонкостях "молитвенных рецептур" ? И как быть тогда с молитвой св.Духу, в которой происходит "квази-исповедь" - её опускать или нет ?
Спасибо за разъяснения, я все-таки хочу некоторого понимания.
Re: Молитвы св.Духу
Даша К. - 08:32 09.06.2011
Епиходов, Вы писали:
> Я все-таки не очень понимаю, почему в Вечерних молитвах человек должен исповедовать (предполагаемые) грехи - св.Духу ? Почему не Иисусу ?
Вы меня удивляете. Мы же исповедуемся БОГУ, а Он триедин. Поэтому не важно, кого именно мы призываем при исповедании грехов - Отца, Сына или Святого Духа. Важно, что мы исповедуемся именно Ему - Единому Истинному Богу.
> Кроме того - сейчас идет время, для которого в Молитвослове в утреннем и вечернем молитвенном правилах рекомендуется почему-то опускать молитву св.Духу (а начинать с Трисвятого). Есть какой-то духовный смысл в этих тонкостях "молитвенных рецептур" ?
Мы опускаем молитву "Царю Небесный" в воспоминание того периода, когда Господь уже вознесся на небеса, но ещё не низпослал Святого Духа на апостолов. Ждем Пятидесятницы - дня рождения Церкви. В этот день Святой Дух сошел на Апостолов, и мы снова поем "Царю Небесный...".
И как быть тогда с молитвой св.Духу, в которой происходит "квази-исповедь" - её опускать или нет ?
Как это - квази-исповедь? Не квази, а самая настоящая исповедь! Ведь исповедуемся мы не священнику, а Богу!
Нет, конечно, не опускать. Ведь Господь нас не оставляет благодатью Своего Святого Духа на эти десять дней - от Вознесения до Пятидесятницы. Так с чего бы нам опускать эту молитву?
Надеюсь, что хоть немного помогла. Спаси Вас Бог!
Re: Молитвы св.Духу
Епиходов - 10:44 09.06.2011
Даша К., Вы писали:
> Епиходов, Вы писали:
> > Я все-таки не очень понимаю, почему в Вечерних молитвах человек должен исповедовать (предполагаемые) грехи - св.Духу ? Почему не Иисусу ?
> Вы меня удивляете. Мы же исповедуемся БОГУ, а Он триедин. Поэтому не важно, кого именно мы призываем при исповедании грехов - Отца, Сына или Святого Духа. Важно, что мы исповедуемся именно Ему - Единому Истинному Богу.
Если это не важно - почему тогда молитва с перечислением предполагаемых грехов адресована именно св.Духу ?
Из Евангелия мы знаем, что Иисус обладал силой отпускать грехи.
Здесь не идет речь о "разделении", но все же, если мы используем известный земной образ триединства - "огонь", "тепло", "свет", то странным было бы желать теплу - светить ярче ?
> > Кроме того - сейчас идет время, для которого в Молитвослове в утреннем и вечернем молитвенном правилах рекомендуется почему-то опускать молитву св.Духу (а начинать с Трисвятого). Есть какой-то духовный смысл в этих тонкостях "молитвенных рецептур" ?
> Мы опускаем молитву "Царю Небесный" в воспоминание того периода, когда Господь уже вознесся на небеса, но ещё не низпослал Святого Духа на апостолов. Ждем Пятидесятницы - дня рождения Церкви. В этот день Святой Дух сошел на Апостолов, и мы снова поем "Царю Небесный...".
> Нет, конечно, не опускать. Ведь Господь нас не оставляет благодатью Своего Святого Духа на эти десять дней - от Вознесения до Пятидесятницы. Так с чего бы нам опускать эту молитву?
Ну а теперь ту же логику попробуйте применить наоборот, поменяв в ней эти две молитвы местами.
> И как быть тогда с молитвой св.Духу, в которой происходит "квази-исповедь" - её опускать или нет ?
> Как это - квази-исповедь? Не квази, а самая настоящая исповедь! Ведь исповедуемся мы не священнику, а Богу!
Покаяние в исходном значении - это "метанойя", изменение себя. Мне кажется тут как минимум нужно ставить себе задачу больше не делать того, о чем говоришь в исповеди.
И честно говоря, я уже давно несколько "реформировал" для себя этот момент, и вместо бубнежки по тексту, говорю простым русским языком то, в чем искренне раскаиваюсь за сегодняшний день. Последнюю молитву, тоже "квази-исповедь", где просто перечисляются некие грехи, вообще опустил. Читаю все только перед Причастием. Кто-то может сказать, что это ужасно.
Но по-прежнему, не очень понимаю, почему я должен адресоваться именно этой из ипостасей Бога, а не ... как-то иначе.
Ал-р
Re: Молитвы св.Духу
Даша К. - 21:51 09.06.2011
У Грибоедова такое произведение есть - "Горе от ума". Читали?
Пожалуйста, не обижайтесь. Думаю, от наших умствований духовно здоровее никто не станет.
Re:
Епиходов - 11:05 10.06.2011
Даша К., Вы писали:
> У Грибоедова такое произведение есть - "Горе от ума". Читали?
> Пожалуйста, не обижайтесь. Думаю, от наших умствований духовно здоровее никто не станет.
Что ж, спасибо за комплимент, Даша !
Хотя я лично "Горе от ума" воспринимаю немножко иначе.
Re: Молитвы св.Духу
Владимир Ковальджи - 11:27 10.06.2011
> Думаю, от наших умствований духовно здоровее никто не станет.
Ну, это уж извиняйте. Сие необходимая функция мозгов, они просто так работают
Re: Молитвы св.Духу
Владимир Ковальджи - 14:17 09.06.2011
> Мы опускаем молитву "Царю Небесный" в воспоминание того периода, когда Господь уже вознесся на небеса, но ещё не низпослал Святого Духа на апостолов. Ждем Пятидесятницы - дня рождения Церкви. В этот день Святой Дух сошел на Апостолов, и мы снова поем "Царю Небесный..."
И еще это сильный эстетический момент ("богослужение - синтез искусств"). Поясню на примере музыки. Если внимательно посмотреть фуги Баха (возможно, и не только его; я просто говорю о том, что изучил сам), то можно заметить такую закономерность: перед тем, как в каком-либо голосе возникнет главная тема, он на некоторое время замолкает. Этим молчанием, этой паузой подготавливается и подчеркивается важность темы и делается более отчетливым ее вступление.
Так и тут. Есть масса молитв и славословий, где говорится о Духе Святом, и они никуда не деваются (и это ответ на вопрос о других молитвах), но два самых ярких текста на тему 50-цы на краткое время уходят из богослужения, чтобы с особой силой и торжественностью прозвучать в сам праздник сошествия Духа. Это стихиры "Царю небесный Утешителю" и "Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небеснаго".
Re: Молитвы св.Духу
Епиходов - 16:09 09.06.2011
Владимир Ковальджи, Вы писали:
> И еще это сильный эстетический момент ("богослужение - синтез искусств"). Поясню на примере музыки. Если внимательно посмотреть фуги Баха (возможно, и не только его; я просто говорю о том, что изучил сам), то можно заметить такую закономерность: перед тем, как в каком-либо голосе возникнет главная тема, он на некоторое время замолкает. Этим молчанием, этой паузой подготавливается и подчеркивается важность темы и делается более отчетливым ее вступление.
Это - убедительный аргумент ! Хотя и немного профессионально-музыкальный. Молитвенное правило - как песнь. Хмм... Надо подумать.
А насчет ежевечерней исповеди св.Духу - это я совсем ерундой заморачиваюсь, оно не стоит особых обсуждений ?
Re: Молитвы св.Духу
Владимир Ковальджи - 17:38 09.06.2011
> А насчет ежевечерней исповеди св.Духу - это я совсем ерундой заморачиваюсь, оно не стоит особых обсуждений ?
Имхо, не стоит. Я вообще не врубился в этот вопрос. Вот первые три молитвы, адресуемые соотв. Отцу, Сыну и Св. Духу:
"Молитва 1-я. Макария Великого к Богу Отцу.
Боже вечный и Царю всякаго создания (...) прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением..."
Итак, Отцу. И с исповедью.
"Молитва 2-я. Антиоха ко Господу нашему Иисусу Христу.
Вседержителю, Слово Отчее (...) не предаждь мене крамоле змиине, и желанию сатанину не остави мене, яко семя тли во мне есть..."
Ну, нет в данном случае "перечисления", но смысл близок.
"Молитва 3-я. Ко Пресвятому Духу.
Господи, Царю Небесный, Утешителю, Душе истины (...) прости вся, елика Ти согреших днесь..."
Абсолютно то же, что в первой молитве, только вместо "делом, словом и помышлением" некая более подробная детализация.
В общем-то очевидно, что переставь несколько фраз из одной молитвы в другую - никто и не заметит, всё взаимозаменяемо и едино по сути. Что и правильно. Пытаться же вывести из подобных молитв какие-то сильно богословские тонкости о Лицах - это обращение ума не по адресу.
Тем паче, что в последующих молитвах опять речь обо всём том же, но уже без "разделений".